Начало индустриализации в России . Программа индустриализации (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия иинтеллигенция.

Работа содержит 1 файл

Либерализм в России.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

[править]Физический труд

Что касается физического  труда, то для него определены достаточно объективные критерии оценки тяжести, – это энергозатраты.

Все виды физических работ совершаются при участии  мышц, которые, сокращаясь, совершают  работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от мышц уносятся отработанные вещества – продукты окисления. Основным источником энергии является процесс окисления гликогена кислородом, тоже содержащимся в крови. Гликоген – это полисахарид, образованный остатками глюкозы. Он откладывается в цитоплазме клеток печени и мышц. При недостатке в организме глюкозы гликоген под действием ферментов (ускорителей реакций) расщепляется до глюкозы, которая поступает в кровь.

Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе этого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения объективных показателей энергозатрат. В связи с этим различают работы: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.

К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи и т.д.

К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах и т.д.

К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок и т.д.

Для увеличения доставки кислорода и питательных веществ, а также для удаления продуктов их окисления сердечно-сосудистая система увеличивает кровоток. Это осуществляется двумя путями: учащением пульса и увеличением объёма каждого сокращения сердца.

Итак, основными  физиологическими реакциями организма на физическую работу являются учащение пульса, повышение кровяного давления, учащение дыхания и повышение лёгочной вентиляции, изменение состава крови, увеличение потоотделения. Изменения постепенно нарастают, доходя до определённого уровня, при котором усиленная работа органов и систем уравновешивается с потребностями организма.

По прекращении  работы наступает восстановительный  период, когда измененные функции  постепенно возвращаются к норме. Но продолжительность восстановления различных функций не одинакова: - пульс, давление, частота дыхания и лёгочная вентиляция восстанавливаются за 10-15 минут; - состав крови и др. – за 45-50 минут.

Это вызвано  тем, что во время интенсивной  работы происходит мобилизация внутренних ресурсов организма, происходит обеднение кислородом и питательными веществами неработающих тканей и органов, а также поглощение запасов самих мышечных клеток, которые за счёт этих внутренних запасов некоторое время могут работать без потребления кислорода (так называемая анаэробная фаза работы мышц). Чтобы пополнить эти запасы во время отдыха, организм продолжает потреблять повышенное количество кислорода.

Если при продолжительной  тяжелой работе и при мобилизации  всех ресурсов организма доставка необходимого количества кислорода и питательных веществ не обеспечивается, наступает утомление мышц.

Мышцы работают не только, когда человек перемещает тяжести, но и когда удерживает их на месте, или удерживает вес собственного тела или отдельных его частей (туловища, рук, головы). В связи с этим основными показателями тяжести трудового процесса являются: - физическая динамическая нагрузка; - масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную; - стереотипные рабочие движения; - статическая нагрузка; - рабочая поза; - наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Вынужденное и  тем более неудобное положение  тела, даже в случае лёгкой работы, может  приводить к быстрому утомлению, т.к. статическая нагрузка на одни и  те же группы мышц более утомительна. Рабочая поза может быть свободная, неудобная, фиксированная и вынужденная. К свободным позам относятся удобные позы сидя, с возможностью изменения рабочего положения тела или его частей. Фиксированная рабочая поза – невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе работы различать мелкие объекты. Наиболее жёстко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов – луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лёжа, на коленях, на корточках и т.д.

Физиологи выделяют несколько стадий в процессе работы: - в начале работоспособность нарастает (врабатываемость); - достигнув максимума, производительность труда держится на этом уровне более или менее длительное время (стабильная работа); - затем наступает постепенное снижение работоспособности (утомление).

Организация кратковременных  перерывов в конце максимума  работоспособности, снижает утомляемость и повышает общую производительность труда.

Кроме физиологических  изменений в виде утомления, различные  виды физического напряжения могут  вызвать и некоторые патологические явления в организме, т.е. заболевания: - длительная работа в неудобном  положении может привести к искривлению  позвоночника вбок (сколиоз), или вперёд (кифоз); - при длительном стоянии или хождении под нагрузкой – плоскостопие или варикозное расширение вен нижних конечностей; - постоянное статическое напряжение или однообразные движения при тяжёлой интенсивной работе приводят к нервно-мышечным заболеваниям (воспаление сухожилий, неврозы, люмбаго и др.); - частые и длительные напряжения одних и тех же групп мышц живота – грыжи; - напряжение органов зрения – близорукость.

Особенно чувствителен к неблагоприятным воздействиям различных вредных факторов женский организм. В частности, при физической нагрузке свыше 15 кг наблюдается опущение тела матки. Постоянная статическая и динамическая нагрузка на позвоночник и ноги у женщин может привести к нарушению формы и функции стоп, изменениям крестцово-тазового угла. У женщин, условия труда которых связаны с вибрацией, могут случаться самопроизвольные аборты, преждевременные роды, токсикозы первой и второй половин беременности. Большое практическое значение представляет собой влияние на специфические функции женского организма химических веществ, даже, когда их содержание не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК).

Термин «здоровье» в уставе Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) определён как  «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов». На здоровье населения в этом смысле влияют условия труда и быта, жилищные условия, уровень заработной платы, обеспеченность продуктами питания и их качество, состояние медицинского обслуживания, климатогеографические и другие социальные и гигиенические факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Протестантская  Этика И Дух  Капитализма

(1904-1905) – работа  немецкого социолога М. Вебера , входящая в корпус его исследований по проблемам  исторической социологии культуры. “Капитализмом, – пишет Вебер, – “будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена,  то есть мирного (формально) приобретательства”. Такой капитализм,  когда “хозяйственная деятельность  действительно ориентирована на сопоставление дохода  и издержек в денежном выражении”, существовал “…в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и нового времени”, но только капитализм Запада  явил такие “типы, формы и направления, которых ранее нигде не было”. Западный тип капитализма – нигде ранее не существовавший – это “ориентированная на товарный рынок” “рациональная капиталистическая организация  свободного (формально) труда” ; к этому свойству следует добавить еще “отделение  предприятия от домашнего хозяйства” и “рациональную бухгалтерскую отчетность”, опора на “науки и основанную на них технику”, использование которой поощрялось “рациональной структурой права  и управления”. Т.о., основной спецификой западной версии капитализма выступает его рационализм,  истоки которого и пытается определить Вебер. В своем дальнейшем исследовании Вебер исходит из того, что “в такой же степени, как от рациональной техники и рационального права, экономический рационализм зависит и от способности и предрасположенности людей к определенным видам практически рационального жизненного поведения. Там, где определенные психологические факторы  служат ему препятствием, развитие  хозяйственно-рационального жизненного поведения также наталкивается на серьезные внутренние трудности”. В прошлом эти психологические факторы  формировались “религиозными идеями и коренившимися в них этическими представлениями о долге” и, следовательно, в центр исследования попадает “обусловленность “хозяйственного мышления”, “этоса” данной формы хозяйства определенной религиозной направленностью”. Иллюстрацией этой обусловленности, по Веберу, служит связь современного западноевропейского хозяйственного этоса с “рациональной этикой аскетического протестантизма”: в начале работы Вебер приводит статистику, которая указывает, что во многих конфессиональных районах Германии именно некоторые типы протестантов обладают (пропорционально остальных верующих) наибольшим процентом богатств и экономически выгодных позиций. Метод  исследования связи религии и хозяйственного поведения – определение  ”избирательного сродства” (термин  И. Гёте) между формами религиозного верования  и профессиональной этикой, т.е. поиск непротиворечия основных положений протестантской этики такому отношению к хозяйственно-экономической деятельности, которое и выражает дух современного капитализма. Необходимо отметить, что Вебер был далек от одностороннего понимания такой обусловленности: “Мы ни в коей мере не намерены защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто “капиталистический дух” …мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система  является продуктом Реформации”; “Мы стремимся установить лишь следующее: играло ли также и религиозное влияние  - и в какой степени – определенную роль  в качественном формировании и количественной экспансии “капиталистического духа” и какие конкретные стороны сложившейся на капиталистической основе культуры восходят к этому религиозному влиянию”. Историческими носителями “рациональной этики аскетического протестантизма” (пуританами) являются кальвинизм, пиетизм, методизм и некоторые, вышедшие из анабаптизма секты. Принимая за основу пуританской этики кальвинизм, Вебер приходит к выводу, что именно “пуританизм стоял у колыбели современного “экономического человека  …способствовал установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа  жизни…”. Аргументы Вебера в пользу этого вывода следующие. 1. Пуританское вероучение (вера  в предопределенность спасения или гибели; обязанность любого трудиться во славу Божию; вера в спасение как дар Божий; строгий аскетизм  и т.п.) исключает мистицизм и носит антиритуальный характер, т.е. устраняет главные препятствия на пути “расколдовывания мира” трезвого, рационального мировосприятия. 2. Мировоззрение пуританина позволило увидеть верующему признак своей избранности к спасению в успехе своей профессиональной деятельности: понимание  своей профессии как неустанного труда во славу Божию и снятие с зарабатываемых (в результате труда) денег клейма греха сребролюбия. 3. Этика  пуритан носит ярко выраженный аскетический характер и сводит к минимуму личное потребление,  что при постоянном росте зарабатываемых средств автоматически приводит к постоянному инвестированию производства и его непрерывному расширению. Анализ  аскезы занимает у Вебера особое место; он отмечает ее исторический путь как смену двух этапов: первый – когда “аскеза перемещалась из монашеской кельи в профессиональную жизнь  и приобретала господство  над мирской нравственностью”  (это период одухотворения капитализма этикой Реформации), и второй – современный: “По мере того как аскеза начала преобразовывать мир, оказывая на него все большее воздействие, внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей… В настоящее время  дух аскезы… ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре с тех пор, как покоится на механической основе. На этапе своего генезиса, новоевропейский капитализм, освященный аскетической этикой пуритан, обладал некоторыми особенностями. Во-первых, его носителями были “поднимающиеся средние слои ремесленников”, т.е. представители среднего класса,  которым противостоял крупный капитализм старого типа “капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата”, воплощением которого выступали благородные наследники купеческого капитала  и еврейские финансовые круги: “еврейский капитализм был спекулятивным капитализмом париев, пуританский капитализм – буржуазной организацией трудовой деятельности”. Во-вторых, социально-этический тип провозвестника нарождающегося капитализма – это “люди, прошедшие суровую школу жизни, осмотрительные и решительные одновременно, люди сдержанные, умеренные и упорные по своей природе, полностью преданные своему делу, со строго буржуазными воззрениями и принципами”. Вывод исследования: протестантская этика  (с ее понятием  ”профессионального долга”, “внутримирским аскетизмом” и бережливостью, идеалом личной инициативы и ответственности только за себя) наиболее полно выражала основные идеологические и психологические моменты духа новоевропейского капитализма. Дух протестантской этики “нашел в капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а капиталистическое предприятие…  нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу”. Данная работа Вебера породила много дискуссий и комментариев, которые выявили бесспорность методологической установки Вебера на то, “что поведение  людей в различных обществах может быть понято лишь в рамках их общего концептуального представления о своем существовании, что религиозные догмы и их толкование – составная часть их видения мира, что необходимо понять эти догмы, чтобы понять поведение индивидов и групп…” (Р. Арон – ). “Максу Веберу удалось первому достоверно связать саму возможность накопления материальных благ … с выработкой подхода  к божескому миру как не имеющему объяснимого отношения к миру реальному” (Ж. Батай). Д.К. Безнюк

Информация о работе Начало индустриализации в России . Программа индустриализации (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)