Наука древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Сопоставление имени Платона и физики, притом физики наших дней — XX в.— кажется, на первый взгляд, искусственным и претенциозным. Любому образованному человеку Платон известен как один из величайших философов древности, как автор учения об идеях, от которого и ведет свое происхождение термин «идеализм». Но идеализм это то направление в философии, которое представляется наименее плодотворным с точки зрения задач и методов положительного естествознания.

Содержание

1. Какие аспекты физики Платона сближают ее с представлениями
о современной теоретической физике? .........................................................3
2. Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции? ……......6
3. Первые античные научные программы ……………………………….12
4. Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции ….16
5. Основные идеи, заимствованные древнегреческой наукой из восточных учений ……………………………………...………………………19
6. Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую науку ……22
7.Почему в древнегреческой науке не получил широкого распространения эксперимент? ……………………………………………..25
8. Что характерно для научного стиля мышления древних греков? …26

Работа содержит 1 файл

история науки ВАЛЯ (2).doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      Нормы поведения и деятельности, определившие облик социальной действительности, вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп и утверждались во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости. На этой основе складывались представления о множестве возможных форм действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися.

Идеал обоснованного и доказательного знания складывался в античной философии  и науке под воздействием социальной практики полиса. Восточные деспотии, например, не знали этого идеала. Знания вырабатывались здесь кастой управителей, отделенных от остальных членов общества (жрецы и писцы Древнего Египта, древнекитайские чиновники и т.д.), и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению.

      В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал социально  значимые решения, пропуская их через  фильтр конкурирующих предложений  и мнений на народном собрании. Преимущество одного мнения перед другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на авторитет, особое социальное положение индивида, предлагающего предписание для будущей деятельности, не считались серьезной аргументацией. Диалог велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была обоснованность предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания. Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем: "дано - требуется доказать - доказательство". Но в древнеегипетской и вавилонской математике такая форма не была принята, здесь мы находим только нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: "Делай так!", "Смотри, ты сделал правильно!".

Сформировав средства для перехода к собственно науке, античная цивилизация дала первый образец конкретно-научной теории - Евклидову геометрию. Однако она не смогла развить теоретического естествознания и его технологических применений. Причину этому большинство исследователей видят в рабовладении и использовании рабов в функции орудий при решении тех или иных производственных задач. Дешевый труд рабов не создавал необходимых стимулов для развития солидной техники и технологии, а следовательно, и обслуживающих ее естественно-научных и инженерных знаний.

      Процесс становления древнегреческой науки  шел через отделение мифа от логоса, т.е. научного элемента от фантастического. Миф - это бинарное образование, сочетающее реальный и фантастический элементы. Для мифа характерно мышление противоположностями, например, жизнь - смерть, белое - черное, мужское - женское, разум - интуиция и т. д. Мифологическое мышление обладает не менее стройной логикой, чем наука. Отделение мифа от логоса произошло постепенно, через разделение фантастического и реального, а также замену духовно-личностного отношения к действительности объективным.

      В античности в основном имело место  философское познание мира. Здесь  понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это  было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.

Итак, появлению  науки в Древней Греции способствовал  ряд предпосылок, сложившихся в  этом государстве:

1. У  греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знания были доступны любому свободному гражданину, имеющему к ним интерес;

2. Демократическая  форма правления в государстве,  что гарантировало гражданские  права и необходимость их отстаивания  с помощью риторики, основанной  на аргументации и убеждении  оппонента.

Это способствовало развитию логического, рационального  стиля мышления, необходимого для  науки. 

Основные  идеи, заимствованные древнегреческой  наукой из восточных  учений.

      Не  исключено, что современный западный мыслитель, столкнувшись с "восточными" толкованиями тех или иных понятий, придет в недоумение. На самом деле, как по форме, так и по содержанию, методы западного философского анализа вполне конкретны и имеют строго очерченную сферу исследования. Исторически многие философские направления были преобразованы в самостоятельные научные дисциплины (например, натурфилософия со временем стала называться естествознанием). По мере дифференциации знаний и "отпочкования" утилитарных дисциплин западная философия перестала быть наукой о всеобщих закономерностях, ограничив свою сферу исследования разработкой концептуальных предпосылок и логическим анализом вербального оформления понятий и аргументов.

      В течение двадцатого столетия британскую и североамериканскую философские  школы интересовали вопросы, связанные  не столько с природой вещей как таковой, сколько проблемы обоснованности самого подхода к осмыслению реальности. Так, вопрос о том, "что есть истина?" отодвинулся на второй план, а вместо него предметом исследования стал поиск рационального ответа на вопрос "что означает высказывание о том, что то-то и то-то является истинным?". Большинство западных философов отказались от умозрительного метода исследования в пользу эмпирического.

На Западе никто не ожидает от специалиста  в области философии разума участия  в психиатрической практике; от естествоиспытателя - фундаментальных научных изысканий; от исследователя в области философии религии - активного подвижничества или организации практических занятий медитацией. По сути дела современные западные философы являются сторонними наблюдателями - они лишь обобщают, комментируют происходящее, стараются концептуально оформить истинность того или иного явления и намного реже - подкрепить свои теоретические выкладки собственной практикой.

      Однако  так было далеко не всегда. На протяжении практически всей своей истории западная философия рассматривала самый широкий круг практических вопросов, и лишь тогда, когда новые направления в науке взяли на себя ее функции, западные мыслители стали ограничивать сферу изысканий определением смысловых формулировок.

В этом смысле восточная философия пошла  другим путем, не ограничиваясь поиском  рациональных доказательств и не уходя от решения жизненно важных, фундаментальных вопросов. Поэтому  индуизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство  и даосизм по праву могут считаться как религиозными течениями, так и общественными дисциплинами. Что же касается дзэн-буддизма и тантризма, то эти течения в основном нацелены на, соответственно, исследование медитативной техники и использование сексуального потенциала человека. Тем самым эти школы выявляют в человеке скрытые, латентные способности. В то же время практическая сторона этих учений не отделима и, более того, основана на философском и религиозном осмыслении бытия и природы вещей как таковой. Таким образом Мудрость Востока органично компилировала философию и психологию, социологию и религию. Иными словами, восточному философу, в отличии от его западного коллеги, не приходится искать свою нишу и ограничиваться исследованием узкого круга прикладных задач.

Восточное понимание "философии" как таковой включает в себя осознание глубин мироздания и человеческого "я", что, в свою очередь, подразумевает исследование таких аспектов бытия как сексуальность, созерцание, церемониал и правильное поведение. Именно это причудливое сочетание объектов исследования (с точки зрения западного менталитета) вызывает сомнения относительно правомочности употребления термина "философия" по отношению к восточной Традиции.

      И все же вышесказанное является некоторым  преувеличением и, более того, справедливо лишь по отношению к англо-американской традиции, впрочем, ничуть не умаляя широту взглядов европейской школы. Приведенный комментарий имеет единственную цель - примирить Запад с Востоком, ибо многие западные мыслители не воспринимают разнообразие восточных концепций как науку.

      Мудрость  Востока (праджна, санскр.) не следует  рассматривать как предмет логических построений и умозрительных спекуляций без учета практики и интуиции. Праджна применима во всех сферах жизни.

Однако, последнее утверждение вовсе не означает отказ от логического анализа и эмпирических доказательств. Напротив, философские системы Востока и Запада имеют много общего. Если уж говорить о принципиальном отличии двух школ философской мысли, то восточная отличается большей универсальностью и компилятивностью. Иными словами, Мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции.

Западная  и восточная терминология

      Нередко прямой перевод восточных терминов на европейские языки приводят к  искажению смысла и философской концепции в целом. Например, при попытке интерпретации индийского слова, обозначающего  Абсолютную Реальность ("Брахман"), термином "Бог" возникает опасность привнесения западной концепции Творца, которая не имеет ничего общего с пантеистической позицией индусов. В этом случае возникает закономерное недоумение по поводу многочисленного пантеона индуистских богов.

      Таким образом, по мере необходимости и  с соответствующими комментариями, в тексте приводятся восточные термины  в русской транскрипции.

      Существует  несомненное сходство между западными  и восточными концепциями и подходами. Например, известное высказывание древнегреческого философа Гераклита о том, что "нельзя войти в одну и ту же реку дважды" полностью соответствует концепции  Будды о вечно изменяющейся проявленной реальности. Из этого вовсе не следует, что Гераклит втайне исповедовал буддизм или имел какие-либо сношения с Гаутамой. Подобная концептуальная идентичность свидетельствует лишь о сходстве интерпретаций одного и того же феномена.

      География идей

      Идеям свойственно не только развиваться, но и распространяться. География  распространения различных учений с одной стороны обусловлена  торговым и религиозным взаимодействием  разных народов, а с другой - сама отражает эволюцию развития философских понятий, которые формировались в конкретных этнических и, соответственно, культурных условиях. Изучая восточную мудрость, можно (условно) выделить два географических района - Индию и Китай. Индийская философско-религиозная система (называемая на Западе общим термином индуизм) и ее более поздние ответвления - буддизм и джайнизм - отражают культуру и даже климатические особенности региона. Это вполне естественно, так как трудно предположить, что жители полярных областей смогли бы осуществлять монашескую аскезу в абсолютно голом виде! Кардинальные позиции индийской школы в своей основе отличаются от возникших в Китае конфуцианства и даосизма, целью которых изначально были личностные и социальные аспекты. Поэтому не удивительно, что с продвижением буддизма из Индии на север, в Китай, а затем в Японию, учение Гаутамы претерпело существенные изменения, отражающие особенности этих национальных культур. 

Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую  науку.

      Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής - «умелецизобретательмудрец, знаток»), термин, которым в древнегреческой литературе обозначали:

  1. умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей специальной профессии;
  2. в узком смысле — учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины V — 1-й половины IV вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за деньги.

      Наиболее значительными софистами были ПротагорГоргийГиппий, ПродикАнтифонтКритий. Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации (например, Протагор тяготел к рабовладельческой демократии, а Критий был врагом демократии), ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии (Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгий и Антифонт — на идеи элейской школы и т. п.), ни по их собственным философским идеям. Можно выделить некоторые общие черты философии софистов — перемещение философских интересов из сферы натурфилософии в область этики,политикитеории познания. Софисты призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, часто доходя при этом до релятивизма и субъективизма. Идеи софистов вошли в древнегреческую философию как её необходимый составной элемент, их влияние заметно не только у СократаПлатона иАристотеля, у представителей мегарской школы и киников, но и во всей философии эллинизма, включаянеоплатонизм.

Информация о работе Наука древней Греции