Начало индустриализации в России . Программа индустриализации (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия иинтеллигенция.

Работа содержит 1 файл

Либерализм в России.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.

Экономическая основа трудовых отношений в нашей  стране за последние полтора десятилетия  претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких  форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

В этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран, сохраняя вместе с тем свою специфику.

Целью моей работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.

Данная тема, думаю, весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в  себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.

Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ.   
 
 
 
 
 
 
 

      Мифу о русской лени, пожалуй, не одно столетие.  Экскурсов в историю не буду делать по простой причине.  Это сделал  вполне профессионально уважаемый мной профессор Владимир Мединский в своей серии  книг  Мифы о России. Просто обращу внимание на некоторые исторические факты. Ленивые русские построили Транссиб буквально за несколько лет.  Еще более ленивые русские крестьяне  кормили всю Европу.  Эта ложь была подхвачена коммунистами, чтобы оправдать свое присутствие на Руси.  А потом все провалы в экономике и сельском хозяйстве приписывать, естественно, русской лени.    
              Первый урок политэкономии социализма мной был  получен еще в школе. Я попал под хрущевские одиннадцать классов.  В 14 лет нас привели на производство, в арматурный цех на заводе ЖБИ.  Зарплата арматурщика  4-го разряда равнялась 70-80 рублям и ажиотажа у отдела кадров не наблюдалось. Нас рабочие встретили очень хорошо. Главное, нас подпустили к станкам.  Через месяц мы все быстренько освоили, включая дуговую сварку и нам дали возможность полноценно работать  с начислением заработной платы. Работали мы два дня в неделю и реально зарабатывали рублей по 25. Для пацанов это было целое состояние. Еще через месяц я выполнял сменное задание до обеда.  Варил шестьдесят арматурных сеток. Цена пять копеек. Итого три рубля в день. Попытки подойти к станку после обеда моментально пресекались рабочими. Ты сынок пришел и ушел, а нам здесь работать и если сделаешь после обеда еще шестьдесят  сеток, то завтра расценка будет в размере двух с половиной копеек.  Таким образом, регулировался труд при совке. Поспешай не торопясь. Зато все были при деле.  
             И вот наступили кооперативные времена.  Тут самому приходилось определять расценки на все виды работ. И первые же опыты позволили сделать простой и очевидный вывод – хочешь заработать, плати нормально людям.   В первые годы работы я неоднократно убеждался в этом простом выводе. Приведу несколько примеров.  
              Грунт.  Работая в управлении механизации, за пару лет перевез не меньше двух миллионов кубов грунта.   Прекрасно знал сметы. И мне было достаточно взглянуть всего на две цифры - дальность возки по смете и реальная по факту. После этого я с максимальной точностью знал, сколько можно заработать на объекте. Подвернулся объем в 32 тысячи кубов. Взял смету, нашел карьер поближе, а потом поехал к автомобилистам.  Заключил с ними договор, по которому они выделяли мне шесть МАЗов самосвалов с работой по 12 часов в день. То есть в месяц со мной работали две бригады. Приехала первая бригада. Ребята кроме бригадира совсем молодые, года два после армии. Начали выяснять, сколько я им буду платить. Я им честно признался, что понятия не имею. Вы пару дней поработайте, а потом я и решу. Начали. В день по 20-22 рейса. Сел, посчитал, что потрачу за аренду при таком темпе возки, что останется мне, и что можно будет добавить им. На третий день я произнес перед бригадой речь. Если вы будете работать не хуже, чем эти два дня, то я вам подпишу путевки по максимуму. А это означало, что управление, где я их взял, заплатит им примерно по пятьсот рублей. Их заработок перед моим заказом не превышал трехсот. А вот от себя лично я вам прибавлю по 70 копеек с каждого борта. Учет рейсов вели мои ребята.  Вот и все, и никаких призывов, убеждений, уговоров.  Через пару дней они стали делать по сорок рейсов. Их суммарный заработок приближался к девятистам  рублям.   
         Я просто любовался их работой. Мало того, я обратил внимание, что они тратят много времени на обед в рабочей столовке.  Жара, духота, да и качество блюд не ахти. Я им предложил другой вариант.  А что если я вас буду кормить в ресторане за счет заведения. К моему удивлению ни одного возражения не последовало.  Рядом с площадкой только что открылся очень даже приличный кооперативный ресторанчик. Теперь я заранее накрывал стол, причем выбирая, что получше, а не подешевле. Они подъезжали, мыли руки, кушали, минут десять перекуривали.  А за сэкономленные полчасика от обеда они делали  еще по паре рейсов. Это мне приносили в кассу шестьсот рублей. Обед мне обходился в двадцать пять. Так что вопрос кто кого благодетельствовал можно считать дискуссионным. Лет десять после этого объекта ребята, встречаясь со мной,  задавали только один вопрос, ну когда ты еще раз нас возьмешь на работу?  
         Станки.  В начале девяностых хорошим  спросом пользовались небольшие полупромышленный деревообрабатывающие станки. В Краснодарском крае нашел заводик, который мог это делать.  Я положил глаз на его инструментальный участок. Директора не убедил. Он сказал, что этот участок должен делать в месяц до сорока прессформ, а осиливают от силы 15-16. А тут ты еще со своим заказом. Посмотрел его калькуляции на изделия. Накладные 320 процентов. Предложил, а давай я буду делать эти прессформы при накладных в восемьдесят процентов, а вечерами свои станки. Рабочие согласны. А когда я еще предложил и комплектацию металлом, то ему не чем было крыть. Предложение для него было сверх выгодным. Но в договоре был пунктик, что при малейшем сбое договор расторгается.  Естественно, я заранее провел глубокую разведку. Поговорил  с мастерами, рабочим. Ребята, инструментальщики пятого разряда, золотые руки получали по 180-200 рублей. Ну, на эти деньги они и делали 15 изделий в месяц. 
             В первый месяц мужики сделали 24 прессформы и первую партию моих станков. На второй вышли на 36. Причем мои намеки о том, что нужно остаться после работы или выйти в субботу рабочие  игнорировали, объясняя мне, что у них свои огороды, а мы и так, в рабочее время тебе все сделаем.  Перекуривать меньше будем. И действительно, не напрягаясь, за счет разумной организации успевали делать всю программу под мой заказ за законные восемь часов в день.  
              На четвертый месяц меня выгнали с завода. Действительно, сколько можно терпеть этого наглого кооператора, который довел заработную плату рабочим до тысячи рублей в месяц. Совсем оборзел. Нельзя мириться с таким беспределом. А почему остальные цеха не получают столько?  
             Добавлю, что по такой схеме сработал еще несколько раз и всегда результат был один. Те же самые люди, на том же оборудовании увеличивали производительность труда в разы, и соответственно в разы вырастала заработная плата. После этого меня выгоняли. На этом фоне слишком убого смотрелись директора предприятий, куда я залезал со своими заказами.  
              Напрашивается несложный вывод. Повторюсь. Хочешь заработать - плати нормально людям. И поверьте, русский мужик никогда не был ленивым. Схема простая. Если ему говорят, что вот за эту работу ты будешь получать рубль, а если очень хорошо потрудишься, то мы тебе накинем премию в размере двадцати копеек. Не сомневайтесь он и будет работать на рубль двадцать.  А если ему обозначить реальную расценку и сказать, сколько сделал, столько и получишь без обману, то он и на три рубля и на пять сделает.  У меня монтажники умудрялись за полтора дня зарабатывать больше, чем они получали в месяц на основной работе. Сколько оставалось мне, я особо не афишировал. И это не альтруизм, а разумный расчет.  
             Во всем мире сложилась простая пропорция при взаимоотношениях с наемными работниками. 70% на заработную плату, 20% на развитие производства и 10 % на яхты и бриллианты любовницам. В России все с точностью наоборот. А потом удивляются, не хотят люди работать. 
             Нашими предпринимателями движет жадность и желание хапнуть побольше. И им не приходит в голову простая мысль, что они получат намного  больше, если будут думать о людях. Жалко, что время уходит и растет деградация любого производства. Подумайте ребята. Еще не поздно.     
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II   Начало индустриализации в России . Программа индустриализации   (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)       

Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная побе- да над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали очевидную  техни- ческую отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “со- ревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. К правитель- ству России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало соз- дать в стране современную крупную промышленность.      

  Дорога к капитализму была  открыта реформами 60-70-х годов.  В сере- дине 1881 года во главе  Министерства Финансов, которым  в то время во многом регулировалась  хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович Бунге, ученый-экономист, бывший киевский профессор.      

  Его взгляды на обустройство  России во многом совпадали  со взглядами М.Х. Рейнтерна* : нормализация финансов, стабилизация  валютного курса рубля, вмешательство казны во все области хозяйства (В. Лапкин, В. Паньтин (6, стр. 11). Став министром финансов, Н.Х. Бунге стал проводить курс на: усиление государственного железнодорожного строительства, огосударствле ние железных дорог ,находящихся до 1881 года преимущественно в частных руках, выкуп частных дорог и создание единой системы перевозки и тари фов. Рост правительственных заказов, порождаемый этим курсом и таможен ными ограничениями, стал первым шагом к индустриализации страны.        

  В это же время правительство принимает меры, при активном участии министра финансов, для решения аграрного вопроса. 18 мая 1882 года был учрежден Крестьянский Земельный Банк, с целью облегчения приобретения крестьянами земель в собственность, и издан закон о постепенной отмене по душной подати – одной из самых тяжелых для крестьян. Реализация этих проектов неизбежно привела бы к отмене круговой поруки в общине и в дальнейшем к серьезным изменениям в общинной жизни. Но этого не произошло, так как. министр внутренних дел Д.А. Толстой повел курс на обособ ление, опеку крестьян .        

  Внешнеэкономические осложнения  середины 1880-х годов (напряженность вокруг Афганистана и угроза войны с Австро-Венгрией, при том, что во енные расходы этого периода поглощали до 1/3 бюджета) ставят под угрозу все усилия по стабилизации финансов. Россия была вынуждена прибегнуть к внешним займам. Н.Х. Бунге признает, что «все ресурсы государства истоще ны, и он не видит источников для увеличения доходов».        

  В 1888 году назначается новый  министр финансов – Иван Алексеевич Вышнеградский. Это был финансист нового типа, профессор Петербургского технологического института, механик, основоположник теории автоматического регулирования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  Главной характеристикой политики И.А. Вышнеградского по улучше нию финансов было увеличение вывоза хлеба. Экспорт хлеба, и без того взвинченный в предшествующую эпоху, форсируется до предела, до роковой, как это выяснилось в 1891 году, черты – с 15% общероссийского сбора в начале 1880-х годов до 20-22% в 1888-1891 годах. Это дало возмож ность неслыхано улучшить баланс внешней торговли ( табл.. 1,2). Рекордное положительное сальдо торгового баланса 1888 года (+ 398 млн.руб.) будет улучше-

но  только в1903 году..          

  Огромные урожаи в России 1887-1888 годов и связанное с этим  увели чение Российского экспорта  и превышение вывоза над ввозом ( табл. 1), ук репили доверие европейских  финансистов к России. Французская  биржа принимает решение в  1887 году о финансировании строительства Сибирской железной дороги, которая начинает строиться в 1891 году.        

  Однако увеличение объема вывозимого  товарного зерна достигалось  чрезвычайными мерами финансового  и полицейского характера. Крестьян  ство принуждалось к оплате податей сразу же после сбора урожая при наибо лее неблагоприятных для них низких ценах на зерно. Крестьянин не всегда имел возможность обеспечить себя до весны не только хлебом, но и зерном для сева. Неурожай 1891года, самый большой во второй половине XIX века, подтвердил пагубность политики форсирования хлебного экспорта. Голод охватил девятнадцать производящих губерний, унес миллион жителей России. Экстренные меры потребовали затраты 161 млн. руб. на продовольствие, поглотили почти все свободные средства казначейства. Под угрозой оказалось доверие к финансовым обязательствам правительства и курс на стабилизацию российских финансов в целом. В 1892 году по предложению Вышнеградского Александр III назначает Министром Финансов Сергея Юлиевича Витте.        

  С именем этого человека связывают  тот мощный экономический рывок,  который совершила Россия в  середине-конце 90-х годов XIX века. Как говорит В.Т. Рязанов в своей монографии (1): « Витте доказал своей политикой невероятное : жизнеспособность, феодальной по своей природе, власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать эконо мику, ничего не меняя в системе экономических отношения и государ ственного управления». Финансовая политика Витте характеризовалась усиле нием косвенного налогообложения, введением винной монополии на продажу вод- ки, неограниченным использование государственного вмеша тельства в экономическую жизнь страны. Все эти меры и эффективная фи нансовая политика позволили ускорить хозяйственную модернизацию и уве личить темпы индустриализации, в том числе и за счет привлечения ино странного капитала.         

  Еще в 1883 году, будучи членом  правления « Общества Юго-Западных  Железных Дорог»,   Витте в своей книге (внешне чисто специальной) «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» по существу развивает концепцию индустриальной модернизации России, где железные дороги-это

кровеносная система рынка, стимул развития промышленности и торговли в « медвежьих углах» страны. В 1889 году Витте излагает комплексную  программу перестройки хозяйства страны в брошюре «Нацио нальная экономика и Фридрих Лист*». Суть этой программы:

-          твердый золотой рубль,

-          индустриализация, протекционизм при значительном вмешательстве пра вительства в рыночную экономику,

-          активная внешняя торговля (свой мощный торговый флот).

-          Иностранные займы и привлечение иностранного капитала,

-          Модернизация сельского хозяйства.

Став  в 1892 года министром финансов, и вплоть до отставки в августе 1903 года С.Ю. Витте попытался на практике реализовать свой план возрождения России.        

  Итак, можно сказать следующее:  планы индустриализации Н.Х. Бунге  и И.А. Вышнеградского, во многом  отличаясь, в своей основе имели  два основных принципа успешного преобразования экономики. Это стабилизация финансов, позволяющая привлечь иностранный капитал, и разветвленная сеть железных дорог, убыстряющая товарообмен внутренней и внешней торговли. Но только С.Ю. Витте с успехом его денежной реформы удалось достичь каче ственных изменений в промышленности и экономике                            

                         Глава III   Реформаторская деятельность С. Ю. Витте.        

  Назначение на должность мини  стра финансов Сергея Юлиевича  Витте состоялось после страшного  голода 1891 года, когда казна оказалась истощенной. Чтобы увеличить доходы и положительное сальдо в балансе страны Витте пошел путем увеличения налогов с населения, 80% которых составляли крестьяне. Он, не увеличивая прямые налоги (13,4% дохода в бюджет), ввел целую серия косвенных, которые к началу XX века давали почти половину поступлений в бюджет . Косвенным налогом облагались керосин,     сахар ,водка. Винная монополия (запрет частной про дажи водки) впервые в виде опыта была введена в 1893 – 1894 годах в четы рех восточных губерниях – Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской, к 1902 году - во всей европейской части России, а с 1 июня 1904 года – и в Восточной Сибири. В 1894 году весь питейный доход составлял 297,4 млн. руб., в 1899 году – уже 421,1 млн. руб. В начале 1900-х годов доля питейного дохода составляла 28% бюджетных поступлений.         

  В программе модернизации экономики  Витте особое место отводил  торгово-финансовым связям с южными и дальневосточными соседями Российской Империи. В апреле 1893 года перед особым совещанием Министерства Сергей Юлиевич изложил суть этой программы, которая включала в себя две основные части:

  1. Создание смешанных русско-азиатских банков (с участием западного капитала),
  2. Ускоренное строительство железной дороги через Сибирь и на Дальнем Востоке.
 

         В ходе  реформ этот план с успехом  выполнялся.        

  В 1894 году организовался Персидский  учетно-ссудный банк с резиден  цией в Тегеране, к концу века  ставший основным центром русско-иранской  торговли.        

  В 1895 году на Дальнем Востоке при активном участии правительства России был создан Русско -Китайский банк. Через него Витте форсировал завершение Транссиба и начал в 1900 году строительство двух железных дорог в Китае – КВЖД и ЮМЖД (Южно-манчжурская железная дорога).        

  В 1897 году была предпринята  попытка создания Русско-Корейского  банка, окончившаяся неудачей  из-за обострения русско-японских  отношений. Сопротивление англичан и американцев, которые контролировали «керосиновый» рынок Индии, помешало создать Русско-Индийский банк, ибо через этот банк Витте намеревался снабжать Индию из Баку керосином в обмен на рис.        

Информация о работе Начало индустриализации в России . Программа индустриализации (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)