Монастыри Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:13, реферат

Описание работы

С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами на суровую Уральскую землю ступило и православие. В тогда еще не освоенном крае появились первые монастыри. По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри тоже были неким подобием крепостей.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
Монастырские епархии Урала……………………………….5
Далматовский Успенский Монастырь………………………11
Свято-Николаевский монастырь…………………………….13
Уральские монастыри в XX веке……………………………19
Используемая литература…………………………………...24

Работа содержит 1 файл

история (2).docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Челябинский Государственный  Педагогический Университет

Кафедра истории, культурологии, социологии и права 
 
 
 
 

Тема: «Монастыри Урала» 
 

Выполнила: студентка 14 а/н группы Ваганова Виолетта

Проверил: Павленко В. Д.  
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2011 год

План

  1. Введение………………………………………………………..3
  2. Монастырские епархии Урала……………………………….5
  3. Далматовский Успенский Монастырь………………………11
  4. Свято-Николаевский монастырь…………………………….13
  5. Уральские монастыри в XX веке……………………………19
  6. Используемая литература…………………………………...24
 
 

 

Введение

С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться  новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами  на суровую Уральскую землю ступило  и православие. В тогда еще  не освоенном крае появились первые монастыри. По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри  тоже были неким подобием крепостей.

В тридцатых  – сороковых годах XVII века Соликамский, Вознесенский, а так же Пыскорский Спасо-Преображенский монастыри имели обширные вотчины в своих районах. Уже к началу XVIII века число монастырей, обладающих огромными земельными вотчинами, выросло в несколько раз. К их числу принадлежал и Далматов монастырь, основанный в районе Исети в 1644 году, и уже во второй половине XVIII века имевший в своем составе одно село и целых девятнадцать деревень.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. монастыри играли важную роль в жизни общества. Не только экономическое, но и культурное значение имело монастырское хозяйство. Монахи и послушники прокладывали дороги, строили мастерские, мельницы. В монастырях работали специалисты, внедрявшие передовые сельскохозяйственные технологии и орудия крестьянского труда. В монастырях оказывали квалифицированную медицинскую помощь. Там, где не было монастырских больниц и богаделен, размещались лечебные заведения низшего разряда: амбулаторные и фельдшерские пункты, приемные покои, а также на экстренные случаи (эпидемия, война и т.д.) временные больничные помещения.

В уральских  монастырях всегда находили приют странники, которым оказывали всемерную  помощь. Особенно почитаемые и, следовательно, посещаемые были два монастыря - Верхотурский Николаевский и Свято-Николаевский на Белой Горе. Их ежегодно посещали более 70.000 паломников. В обширном странноприимном доме на Белой Горе всем без исключения странникам и богомольцам давался приют, и полагалось бесплатное питание в течение 3-4 дней. Гости монастыря всегда ощущали любовь и заботу к себе со стороны монашеской братии. Вдоль дороги при подъеме на Белую Гору были расставлены скамейки для паломников. Зимой в сильную бурю звонили в колокол, чтобы гости обители не заблудились. Вдоль пути к монастырю прикрепили таблички с надписью "Дорога на Белую Гору". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вятская епархия

По соборному  определению 1657 года волею царя и благословением патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия. В числе мотивов ее открытия приводилось то, что "оная страна грады и места имущи многочеловечны" и что "есть там немало останок языческих обычаев". 

В состав Вятской епархии вошла Вятская страна, составлявшая до сих пор одну из патриарших десятин и заключавшая в себе пять Вятских городов: Хлынов (ныне Вятка), Слободской,ОрловКотельнич и Шестаков. Сверх того в ведение Вятского епископа отошла из Новгородской четверти Великая Пермь, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин баронов Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке - р. Сылва, приток Чусовой, на юге - линия от Кукарки к востоку, на западе населенные места между р. Вяткой и Ветлугой, на севере - верховья Камы и Вычегды. По решению собора 1657 г. епископу вновь открываемой епархии был дан титул Вятского и Великопермского. В то время Вятская епархия заключала в себе 138 церквей. 

Укрупнение  епархии продолжалось, по-видимому, и далее, так как встречается  сообщение о том, что "... в 1672 году большая часть Великопермской епархии... подчинена была архиереям Вятским...".

С 12 марта 1682 года - архиепископия. 

В начале XX века в составе Вятской епархии имелось 866 приходских церквей, штат которых насчитывал 1853 священнослужителя. В 13 монастырях епархии подвизались более 200 монашествующих, и 1300 послушников и послушниц. Всего же в г.Вятке на 56 тыс. жителей было более 50 церквей, включая домовые и больничные. 

Сегодня в Вятской епархии 9 монастырей и 175 приходов, на которых несут послушание более 200 священнослужителей. Богослужения совершаются в 165 храмах, 14 молитвенных  домах и 11 часовнях. Их них — 17 церквей  действуют в пределах областного центра. С 1991 г. возобновлена деятельность Вятского духовного училища. С 1996 года в г.Вятке (Кирове) ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, в 1998 г. открыта Вятская православная гимназия во имя прп. Трифона Вятского. 
 

Пермская  епархия

Учреждена в 1383 году, в Усть-Выми  будучи выделена из Ростовской епархии. Епархия выросла благодаря благовестническому подвигу святителя Стефана, просветившего зырян и положившего твердую основу Православию в обширном Пермском краю. В его пределы входили земли впоследствии включенные в Архангельскую, Вологодскую, Вятскую и Пермскую губернии. 

В 1492 году по повелению великого князя Иоанна III к епархии была присоединена Вологда с окрестностями. Скорое возвышение последней делает ее центром епархии , именующейся со второй половины XVI века  Вологодскою. Во второй половине XVII века Пермские земли перешли в состав Вятской, а затем Великоустюжской епархий. 

Пермская  кафедра была возрождена 16 октября 1799 года как самостоятельная, но теперь ее епархиальным центром стала Пермь. Епархия была выделена из состава Вятской и Тобольской епархий. Официальное открытие ее состоялось 4 марта 1800 года.

В последнее  время Усть-Вымь представляло собой село в Яренском районе Архангельской области (в прошлом - Вологодской губернии). Местной религиозной и церковно-исторической достопримечательностью села Усть-Выма являлась сооруженная в своем основании святителем Стефаном церковь Благовещения, в коей под спудом - в общей гробнице - покоились мощи священномучеников Герасима и Питирима и святого Ионы (Иоанна), - преемников Св. Стефана по просвещению зырян.  

Екатеринбургская  епархия

Православие стало исповедываться в пределах епархии с появлением здесь русских поселенцев - приблизительно со времени покоренияЕрмаком Сибири в 1581 году. Заселение русскими Урала началось с севера и направлялось постепенно к юго-востоку. В 1589 году был основан первый русский город Лозьва, в 1597 году - Верхотурье. В городах и слободах при их основании устраивались церкви, затем появились и монастыри, из коих известны: Покровский и Никольский в Верхотурье, Рождественский в ТагилеБогоявленский Невьянский,Далматовский Успенский на реке Исети. Первоначально здешние земли входили в ведение Вологодских и Великопермских епископов. 

С открытием  в 1620 году самостоятельной Сибирской епархии с кафедрой в Тобольске «зауральские» уезды были причислены с 1621 года к ней и были в ее составе до 1799 года. 16 октября 1799 года в Перми была учреждена самостоятельная епархия, в составе которой вместе с другими вошли и зауральские уезды Пермской губернии. 

25 декабря 1833 года для благоустройства обширной Пермской епархии в ней было учреждено викариатство с пребыванием викарного епископа в Екатеринбурге. Ближайшему ведению викария были поручены из пяти зауральских уездов Пермской губернии три: Екатеринбургский, Камышловский и Шадринский. Кафедральным собором определено быть Богоявленской церкви с оставлением при ней прежнего прихода. 

В виду «неизбежно встречавшихся, вследствие обширности Пермской епархии и значительной численности населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства, больших неудобств и затруднений в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола», по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода 29 января 1885 года была образована самостоятельная Екатеринбургская епархия. К 1888 году в епархии существовало два духовных училища и одно женское, а также православное братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, основанное в 1886 году с целью обращения раскольников и сектантов и утверждения Православной веры, нравственности и просвещения. Монастыри епархии в общем отличались богатством церквей и ризниц.

Оренбургская епархия

В 2005 году епархия учредила «Православную телекомпанию "Союз"». Кафедральный город - Екатеринбург, кафедральный собор - Иоанно-Предтеченский (Екатеринбург). 

В 1799 году по Высочайше утвержденному 16 октября докладу Святейшего Синода в пределах Оренбургской губернии была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. Выделена из Казанской и, отчасти, Вятской епархий. В состав епархии вошли города с уездами, или по прежнему названию округами: ОренбургСтерлитамакУфаБирскМензелинскБугульмаБугурусланБузулукСергиевск и Белебей, и затем — ЧелябинскТроицк и Верхнеуральск. Местопребывание архиерея и консистории назначено было не в губернском городе Оренбурге, а в центральном по местоположению в епархии, хотя и уездном, — Уфе. 

Информация о работе Монастыри Урала