Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:13, реферат
С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги Русской культуры. Вслед за первыми переселенцами на суровую Уральскую землю ступило и православие. В тогда еще не освоенном крае появились первые монастыри. По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли и развивались. В те суровые и лихие годы монастыри тоже были неким подобием крепостей.
Введение………………………………………………………..3
Монастырские епархии Урала……………………………….5
Далматовский Успенский Монастырь………………………11
Свято-Николаевский монастырь…………………………….13
Уральские монастыри в XX веке……………………………19
Используемая литература…………………………………...24
Министерство образования и науки РФ
Челябинский Государственный Педагогический Университет
Кафедра
истории, культурологии,
социологии и права
Тема:
«Монастыри Урала»
Выполнила: студентка 14 а/н группы Ваганова Виолетта
Проверил:
Павленко В. Д.
Челябинск 2011 год
План
Введение
С приходом
на Урал переселенцев стали зарождаться
новые очаги Русской культуры.
Вслед за первыми переселенцами
на суровую Уральскую землю
В тридцатых – сороковых годах XVII века Соликамский, Вознесенский, а так же Пыскорский Спасо-Преображенский монастыри имели обширные вотчины в своих районах. Уже к началу XVIII века число монастырей, обладающих огромными земельными вотчинами, выросло в несколько раз. К их числу принадлежал и Далматов монастырь, основанный в районе Исети в 1644 году, и уже во второй половине XVIII века имевший в своем составе одно село и целых девятнадцать деревень.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. монастыри играли важную роль в жизни общества. Не только экономическое, но и культурное значение имело монастырское хозяйство. Монахи и послушники прокладывали дороги, строили мастерские, мельницы. В монастырях работали специалисты, внедрявшие передовые сельскохозяйственные технологии и орудия крестьянского труда. В монастырях оказывали квалифицированную медицинскую помощь. Там, где не было монастырских больниц и богаделен, размещались лечебные заведения низшего разряда: амбулаторные и фельдшерские пункты, приемные покои, а также на экстренные случаи (эпидемия, война и т.д.) временные больничные помещения.
В уральских
монастырях всегда находили приют странники,
которым оказывали всемерную
помощь. Особенно почитаемые и, следовательно,
посещаемые были два монастыря - Верхотурский
Николаевский и Свято-Николаевский
на Белой Горе. Их ежегодно посещали более
70.000 паломников. В обширном странноприимном
доме на Белой Горе всем без исключения
странникам и богомольцам давался приют,
и полагалось бесплатное питание в течение
3-4 дней. Гости монастыря всегда ощущали
любовь и заботу к себе со стороны монашеской
братии. Вдоль дороги при подъеме на Белую
Гору были расставлены скамейки для паломников.
Зимой в сильную бурю звонили в колокол,
чтобы гости обители не заблудились. Вдоль
пути к монастырю прикрепили таблички
с надписью "Дорога на Белую Гору".
Вятская епархия
По соборному
определению 1657 года волею царя и благословением
патриарха Никона была
открыта самостоятельная Вятская епархия.
В числе мотивов ее открытия приводилось
то, что "оная страна
грады и места имущи
многочеловечны" и что "есть
там немало останок
языческих обычаев".
В состав
Вятской епархии вошла Вятская
страна, составлявшая до сих пор одну из
патриарших десятин и заключавшая в себе
пять Вятских городов: Хлынов (ныне Вятка), Слободской,Орлов
Укрупнение епархии продолжалось, по-видимому, и далее, так как встречается сообщение о том, что "... в 1672 году большая часть Великопермской епархии... подчинена была архиереям Вятским...".
С 12 марта 1682 года
- архиепископия.
В начале XX века
в составе Вятской епархии имелось 866 приходских
церквей, штат которых насчитывал 1853 священнослужителя.
В 13 монастырях епархии подвизались более
200 монашествующих, и 1300 послушников и
послушниц. Всего же в г.Вятке на 56 тыс.
жителей было более 50 церквей, включая
домовые и больничные.
Сегодня
в Вятской епархии 9 монастырей и
175 приходов, на которых несут послушание
более 200 священнослужителей. Богослужения
совершаются в 165 храмах, 14 молитвенных
домах и 11 часовнях. Их них — 17 церквей
действуют в пределах областного
центра. С 1991 г. возобновлена деятельность Вятского духовного
училища. С 1996 года
в г.Вятке (Кирове) ежегодно проводятся
Свято-Трифоновские образовательные чтения,
в 1998 г. открыта Вятская православная
гимназия во имя прп. Трифона Вятского.
Пермская епархия
Учреждена
в 1383 году, в Усть-Выми будучи
выделена из Ростовской епархии. Епархия выросла благодаря
благовестническому подвигу святителя Стефана,
просветившего зырян и положившего твердую
основу Православию в обширном Пермском краю.
В его пределы входили земли впоследствии
включенные в Архангельскую, Вологодскую,
Вятскую и Пермскую губернии.
В 1492 году
по повелению великого князя Иоанна III к
епархии была присоединена Вологда с
окрестностями. Скорое возвышение последней
делает ее центром епархии , именующейся
со второй половины XVI века Вологодскою
Пермская
кафедра была возрождена 16 октября 1799 года
как самостоятельная, но теперь ее епархиальным
центром стала Пермь. Епархия была выделена
из состава Вятской и Тобольской е
В последнее
время Усть-Вымь представляло собой
село в Яренском районе Архангельской
области (в прошлом - Вологодской губернии).
Местной религиозной и церковно-исторической
достопримечательностью села Усть-Выма
являлась сооруженная в своем основании
святителем Стефаном церковь Благовещения,
в коей под спудом - в общей гробнице - покоились
мощи священномучеников Герасима и Питирима
и святого Ионы (Иоанна), - преемников Св.
Стефана по просвещению зырян.
Екатеринбургская епархия
Православие стало исповедываться
в пределах епархии с появлением здесь
русских поселенцев - приблизительно со
времени покоренияЕрмаком Сибири в 1581
С открытием
в 1620 году самостоятельной Сибирской епархии с кафедрой в Тобольске «зауральские»
уезды были причислены с 1621 года
к ней и были в ее составе до 1799 года.
16 октября 1799 года в Перми была
учреждена самостоятельная епархия, в составе которой
вместе с другими вошли и зауральские
уезды Пермской губернии.
25 декабря 1833 года
для благоустройства обширной Пермской
епархии в ней было учреждено викариатство с пребыванием викарного
епископа в Екатеринбурге. Ближайшему ведению
викария были поручены из пяти зауральских
уездов Пермской губернии три: Екатеринбургский,
Камышловский и Шадринский. Кафедральным
собором определено быть Богоявленской церкви с оставлением при ней
прежнего прихода.
В виду «неизбежно встречавшихся, вследствие обширности Пермской епархии и значительной численности населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства, больших неудобств и затруднений в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола», по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода 29 января 1885 года была образована самостоятельная Екатеринбургская епархия. К 1888 году в епархии существовало два духовных училища и одно женское, а также православное братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, основанное в 1886 году с целью обращения раскольников и сектантов и утверждения Православной веры, нравственности и просвещения. Монастыри епархии в общем отличались богатством церквей и ризниц.
В 2005 году
епархия учредила «Православную телекомпанию
"Союз"».
Кафедральный город - Екатеринбург, кафедральный собор
- Иоанно-Предтеченский (
В 1799 году
по Высочайше утвержденному 16 октября докладу
Святейшего Синода в пределах Оренбургской
губернии была учреждена самостоятельная
Оренбургская епархия. Выделена из Казанской и,
отчасти, Вятской епархий.
В состав епархии вошли города с уездами,
или по прежнему названию округами: Оренбург, Стерлитама