Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:23, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Уровень развития материальной цивилизации…………………………..4
2. Мировосприятие и религиозные верования……………………………...6
3. Философия………………………………………………………………….8
4. Конфуцианство……………………………………………………………11
5. Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения)………………………………..15
6. Основные принципы учения Конфуция………………………………...17
7. Учение Конфуция о государстве………………………………………...19
Литература…………………………………………………………………...25
В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но в общем он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая):"Он обладает четырьмя Дао (сферы деятельности, направления в деятельности, качества) благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ проявляет чувство доброты, используя народ проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей Учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как логист), то это будет не воспитание народа, а народ потеряет сыновья чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.
Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание четырех перечисленных дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.
Также для получения права называться цзынь-цзы надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).
Возвышение
правителя в государстве
"Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершеннмудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.
Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.
У
Конфуция также существовало несколько
концепций по истинному правлению.
Двумя наиболее известными являются
концепция "исправление
(упорядочение) имен" и "правитель
должен быть правителем". По сути, вторая
есть прямое следствие первой.
"Исправление
имен» - одно из важнейших положений
Конфуция о принципах
"Правитель,
должен быть правителем" надо
понимать в сочетании с
В
общем, конфуцианская концепция
государства была очень популярна
в
Китае на протяжении многих веков. Под
ее знаменем Китай объединился. На ее основе
было создано и плодотворно существовало
ханьское государство, ее принципы, будучи
не столь безобидными, в сочетание с принципами
логистов, как это уже было показано на
примере их использования в личных целях,
тем не менее, смогли обеспечить стабильное
существование Поднебесной империи.
Конфуцианство
до сих пор является одной из крупнейших
мировых религий и предметом
исследования современных политологов,
теологов, философов, лингвистов, историков
и искусствоведов всего мира.
Литература
1.
Переломов Л.С."СЛОВО КОНФУЦИЯ"
2. Малявин В.В. "КОНФУЦИЙ","МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", МОСКВА,1992.;
3.
Хрестоматия по философии:
4.
«Беседы и рассуждения
5. А.А. Маслова «Мистерия Дао». Мир «Дао де цзина. М.: «Сфера» 1996г.