Монастыри Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами на суровую Уральскую землю ступило и православие. В тогда еще не освоенном крае появились первые монастыри. По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри тоже были неким подобием крепостей.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
Монастырские епархии Урала……………………………….5
Далматовский Успенский Монастырь………………………11
Свято-Николаевский монастырь…………………………….13
Уральские монастыри в XX веке……………………………19
Используемая литература…………………………………...24

Работа содержит 1 файл

история (2).docx

— 58.73 Кб (Скачать)

С 21 марта 1859 года разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделённую от неё Уфимскую. 

Ныне  Оренбургская епархия объединяет приходы  и монастыри на территории Оренбургской области России. Кафедральный город -Оренбург. Кафедральный собор - Никольский (Оренбург). 

Уфимская  епархия

Епархия была учреждена 21 марта 1859 г. (выделена в самостоятельную из Оренбургской и Уфимской епархии). До середины XVIII в. была причислена к Казанской епархии, а с 1764 — к Вятской. 

Указом  императора Павла I от 27 сентября 1799 г. епархия учреждена и в начале 1800 г. открыта самостоятельная Оренбургская и Уфимская епархия с архиерейской кафедрой в Уфе. В ее состав вошли: УфаМензелинскБирск, БелебейСтерлитамакОренбург, — из Казанской епархииТроицкЧелябинскВерхнеуральск — из Тобольской.

В 1859 епархия разделена на две: Оренбургскую и Уральскую с центром в Оренбурге и Уфимскую и Мензелинскую с центром в Уфе. С образованием в 1865 г. самостоятельной Уфимской губернии границы епархий были уточнены. 

К 1912 г. в Уфимской епархии насчитывалось 5 мужских и 8 женских монастырей, 526 церквей, в том числе 7 соборных, 432 приходские, 21 домовая, 6 кладбищенских. 22 приписные. К 1919 г. в 320 церковно-приходских школах и школах грамот обучались 14 тысяч 142 ученика. К этому времени (начало 1920-х гг.) было уже более 700 церквей (включая приписные, единоверческие и молитвенные дома), 16 монастырей, духовная семинария, два епархиальных училища - мужское и женское, множество больниц и приютов. При церквах действовало 388 библиотек, при монастырях были 4 больницы и 3 богадельни. Епархия процветала, но к 1930 году в епархии были закрыты все монастыри. В 1935 г. Уфимское епархиальное управление было ликвидировано и руководство епархией передано епископу Куйбышевскому. К 1941 г. органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в г. Уфе. Все ценности были изъяты. 

В годы Великой Отечественной войны  по просьбе верующих правительство  страны разрешило открыть некоторые  храмы для богослужений. В 1942 г. Уфимская епархия была восстановлена и к 1956 г. в ней действовали уже 42 церкви. 

Во время  хрущёвской "оттепели" власти стали  снова закрывать и уничтожать оставшиеся соборы, церкви, молитвенные  дома, преследовать верующих. Таким образом, к 1965 г. на территории Уфимской епархии действующими остались только 17 приходов, и то большинство их представляли невзрачные молельные дома, большинство зданий храмов уже были разрушены. 

К 1990 г. епархия являла собою запустение. К этому времени было около 30 приходов. Ныне в Уфимской епархии действуют около 200 приходов, которые продолжают обустраиваться, 10 из них в городе Уфе. При некоторых приходах возрождаются воскресные школы, православные братства, библиотеки, домовые и тюремные храмы. В епархии действуют 7 монастырей. Более 200 священнослужителей окормляют свою паству 

Далматовский Успенский Монастырь 

Мужской монастырь. Первое русское поселение в Зауралье. Монастырь находится в г. Далматово Курганской области на высоком левом берегу реки Исети в месте впадения в нее реки Течи. Был основан в 1644 иноком Далматом (в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским), сыном казака и крещеной татарки. Вслед за Далматовским Успенским монатырем по Исети и ее притокам возникали первые слободы и деревни. В первые годы своего существования монастырь подвергался многократным нападениям со стороны татар, калмыков и башкир, поэтому вскоре по приказу царя Алексея Михайловича он был укреплен. Вместо частокола появился бревенчатый заплот с тремя рублеными башнями, были установлены пушки. Помимо занятий сельским хозяйством и рыболовством монахи основали ряд промыслов: пошив обуви и конской сбруи, добычу руды, производство железа и кирпича. На месте монастырской заимки, обитатели занимались железоделательным производством, в 1700–01 был построен старейший металлургический завод Урала – Каменский. Хлеб и фураж поставлялись для нужд Оренбургской экспедиции. В 1741 А. И. Тевкелев предписал монастырю вести торговлю с населенными пунктами Уйской линии через Челябинскую крепость. В 17 веке Далматовский Успенский Монастырь играл роль духовного правления (заказа). В 1735 в Далматовский заказ входило 40 приходов, в которых проживали 28 503 человека. Духовное правление рассылало в приходы указы центральных органов церковной и государственной власти, собирало информацию с мест, готовило кадры духовенства для приходов своего заказа. В 1708–20 был возведен каменный архитектурный ансамбль, в котором воплотились черты как московского, так и уральского зодчества. Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала первым 2-этажным храмом на Урале. Далматовский Успенский Монастырь был центром литературного творчества и книгохранения. В монастыре трудился инок Афанасий (в миру Алексей Иванович Творогов), церковный писатель 17 века, который составил “Шестоднев” – произведение богословско-философского характера, объясняющее происхождение мира. В 1670-е гг. в стенах Далматовского Успенского Монастыря было создано послание тюменским старообрядцам “О Антихристе и тайном царстве его”. В 1720-е гг. в библиотеке монастыря насчитывалось 174 книги, из них 34 рукописные. Среди печатных книг было множество редких: Острожская Библия (1581), Киево-Печерский патерик (1661), “Повесть о Варлааме и Иоасафе” (1680), Евангелия в драгоценных окладах и другие. Помимо книг Священного Писания и богослужебных в монастырском собрании хранились жития святых, произведения святых отцов церкви, церковно-публицистические книги по церковному и гражданскому праву, истории, словари, учебники. В начале 20 века в обители действовали 2 храма – во имя Успения Богородицы (соборный), во имя Иоанна Богослова, часовня над могилой Далмата, 2 школы. После 1917 на территории Далматовского Успенского Монастыря сельскохозяйственная коммуна и военный госпиталь. По инициативе В. П. Бирюкова в 1921 на базе Далматовского Успенского Монастыря был создан музей, преобразованный в 1922 в музей-монастырь и ставший в 1923 филиалом Шадринского научного хранилища, благодаря чему удалось приостановить разрушение и разграбление монастырских строений и утвари, спасти часть архива. После арестов директора и сотрудников в начале 1930-х гг. музей прекратил существование, внутреннее убранство церквей было разграблено, погибли фрески, часть монастырских построек снесена, часть – изуродована, было разрушено кладбище, исчез сад. В 1945 на территории монастыря разместился завод по изготовлению бутылок для молочной продукции, что привело к дальнейшему разрушению обители. Ныне Далматовский Успенский Монастырь действующий. На его территории ведутся восстановительные работы. 
 

Свято-Николаевский монастырь

Николаевский  мужской монастырь находится  на краю города Верхотурье на довольно возвышенном месте в устье речек Свияги и Калачика, впадающих в Туру.

Основание монастыря относится к 1604 году. Основателем  его был инок Иона. В 1604 г. он испросил позволение у царя Бориса Годунова на построение храма во имя Св. Николая Чудотворца с приделом во имя Св. Бориса и Глеба. Согласно царской грамоты, присланной на имя верхотурского воеводы Плещеева и головы Хлопова, Иона был обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами (евангелие, псалтырь, часовник, служебник и др., присланы были 2 колокола, весу в них 2 пуда 22 гривенки, кадило, потир), кроме этого велено было верхотурскому воеводе дать в новоустроенный храм 15 гривен воску, полторы гривенки ладану и полведра церковного вина. Назначено жалованье - 3 рубля дьячку и Ионе – 6 рублей.

В 1608 г. по царской грамоте от Василия  Шуйского был Ионе разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. До какого времени управлял новоустроенной обителью Иона – неизвестно. Известно, что с 9 мая 1615 г. до 1621 г. монастырём управлял игумен Герасим. В 1620 г. была учреждена Сибирская епархия с епископской кафедрой в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом был Киприан Старорусенников. Следуя из Москвы в 1621 г. в Тобольск, он внимательно осмотрел церкви и монастыри, посетил Верхотурье, побывал в Николаевском мужском монастыре и поставил нового игумена Германа, постриженика Волоколамского Иосифова монастыря. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен. Причиной оживления обители послужило перенесение мощей Св. Симеона праведного, Верхотурского Чудотворца из села Меркушино в сей монастырь. 
 
Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи Святого Симеона праведного, не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с 2-мя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами – главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого Симеона Праведного до 1914 г.

От Никольской церкви в недальнем расстоянии к  северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев  оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит  Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки 2-го каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с 2-мя приделами: в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.

За главным  клиросом главного Преображенского  храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с 4-мя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил. 

В 1855 г. над святыми вратами во время  настоятельства архимандрита Гавриила по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита  заложен ещё один небольшой храм, вернее, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя Св. Праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.

С преобразованием  монастыря из штатного в общежительный  с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться  существовавшие здесь храмы, а с  приходом в связи с этим 3-х  валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре же о. Иов при помощи прибывших с ним с Валаама опытных в духовной жизни иноков о.Арефы и старца Илии ввел прекрасные общежительные порядки. Благодаря умелой деятельности о. Иова и единодушию нового состава братства, Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не тольковнешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия был так необходим для обучения духовной жизни и братии, и прихожан, к нему обращались за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Это был высокой жизни Старец–пустынник, скончавшийся в Верхотурском монастыре как великий подвижник 30 ноября 1900 года. Много потрудился для обители архимандрит монастыря Иов, при нём построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Молодой монах Арефа смиренно нес послушание свечепродавца, заведовал монастырской библиотекой, насчитывающей 3500 книг. По увольнении на покой архимандрита Иова о. Арефа был братией монастыря избран настоятелем монастыря с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. Несмотря на кратковременное управление монастырем, успел многое сделать для благоустройства монастыря. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении нового большого каменного храма. Сам вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы несомненно ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события – 300 летие существования сей обители и 200-летие Св. Пр. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых был торжественно освящён 11 сентября 1913 года. 
 
После бурных событий 1917 –1920 годов новая власть начала борьбу с церковью. Монастыри были объявлены оплотами реакции и чуждой идеологии, началось их закрытие, разграбление святынь, аресты духовенства. В храмах устраивались склады, клубы, музеи, заводские цеха и даже колонии для преступников. Такая же учесть постигла и Верхотурский Николаевский монастырь. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи Св. Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи Святого Праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены церкви в 1989 г., а в монастырь были перенесены торжественно после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

В годы советской власти в монастыре  размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к  духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона за короткий срок были восстановлены Надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама  Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи Св. Симеона Праведного, стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия Преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего былоотреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершаются работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения. Сегодня в монастыре проживает более 20 монахов (для сравнения до 1917 г. – 32 монаха, 18 послушников, 123 – проживающих по паспортам, 15 малолетних и певцов, всего 188 человек). 

 

Уральские монастыри в XX веке.

Многим  обязана наша Русь православному  монашеству! Монахи на Руси были воинами, защищавшими страну от вражеских  посягательств; первопроходцами, осваивающими пустынные земли; писателями, стоящими у истоков великой русской  литературы; историками, старательно  ведущими летописи; книжниками оберегающими монастырские библиотеки; учителями, ведущими уроки в монастырских школах. Но самое главное - они пример нравственного подвижничества, который помогал народу выстоять в "смутные времена" нашей трагической истории.

Прежде  всего, необходимо отметить, что на Урале в начале ХХ в. идет бурный рост, как самих монастырей, то есть, появляется много новых обителей, интенсивно развивается монастырское хозяйство.

То, что  этот рост имел свои внутренние причины, свидетельствует о том, что государство  не поддерживало в необходимой мере монастыри и никоим образом не стимулировало их рост материально.

Все штатные  монастыри, то есть те, кто получал, в отличие от заштатных, денежное содержание, делились на три класса. В конце XIX в. первоклассные мужские монастыри получали от государства наибольший оклад - до 2.500 рублей в год, им разрешалось содержать за государственный счет не более 33 монахов. Такие монастыри управлялись обычно архимандритами. Во второклассных монастырях, где годовой оклад составлял 1.500 рублей, что позволяло содержать 17 монахов; в третьеклассных - 950 рублей на содержание 12 монахов.

Информация о работе Монастыри Урала