Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:13, реферат
С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами на суровую Уральскую землю ступило и православие. В тогда еще не освоенном крае появились первые монастыри. По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри тоже были неким подобием крепостей.
Введение………………………………………………………..3
Монастырские епархии Урала……………………………….5
Далматовский Успенский Монастырь………………………11
Свято-Николаевский монастырь…………………………….13
Уральские монастыри в XX веке……………………………19
Используемая литература…………………………………...24
В Вятской епархии в 1905 г. был 1 второклассный и 4 третьеклассных монастыря; в Екатеринбургской 1 первоклассный, 1 второклассный и 2 третьеклассных; в Пермской епархии 1 первоклассный и 3 второклассных; в Уфимской епархии ни одного, в Оренбургской 1 второклассный. Однако казенное содержание монастырей было невелико. По подсчетам исследователя П. Н. Зырянова оно составляло в 1910 г. 1,1% всей сметы расходов Святейшего Синода. Кроме того, казенные пособия довольно произвольно распределялись и большинство уральских монастырей, даже имеющих классность их не получали. Так, в Пермской епархии из государственной казны финансировался только один монастырь - Троицкий мужской монастырь в Соликамске, причем, числясь во втором классе, он получал содержание по штату третьеклассного монастыря.
Земельные угодья уральских монастырей были весьма незначительными. Достаточно сказать, что один только Соловецкий Преображенский монастырь имел земельных угодий в два раза больше, чем все уральские монастыри, вместе взятые. В общей сложности 9 монастырям принадлежало 22,5% всех монастырских земель в Европейской России. Такая же резкая дифференциация была и среди уральских монастырей. Так, в Екатеринбургской епархии в 1905 г. двум монастырям (Екатеринбургскому женскому Ново-Тихвинскому - 867 дес. и Верхотурскому мужскому Николаевскому - 265 дес.) из 11 принадлежало 52% всей монастырской земли [5]. В Пермской епархии лишь один Белогорская обитель имела 580 десятин земли, что составляло одну треть всех монастырских земель.
Нельзя не сказать и о крупных вкладах в монастыри. Так, говоря о доходах монастырей Пермской епархии, епископ Палладий в своем годовом отчете писал: "Монастыри Пермской епархии отличаются значительною бедностью и сами себе снискивают средства. <...> Если бы не Каменские, Рязанцевы, Жирновы, монастыри Пермской епархии были бы принуждены крайне бедствовать". Однако краткий список богатых покровителей свидетельствует как раз о самостоятельности монастырского хозяйства, доходность которого росла, прежде всего, за счет монашеского трудолюбия.
Труд иноков и инокинь стал основой процветания монастырей. Посещавшие Белогорский монастырь не переставали удивляться, как удалось создать такое налаженное, добротное хозяйство? На это отвечал игумен Серафимо-Алексеевского скита при Белогорском монастыре: "Пусть осуждающие попытаются, поживут в монастыре, и тогда они познают слабость и немощь своего естества и уразумеют, каково в монастыре дармоедничать... нет жизнь монаха весьма скорбная и трудная!.. И если бы его не подкрепляла Божественная благодать, немощь врачующая, то не вынести никому монашеских трудов и подвигов. Монашествующие трудятся непрестанно, свободного времени у них нет нисколько".
Монахи и монахини занимались различными ремеслами. И здесь не было равных монастырям Урала. Многих современников поражало качество изготавливаемой продукции. В женском Ново-Тихвинском монастыре в Екатеринбурге было организовано 18 ремесел, в Белогорской обители - 14. Многие ремесленники селились при монастырях, образовав целые поселки. Так было при Белогорском монастыре и в Верхотурском Николаевском.
Благотворительность
- одно из проявлений любви христианской,
когда человек оказывает
Если говорить о поддержке нуждающихся в нуждах телесных, то, прежде всего надо сказать о церковных больницах, приютах и богадельнях. В атеистической пропаганде утверждалось, что церковь "проповедует пользу болезней" и игнорирует врачебное вмешательство, что не соответствовало действительности.
В Пермской
епархии церковные больницы были
расположены при монастырях. К 1914
г. их было всего четыре. Одна мужская
на 10 коек в Белогорском Свято-
Кроме больниц при монастырях существовали богадельни и приюты для сирот и лиц престарелого возраста, относящихся к духовенству и вышедших за штат. При монастырях содержалось два приюта для детей (Пермский Успенский и Сарсинский Боголюбский женские монастыри) и женская богадельня для вдов и сирот духовного звания на средства духовенства епархии и епархиального попечительства в Кунгурском Иоанно-Предтеченском женском Монастыре.
Если же говорить о нуждах духовных, то для обучения грамоте при монастырях открывались приюты и церковно-приходские школы. Известный российский педагог ХIХ в. П. Ф. Каптерев выделил три главных периода в развитии русской педагогики: церковный, государственный и общественный.
Эта периодизация
вполне приемлема для истории
российской школы в целом. "Церковный
период" начинается с "Крещения Руси"
и завершается петровскими
Так, в Вятской епархии в монастырях содержалось 8 школ, где обучалось более 300 детей, одна треть школьников находилась на полном монастырском обеспечении. Только в одном Яранском Знаменско-Мариинском женском монастыре функционировало три школы: второклассная - 65 девочек, при ней образцовая - 16 девочек, а также одноклассная - 37 девочек. В Екатеринбургской епархии монастыри содержали 6 школ и один детский приют. Такое же количество школ и приютов было в монастырях Оренбургской епархии. Примерно такое же количество школ содержалось в Пермской и Уфимской епархиях.
Многие уральские монастыри были образцом благочестия, примером для подражания. Так, Белогорский монастырь был устроен по афонскому уставу. Согласно этим монастырским правилам в храм на службу должна была приходить вся братия, включая мальчиков-послушников. Кто не приходил без причины, тому 100 поклонов во время обеденной трапезы перед всей братией, а постриженные монахи в келье делали ещё 200, умоляя Бога о помиловании за леность. Нельзя было отлучаться во время службы. Воспрещалось в кельях громко петь и разговаривать, иметь музыкальные инструменты. Непременным условием послушания, независимо от места его исполнения, было молчание. В монастыре запрещались ссоры и объединения в содружества. В кельях монах обязан был хранить чистоту и не позволять излишнего убранства и роскоши. Вход мирским людям в кельи под любым предлогом строго возбранялся. Каждый из братии избирал себе в руководство особого старца или руководителя, показывающего своему ученику пример и оказывающего поддержку в многотрудной монастырской жизни.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
начало ХХ века было временем во всех отношениях
благоприятным для уральских
монастырей. Но, главное, приобщение к
истории уральского монашества, к совершенно
особой, "иной" (отсюда "иночество")
жизни, той жизни, которой тысячу лет жила
Святая Русь, сегодня, в новом тысячелетии,
помогает обрести основной смысл человеческого
существования.
Используемая литература