Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:23, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Уровень развития материальной цивилизации…………………………..4
2. Мировосприятие и религиозные верования……………………………...6
3. Философия………………………………………………………………….8
4. Конфуцианство……………………………………………………………11
5. Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения)………………………………..15
6. Основные принципы учения Конфуция………………………………...17
7. Учение Конфуция о государстве………………………………………...19
Литература…………………………………………………………………...25
Конфуцианство
Имя
Конфуций - латинизированная форма
китайского имени Кун-цзы
(Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое
незначительное место в мировоззрении
Конфуция, однако его имя очень часто упоминается
в одном ряду с именами Будды, Заратустры,
пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным
философом: теория познания и загадки
бытия также оставались вне его поля зрения.
Несмотря на всё это Конфуций оставил
широкий и неизгладимый след в духовном
развитии целого культурного региона.
Сверх того, его общественные и нравственные
идеалы стали впоследствии предметом
повышенного внимания и на
Западе и в России.
Этого мыслителя древности, в отличии от многих других, не скрывает завеса, сотканная воображением последователей .Наоборот - благодаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манёрах , о событиях его жизни, услышать его подлинные слова. Оказывается, в его облике нет ничего сверхчеловеческого, он удивительно прост, даже прозаичен.
Однако
Конфуций не оставил цельного письменного
изложения своих идей. Ему приписывают
составление и редактирование знаменитого
''Пятикнижия'', которое издавна рассматривалось
в Китае как исходный пункт всей китайской
литературы. Особое место среди этих источников
занимает книга ''Лунь-юй''--''Изречения'',
составленная учениками Конфуция уже
после его смерти. Она состоит главным
образом из отдельных афоризмов, которые
начинаются словами
''Учитель сказал ...''.
В
этих афоризмах мы можем найти
мысли сходные с мыслями
2.1
...Кто правит согласно
Подобен северной звезде:
Стоит на своем месте
В кругу других созвездий.
4.10 ...Благородный муж
Ничего не разрешает
И не запрещает в Поднебесной
А соизмеряется со справедливостью
Правление - это:
12.11
...когда будет государем
Слугой слуга,
Отцом отец,
И сыном сын.
12.17 ...есть исправление.
Кто же посмеет не исправиться,
Когда исправитесь вы сами?
13.6 ...Когда ведешь себя ты правильно,
То за тобой пойдут и без приказа;
Когда же ты ведешь себя неправильно,
То не послушают, хоть и прикажут.
13.10 ... Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям,
Они в течении ста лет могли бы победить жестоких и отменить казни.
Т.е. идеальный правитель должен быть справедливым, стремиться к добру, тогда и народ пойдет за ним, как ''...склоняется трава вслед ветру .''. По словам Конфуция, на месте государя должен стоять человек, которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой, чтобы ''...были рады те, что близко, и приходили те, что далеко.'' Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: ''...Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным. Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности ''. Но самое главное, по мнению Конфуция, это то, что народ должен верить своим ''управляющим, иначе государству не устоять''. Большая часть афоризмов, приведенная в хрестоматии, относится к очень интересным жизненным поучениям и правилам:
8.13 ...Всегда будь искренним, люби учиться,
Стой насмерть, совершенствуй путь...
Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь;
Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути.
4.14 …Не печалься о том, что нет места, А заботься о том, чем себя утвердить;
Не печалься о том, что никто не знает тебя,
А стремись быть тем, кого могут знать.
15.29 ... Человек может сделать путь великим, Не путь делает великим человека.
Представляют
большой интерес некоторые
15.28 ...Что ненавидят все, то требует проверки. Что любят все, то требует проверки.
15.30 ...Лишь та - ошибка, что не исправляется.
17.3
...Не происходит изменений
Все
эти афоризмы дают некоторое представление
о характере мировосприятия Конфуция,
становиться ясно, почему его учение нашло
столько много последователей. Однако
они не могут дать полное представление
об этом, влиятельнейшем учении древности.
Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения)
«Лунь юй» - «Изречения» - наиболее надежный памятник, передающий воззрения Конфуция, аутентичность которого не оспаривается специалистами.
Конфуций
(ср. кит. – Кун Фу-цзы, т.е учитель
Кун) жил в VI-V вв. до н.э.
Основное в его учении – социально-этический
аспект, опирающийся на авторитет древности.
Конфуций разделяет людей на три этические
категории: цзинь-цзы, жэнь, и сяо жень.
Цзюнь-цзы
– благородный муж, совершенный
человек, обладающий человеколюбием и
чувством долга. Сяо жэнь – маленький
человек или человек с
Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо – сыновья почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлось основой человеколюбия.
Управление государством и обществом базируется на «ли», правилах, приобретших функцию закона. Для того, чтобы поддержать управление, основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование «об исправлении имен», т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привести действительность в надлежащий порядок.
Согласно
учению Конфуция, идеальные правила
существовали только в древности, поэтому
именно тогда в Поднебесной царил
порядок. На этот
«золотой век», в прошлое ориентировал
мыслитель свою модель государства.
Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст «Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стеллах.
Каждый
образованный китаец был обязан знать
текст «Лунь юй» наизусть, а затем
руководствоваться им в течении всей своей
жизни.
Основные принципы учения Конфуция
К тридцати годам созрели основные этико - философские концепции будущего учения Конфуция.
1.
Концепция жень ("гуманность",
"человеколюбие") и ли ("правила",
"этикет"). Ли провозглашалось высшим
проявлением жень. Эти два компонента
отражали воззрения Конфуция на государственное
устройство и социальную организацию
общества.
2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.
3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.
4.
Рассуждая о проблеме власти,
Конфуций считал, что все дела
должны решаться на основе
принципа справедливости, т.е., по
существу соединил воедино
5.
Пятая концепция касается
6.
К этому времени
Неба, пока еще непоследовательно выразившие
его критическое отношение к повсеместно
распространненой тогда вере в духов.
Нетрудно
заметить, что большинство концепций было
связано с проблемой управления государством
и обществом. Это вполне отражало ситуацию
в сложнейший переходный период в истории
Китая и в социально-экономическом и в
политическом плане.
Учение Конфуция о государстве
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.
Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение.
Правила
по сути устанавливали морально-
Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!". Вежливость по - сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем как Конфуций относился к фа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным."
Для
того, чтобы создать правила, которые
бы оставались жизнеспособными в
течение долгого времени
Большое
внимание он уделял "главе семейства",
чей образ был тщательно
Учения было очень важен личный пример
в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно
мудрый") по Конфуцию носитель правил,
не должен находится в отдаление от государственного
правления, а должен наоборот быть активным
членом общества и государственным мужем.
Именно на образе цзынь-цзы основана идея
государственного правления с помощью
ли. Еще раз надо сказать о роле личного
примера в реализации Учения. "Если
правитель любит ли, то никто из народа
не посмеет быть непочтителен; если правитель
любит справедливость, то никто из народа
не посмеет не последовать ему; если правитель
любит искренность, то никто из народа
не посмеет скрыть свои чувства". В роле
правителя у Конфуция должен выступать
цзынь-цзы.