Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:38, реферат
История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия иинтеллигенция.
История либерализма в России в
После заключения
достаточно унизительного Тильзитского мира с Францией в 1807 г.
император Александр
I поручил одному
из самых образованных людей своего времени,
министру внутренних дел Михаилу
Сперанскому,
разработать план политических реформ.
Ещё в бытность секретарём князя А. Б. Куракина,
Сперанский изучил работы французских
мыслителей эпохи
Просвещения и Иммануила Канта и стал сторонником конституционной монархии. Причину политической
нестабильности Сперанский видел в том,
что самодержавие имеет только видимость
законности, являясь по сути самовластием.
Вместо этого он предлагал учредить разделение
власти на исполнительную, законодательную
и судебную ветви и свести к минимуму право
государя издавать законы без согласия
высшего законодательного органа, Государственной Думы.
Свои реформы
Сперанский начал в области образования,
основав первую государственную
среднюю школу — Царскосельский
лицей. В 1809 г.
был выпущен указ, согласно которому всем
придворным, независимо от титула, для
получения должности в государственном
аппарате полагалось пройти государственную
службу начиная с низшей ступени. Согласно
другому указу, для получения должности
коллежского асессора или выше (см. Табель о рангах) чиновникам без университетского
образования полагалось сдавать экзамены. 1 января 1810 г.
был учреждён Госсовет. Началась финансовая
и административная реформа, в значительной
степени по образцу Франции.
Мировоззрение
императора Александра
II сложилось
во многом под влиянием своего наставника В. А. Жуковского, человека либеральных
взглядов. После поражения в Крымской войне экономическая отсталость
России стала очевидной, и часть общества
начала решительно требовать модернизации. Наряду с оборонными
и экономическими проектами (такими, как
строительство железных дорог), Александр
II осуществил ряд реформ либерального
характера. Важнейшей из них была отмена крепостного права 19 февраля 1861 г.,
при этом крестьяне получили право на
выкуп земли. Всего в крепостных было 25 %
от общего числа крестьян. В 1864 г.
была проведена судебная реформа, в частности,
были введены мировые суды и суд присяжных. На уровне местного
самоуправления были учреждены представительные
органы власти — земские
собрания.
Несмотря на
жёсткие цензурные ограничения,
среди интеллектуальной элиты либеральная
мысль продолжала развиваться и в 1830-е
гг. В 1836 г. Пётр
Чаадаев опубликовал
восемь «Философических писем», в которых
он поднял вопрос о культурной обособленности
России. Объектами критики Чаадаева были православие, крепостничество и
самодержавие. Вслед за Чаадаевым, западники (А. И. Герцен, В. Г.
Белинский и
др.) видели в Западной Европе реализацию
идей законности, справедливости и прав
личности. Им возражали славянофилы (А. С.
Хомяков, К. С. Аксаков и др.), которые полагали,
что у русского «народа-богоносца» свой
особый путь и особые ценности: общинное
(коллективное) начало и соборность (стремление к согласию
среди представителей общины). Славянофилы
считали, что народ должен заниматься
нравственным саморазвитием, а не стремлением
к власти или к личному обогащению, и подчёркивали,
что между ним и государственным аппаратом
существует фундаментальное противостояние:
«сила власти — царю; сила мнения — народу».
Начало XX века в
России ознаменовалось усилением либерализма
благодаря развитию капитализма и связанному с этим
стремительному экономическому подъёму.
Поражение в русско-японской
войне в 1905 г.
привело к тому, что недовольство режимом
переросло в революционное
движение. Резко
усилились радикальные течения, включая марксизм и анархизм.
Под давлением
сторонников обновления строя среди
правительства Витте[6],
император Николай
II учредил высший
представительный орган власти Государственную Думу и провозгласил ряд
гражданских прав: неприкосновенность
личности, свободу слова, свободу
собраний.
Либералы в послереволюционной эмиграции
Оказавшись в
эмиграции, многие русские философы
продолжали работу над развитием
либерализма. Одним из них был
либерал-консерватор С. Л.
Либерализм в постсоветскую эпоху
Либерализация прежде всего коснулась цен, фиксация которых была отменена 1 января 1992 г., что в сочетании с другими факторами привело кгиперинфляции, в результате которой большинство населения потеряло все долгосрочные сбережения, замороженные в Сберегательном Банке России. Это также уменьшило спрос на товары, что устранило их дефицит. Хотя правительство утверждало о наличии у него продуманной программы и соответствии результатов ожиданиям[16], масштаб гиперинфляции показывал обратное и настроил против реформ значительную часть населения.
Однако центральной темой либеральных реформ стала приватизация, целью которой был переход государственной собственности в частные руки. Официально утверждалось, что главным новым собственником станет население, которое для этого получило приватизационные чеки (ваучеры).
В России общество и власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на упрочение властной вертикали. Только при такой структуре верховная власть могла доминировать, не вторгаясь в сферу региональной, экономической, культурной и правовой специфики. Следует также отметить негативное отношение общества к навязыванию идеологию, что явилось следствием коммунистического правления. В данном контексте современный политический режим в России, по мнению Н.Шестова, «антикоммунистичен постольку, поскольку либерально-демократичен».[6]
Примерно до середины 1990-х гг. господствующей тенденцией было движение страны в направлении представительной демократии. Конкретными проявлениями такой политики явилась высокая политическая активность граждан, формирование легальной оппозиции, децентрализация власти, становление системы выборов. Однако, эти достоинства, по выражению О.Смолина, превратились в собственную противоположность: демократизм – в популизм, антибюрократизм – в непрофессионализм, децентрализация – в «парад суверенитетов».[7]
Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.
В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.
Политический
психолог Е.Шестопал утверждает, что
«ценности демократии усваиваются
россиянами ровно в той степени,
в какой они соответствуют
нашей культуре. Ценности, которые
нам органичны, принимаются, а чуждые
по духу – отбрасываются. Происходит своего
рода естественный отбор элементов демократии,
предлагаемых населением властью. … Мы
видим сегодня очень серьезный авторитарный
запрос со стороны населения…»[8]
Недостаточность
изучения производящих и материальных
причин труда. - Полное определение труда
с нравственной точки зрения: труд есть
взаимодействие людей в области вещественной,
которое в согласии с нравственными нормами
должно обеспечивать всем и каждому необходимые
средства к достойному существованию
и всестороннему совершенствованию, а
в окончательном своем назначении должно
преобразовать и одухотворить материальную
природу
В статье 37 Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Исполнение законов о трудовой занятости населения - одна из важнейших гарантий обеспечения конституционного права на труд.
В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.
Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.
Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния.