Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:13, реферат
С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами на суровую Уральскую землю ступило и православие. В тогда еще не освоенном крае появились первые монастыри. По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри тоже были неким подобием крепостей.
Введение………………………………………………………..3
Монастырские епархии Урала……………………………….5
Далматовский Успенский Монастырь………………………11
Свято-Николаевский монастырь…………………………….13
Уральские монастыри в XX веке……………………………19
Используемая литература…………………………………...24
С 21 марта 1859 года
разделена на две самостоятельные епархии:
Оренбургскую и отделённую от неё Уфимскую.
Ныне
Оренбургская епархия объединяет приходы
и монастыри на территории Оренбургской
области России. Кафедральный город
-Оренбург. Кафедральный собор
- Никольский (Оренбург).
Уфимская епархия
Епархия
была учреждена 21 марта 1859 г.
(выделена в самостоятельную из Оренбургской и Уфимской
епархии). До
середины XVIII в. была причислена к Казанской епархии, а с 1764 —
к Вятской.
Указом
императора Павла I от
27 сентября 1799 г. епархия учреждена
и в начале 1800 г. открыта самостоятельная Оренбургская и Уфимская
епархия с архиерейской
кафедрой в Уфе. В ее состав вошли: Уфа, Мензелинск, Бирск,
В 1859 епархия
разделена на две: Оренбургскую и Уральскую
с центром в Оренбурге и Уфимскую и Мензелинскую
с центром в Уфе. С образованием в 1865 г.
самостоятельной Уфимской губернии границы
епархий были уточнены.
К 1912 г.
в Уфимской епархии насчитывалось 5 мужских
и 8 женских монастырей, 526 церквей, в том
числе 7 соборных, 432 приходские, 21 домовая,
6 кладбищенских. 22 приписные. К 1919 г.
в 320 церковно-приходских школах и школах
грамот обучались 14 тысяч 142 ученика. К
этому времени (начало 1920-х гг.) было уже
более 700 церквей (включая приписные, единоверческие
и молитвенные дома), 16 монастырей, духовная
семинария, два епархиальных училища -
мужское и женское, множество больниц
и приютов. При церквах действовало 388
библиотек, при монастырях были 4 больницы
и 3 богадельни. Епархия процветала, но
к 1930 году в епархии были
закрыты все монастыри. В 1935 г.
Уфимское епархиальное управление было
ликвидировано и руководство епархией
передано епископу Куйбышевскому. К 1941 г.
органами советской власти в Уфимской
епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви
в г. Уфе. Все
ценности были изъяты.
В годы
Великой Отечественной войны
по просьбе верующих правительство
страны разрешило открыть некоторые
храмы для богослужений. В 1942 г.
Уфимская епархия была восстановлена
и к 1956 г. в ней действовали
уже 42 церкви.
Во время
хрущёвской "оттепели" власти стали
снова закрывать и уничтожать
оставшиеся соборы, церкви, молитвенные
дома, преследовать верующих. Таким образом,
к 1965 г. на территории Уфимской
епархии действующими остались только
17 приходов, и то большинство их представляли
невзрачные молельные дома, большинство
зданий храмов уже были разрушены.
К 1990 г.
епархия являла собою запустение. К этому
времени было около 30 приходов. Ныне в
Уфимской епархии действуют около 200 приходов,
которые продолжают обустраиваться, 10
из них в городе Уфе. При некоторых приходах
возрождаются воскресные школы, православные
братства, библиотеки, домовые и тюремные
храмы. В епархии действуют 7 монастырей.
Более 200 священнослужителей окормляют
свою паству
Далматовский Успенский Монастырь
Мужской
монастырь. Первое русское поселение в
Зауралье. Монастырь находится в г. Далматово
Курганской области на высоком левом берегу
реки Исети в месте впадения в нее реки
Течи. Был основан в 1644 иноком Далматом
(в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским),
сыном казака и крещеной татарки. Вслед
за Далматовским Успенским монатырем
по Исети и ее притокам возникали первые
слободы и деревни. В первые годы своего
существования монастырь подвергался
многократным нападениям со стороны татар,
калмыков и башкир, поэтому вскоре по приказу
царя Алексея Михайловича он был укреплен.
Вместо частокола появился бревенчатый
заплот с тремя рублеными башнями, были
установлены пушки. Помимо занятий сельским
хозяйством и рыболовством монахи основали
ряд промыслов: пошив обуви и конской сбруи,
добычу руды, производство железа и кирпича.
На месте монастырской заимки, обитатели
занимались железоделательным производством,
в 1700–01 был построен старейший металлургический
завод Урала – Каменский. Хлеб и фураж
поставлялись для нужд Оренбургской
экспедиции.
В 1741 А. И. Тевкелев предписал монастырю
вести торговлю с населенными пунктами
Уйской линии через Челябинскую
крепость. В
17 веке Далматовский Успенский Монастырь
играл роль духовного правления (заказа).
В 1735 в Далматовский заказ входило 40 приходов,
в которых проживали 28 503 человека. Духовное
правление рассылало в приходы указы центральных
органов церковной и государственной
власти, собирало информацию с мест, готовило
кадры духовенства для приходов своего
заказа. В 1708–20 был возведен каменный
архитектурный ансамбль, в котором воплотились
черты как московского, так и уральского
зодчества. Церковь Успения Пресвятой
Богородицы стала первым 2-этажным храмом
на Урале. Далматовский Успенский Монастырь
был центром литературного творчества
и книгохранения. В монастыре трудился
инок Афанасий (в миру Алексей Иванович
Творогов), церковный писатель 17 века,
который составил “Шестоднев” – произведение
богословско-философского характера,
объясняющее происхождение мира. В 1670-е
гг. в стенах Далматовского Успенского
Монастыря было создано послание тюменским
старообрядцам “О Антихристе и тайном
царстве его”. В 1720-е гг. в библиотеке монастыря
насчитывалось 174 книги, из них 34 рукописные.
Среди печатных книг было множество редких:
Острожская Библия (1581), Киево-Печерский
патерик (1661), “Повесть о Варлааме и Иоасафе”
(1680), Евангелия в драгоценных окладах
и другие. Помимо книг Священного Писания
и богослужебных в монастырском собрании
хранились жития святых, произведения
святых отцов церкви, церковно-публицистические
книги по церковному и гражданскому праву,
истории, словари, учебники. В начале 20
века в обители действовали 2 храма – во
имя Успения Богородицы (соборный), во
имя Иоанна Богослова, часовня над могилой
Далмата, 2 школы. После 1917 на территории
Далматовского Успенского Монастыря сельскохозяйственная
коммуна и военный госпиталь. По инициативе
В. П. Бирюкова в 1921 на базе Далматовского
Успенского Монастыря был создан музей,
преобразованный в 1922 в музей-монастырь
и ставший в 1923 филиалом Шадринского научного
хранилища, благодаря чему удалось приостановить
разрушение и разграбление монастырских
строений и утвари, спасти часть архива.
После арестов директора и сотрудников
в начале 1930-х гг. музей прекратил существование,
внутреннее убранство церквей было разграблено,
погибли фрески, часть монастырских построек
снесена, часть – изуродована, было разрушено
кладбище, исчез сад. В 1945 на территории
монастыря разместился завод по изготовлению
бутылок для молочной продукции, что привело
к дальнейшему разрушению обители. Ныне
Далматовский Успенский Монастырь действующий.
На его территории ведутся восстановительные
работы.
Свято-Николаевский монастырь
Николаевский мужской монастырь находится на краю города Верхотурье на довольно возвышенном месте в устье речек Свияги и Калачика, впадающих в Туру.
Основание монастыря относится к 1604 году. Основателем его был инок Иона. В 1604 г. он испросил позволение у царя Бориса Годунова на построение храма во имя Св. Николая Чудотворца с приделом во имя Св. Бориса и Глеба. Согласно царской грамоты, присланной на имя верхотурского воеводы Плещеева и головы Хлопова, Иона был обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами (евангелие, псалтырь, часовник, служебник и др., присланы были 2 колокола, весу в них 2 пуда 22 гривенки, кадило, потир), кроме этого велено было верхотурскому воеводе дать в новоустроенный храм 15 гривен воску, полторы гривенки ладану и полведра церковного вина. Назначено жалованье - 3 рубля дьячку и Ионе – 6 рублей.
В 1608 г.
по царской грамоте от Василия
Шуйского был Ионе разрешен отпуск
леса на построение монастырских зданий.
До какого времени управлял новоустроенной
обителью Иона – неизвестно. Известно,
что с 9 мая 1615 г. до 1621 г. монастырём управлял
игумен Герасим. В 1620 г. была учреждена
Сибирская епархия с епископской кафедрой
в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом
был Киприан Старорусенников. Следуя из
Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно
осмотрел церкви и монастыри, посетил
Верхотурье, побывал в Николаевском мужском
монастыре и поставил нового игумена Германа,
постриженика Волоколамского Иосифова
монастыря. Благодаря покровительству
царей, в том числе Михаила Федоровича,
Алексея Михайловича, патриарха Филарета
Никитича монастырь был огражден от разных
нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь
жил трудно и мало был известен. Причиной
оживления обители послужило перенесение
мощей Св. Симеона праведного, Верхотурского
Чудотворца из села Меркушино в сей монастырь.
Сведений о первом храме Николаевского
монастыря, в котором почивали мощи Святого
Симеона праведного, не сохранилось. Известно
только, что по распоряжению Тобольского
губернатора Матвея Петровича Гагарина
указом из Сибирской губернской канцелярии
предписано было устроить в Верхотурском
Николаевском монастыре каменную церковь
во имя Св. Николая Чудотворца с 2-мя приделами
во имя святых и праведных Симеона Богоприимца
и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712
г. по благословению митрополита Тобольского
и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь
окончательно устроена и освящена в 1738
г. В Николаевском храме в трапезной половине
его, в арке, между храмами – главным и
придельным, в серебряной раке и почивали
мощи святого Симеона Праведного до 1914
г.
От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки 2-го каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с 2-мя приделами: в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.
За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с 4-мя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.
В 1855 г.
над святыми вратами во время
настоятельства архимандрита Гавриила
по благословенной грамоте, архиепископа
Пермского и Верхотурского
С преобразованием
монастыря из штатного в общежительный
с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться
хозяйственные постройки и
После бурных событий 1917 –1920 годов новая
власть начала борьбу с церковью. Монастыри
были объявлены оплотами реакции и чуждой
идеологии, началось их закрытие, разграбление
святынь, аресты духовенства. В храмах
устраивались склады, клубы, музеи, заводские
цеха и даже колонии для преступников.
Такая же учесть постигла и Верхотурский
Николаевский монастырь. После ареста
Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт.
Но монахам удалось организовать скит
на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее
убежище иноков было разгромлено. В 1920
г. были опечатаны мощи Св. Симеона Верхотурского.
В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский
музей для использования в антирелигиозной
работе. Спустя некоторое время мощи Святого
Праведного Симеона оказались в запасниках
областного краеведческого музея и были
возвращены церкви в 1989 г., а в монастырь
были перенесены торжественно после реставрации
и освящения Преображенского храма 25 сентября
1992 г.
В годы
советской власти в монастыре
размещалась колония для
Уральские монастыри в XX веке.
Многим обязана наша Русь православному монашеству! Монахи на Руси были воинами, защищавшими страну от вражеских посягательств; первопроходцами, осваивающими пустынные земли; писателями, стоящими у истоков великой русской литературы; историками, старательно ведущими летописи; книжниками оберегающими монастырские библиотеки; учителями, ведущими уроки в монастырских школах. Но самое главное - они пример нравственного подвижничества, который помогал народу выстоять в "смутные времена" нашей трагической истории.
Прежде всего, необходимо отметить, что на Урале в начале ХХ в. идет бурный рост, как самих монастырей, то есть, появляется много новых обителей, интенсивно развивается монастырское хозяйство.
То, что этот рост имел свои внутренние причины, свидетельствует о том, что государство не поддерживало в необходимой мере монастыри и никоим образом не стимулировало их рост материально.
Все штатные монастыри, то есть те, кто получал, в отличие от заштатных, денежное содержание, делились на три класса. В конце XIX в. первоклассные мужские монастыри получали от государства наибольший оклад - до 2.500 рублей в год, им разрешалось содержать за государственный счет не более 33 монахов. Такие монастыри управлялись обычно архимандритами. Во второклассных монастырях, где годовой оклад составлял 1.500 рублей, что позволяло содержать 17 монахов; в третьеклассных - 950 рублей на содержание 12 монахов.