Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:25, контрольная работа
Сопоставление имени Платона и физики, притом физики наших дней — XX в.— кажется, на первый взгляд, искусственным и претенциозным. Любому образованному человеку Платон известен как один из величайших философов древности, как автор учения об идеях, от которого и ведет свое происхождение термин «идеализм». Но идеализм это то направление в философии, которое представляется наименее плодотворным с точки зрения задач и методов положительного естествознания.
1. Какие аспекты физики Платона сближают ее с представлениями
о современной теоретической физике? .........................................................3
2. Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции? ……......6
3. Первые античные научные программы ……………………………….12
4. Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции ….16
5. Основные идеи, заимствованные древнегреческой наукой из восточных учений ……………………………………...………………………19
6. Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую науку ……22
7.Почему в древнегреческой науке не получил широкого распространения эксперимент? ……………………………………………..25
8. Что характерно для научного стиля мышления древних греков? …26
Нормы поведения и деятельности, определившие облик социальной действительности, вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп и утверждались во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости. На этой основе складывались представления о множестве возможных форм действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися.
Идеал обоснованного и доказательного знания складывался в античной философии и науке под воздействием социальной практики полиса. Восточные деспотии, например, не знали этого идеала. Знания вырабатывались здесь кастой управителей, отделенных от остальных членов общества (жрецы и писцы Древнего Египта, древнекитайские чиновники и т.д.), и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению.
В
противоположность восточным
Сформировав средства для перехода к собственно науке, античная цивилизация дала первый образец конкретно-научной теории - Евклидову геометрию. Однако она не смогла развить теоретического естествознания и его технологических применений. Причину этому большинство исследователей видят в рабовладении и использовании рабов в функции орудий при решении тех или иных производственных задач. Дешевый труд рабов не создавал необходимых стимулов для развития солидной техники и технологии, а следовательно, и обслуживающих ее естественно-научных и инженерных знаний.
Процесс
становления древнегреческой
В античности в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.
Итак, появлению науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок, сложившихся в этом государстве:
1. У
греков отсутствовала каста
2. Демократическая
форма правления в государстве,
Это способствовало
развитию логического, рационального
стиля мышления, необходимого для
науки.
Основные идеи, заимствованные древнегреческой наукой из восточных учений.
Не исключено, что современный западный мыслитель, столкнувшись с "восточными" толкованиями тех или иных понятий, придет в недоумение. На самом деле, как по форме, так и по содержанию, методы западного философского анализа вполне конкретны и имеют строго очерченную сферу исследования. Исторически многие философские направления были преобразованы в самостоятельные научные дисциплины (например, натурфилософия со временем стала называться естествознанием). По мере дифференциации знаний и "отпочкования" утилитарных дисциплин западная философия перестала быть наукой о всеобщих закономерностях, ограничив свою сферу исследования разработкой концептуальных предпосылок и логическим анализом вербального оформления понятий и аргументов.
В течение двадцатого столетия британскую и североамериканскую философские школы интересовали вопросы, связанные не столько с природой вещей как таковой, сколько проблемы обоснованности самого подхода к осмыслению реальности. Так, вопрос о том, "что есть истина?" отодвинулся на второй план, а вместо него предметом исследования стал поиск рационального ответа на вопрос "что означает высказывание о том, что то-то и то-то является истинным?". Большинство западных философов отказались от умозрительного метода исследования в пользу эмпирического.
На Западе никто не ожидает от специалиста в области философии разума участия в психиатрической практике; от естествоиспытателя - фундаментальных научных изысканий; от исследователя в области философии религии - активного подвижничества или организации практических занятий медитацией. По сути дела современные западные философы являются сторонними наблюдателями - они лишь обобщают, комментируют происходящее, стараются концептуально оформить истинность того или иного явления и намного реже - подкрепить свои теоретические выкладки собственной практикой.
Однако так было далеко не всегда. На протяжении практически всей своей истории западная философия рассматривала самый широкий круг практических вопросов, и лишь тогда, когда новые направления в науке взяли на себя ее функции, западные мыслители стали ограничивать сферу изысканий определением смысловых формулировок.
В этом смысле восточная философия пошла другим путем, не ограничиваясь поиском рациональных доказательств и не уходя от решения жизненно важных, фундаментальных вопросов. Поэтому индуизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство и даосизм по праву могут считаться как религиозными течениями, так и общественными дисциплинами. Что же касается дзэн-буддизма и тантризма, то эти течения в основном нацелены на, соответственно, исследование медитативной техники и использование сексуального потенциала человека. Тем самым эти школы выявляют в человеке скрытые, латентные способности. В то же время практическая сторона этих учений не отделима и, более того, основана на философском и религиозном осмыслении бытия и природы вещей как таковой. Таким образом Мудрость Востока органично компилировала философию и психологию, социологию и религию. Иными словами, восточному философу, в отличии от его западного коллеги, не приходится искать свою нишу и ограничиваться исследованием узкого круга прикладных задач.
Восточное понимание "философии" как таковой включает в себя осознание глубин мироздания и человеческого "я", что, в свою очередь, подразумевает исследование таких аспектов бытия как сексуальность, созерцание, церемониал и правильное поведение. Именно это причудливое сочетание объектов исследования (с точки зрения западного менталитета) вызывает сомнения относительно правомочности употребления термина "философия" по отношению к восточной Традиции.
И все же вышесказанное является некоторым преувеличением и, более того, справедливо лишь по отношению к англо-американской традиции, впрочем, ничуть не умаляя широту взглядов европейской школы. Приведенный комментарий имеет единственную цель - примирить Запад с Востоком, ибо многие западные мыслители не воспринимают разнообразие восточных концепций как науку.
Мудрость
Востока (праджна, санскр.) не следует
рассматривать как предмет
Однако, последнее утверждение вовсе не означает отказ от логического анализа и эмпирических доказательств. Напротив, философские системы Востока и Запада имеют много общего. Если уж говорить о принципиальном отличии двух школ философской мысли, то восточная отличается большей универсальностью и компилятивностью. Иными словами, Мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции.
Западная и восточная терминология
Нередко прямой перевод восточных терминов на европейские языки приводят к искажению смысла и философской концепции в целом. Например, при попытке интерпретации индийского слова, обозначающего Абсолютную Реальность ("Брахман"), термином "Бог" возникает опасность привнесения западной концепции Творца, которая не имеет ничего общего с пантеистической позицией индусов. В этом случае возникает закономерное недоумение по поводу многочисленного пантеона индуистских богов.
Таким образом, по мере необходимости и с соответствующими комментариями, в тексте приводятся восточные термины в русской транскрипции.
Существует
несомненное сходство между западными
и восточными концепциями и подходами.
Например, известное высказывание древнегреческого
философа Гераклита о том, что "нельзя
войти в одну и ту же реку дважды"
полностью соответствует
География идей
Идеям
свойственно не только развиваться,
но и распространяться. География
распространения различных
Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую науку.
Софи́сты (от др.-греч. σ
Наиболее
значительными софистами были Протагор, Горгий, Гиппий,