Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:10, реферат
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира.
3. ЕВРОПЕИЗАЦИЯ РОССИИ
А. «ПАНЕГИРИСТЫ»:
Еще современник
и сподвижник царя канцлер Г.И. Головкин
утверждал, что только благодаря
Петру I его подданные «из тьмы
ничтожества и неведения
Б. «ОБЛИЧИТЕЛИ»:
До Петра I Россия
развивалась естественным, органичным
путем. Европеизация России принесла тяжкие
плоды — началось разрушения своеобразного,
самостоятельного русского мира, мира
обладающего своими традициями, своей
культурой, своими культурными и
духовными ценностями. Царь Петр захотел
втолкнуть Россию на путь Запада, путь
ложный и опасный. Петр подчинил Россию
влиянию Запада; всем известное подражание
Западу доходило до неистовства. В итоге
Россия пошла путем слепого
Петр I внес в русское общество разлад между сословиями, которого ранее не наблюдалось. Государство, на силу которого уповал Петр, начало насильственно перекраивать жизнь целого общества на чужой, западный манер. Новые правила бытовой жизни вводились с ужасающим насилием. К примеру, мало того, что бороды были обложены налогом, так еще проводилось их насильственное острижение, а то бороды и с корнем вырывали, чтобы волосы на лице более не росли. Столь же насильственно вводились и другие правила «новой жизни».
Петр I фактически разделил Россию на две части: с одной стороны находилось правящее сословие со своей иностранной столицей Санкт-Петербургом, с другой стороны — народ, с русской столицей, Москвой. При этом чиновничье население Петербурга совершенно оторвалось от собственного народа, более того, стало рассматривать его лишь как средство для получения материальных выгод, совершенно при этом презирая русский народ. Презрение к России скоро стало как бы принадлежностью образованного человека, целью которого было подражание Западной Европе.
Таким образом,
европеизации стала для царя и
чиновничества средством
В. «ОБЪЕКТИВИСТЫ»:
Европеизация страны была вызвана объективными потребностями страны и началась задолго до Петра I. Еще его дед, царь Михаил Федорович, начал преобразование армии на европейский манер (полки «нового строя»). Эту же тенденцию продолжил отец Петра, царь Алексей Михайлович. Множество европейских новшества появилось в культуре, в быту.
И все же европеизация
страны стала важнейшим итогом петровских
преобразований. Под европеизацией
следует понимать не только и не
столько обрезание бород и
укорачивание национального платья,
а обширный комплекс мер, нацеленных
на повышение культурного уровня
населения, на его цивилизованное поведение
в обществе, на внедрение современных
форм промышленного производства и
т.д. Под европеизацией следует
подразумевать и
Несомненно, к
европеизации России относится и
новая система государственного
управления, разработанная на западноевропейский
манер (Сенат, коллегии, городские магистраты
и др.). К европеизации России нужно
отнести и создание мануфактурного
производства, в результате чего в
промышленном отношении Россия при
Петре Великом достигла грандиозных
успехов: если в конце XVII в. в России
было 10–12 мануфактур, то к концу петровского
царствования их насчитывалось около
сотни. Причем в разных сферах производства.
А сама Россия превратилась из импортера
в экспортера промышленных товаров: железа,
меди, полотна и др.
Мнение историков:
П.Я. Чаадаев (русский мыслитель XIX в.): «Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!»
С.Ф. Платонов: «Во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к Польше и к Турции. Он много сделал для достижения заветных помыслов Московской Руси, но не доделал всего. <...> В политике внутренней Петр недалеко ушел от XVII века. Государственное устройство осталось прежним: полнота верховной власти, формулированная царем Алексеем в словах Деяний Апостольских, получила более пространное определение при Петре в Регламенте воинском, в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича. Земское самоуправление, не имевшее политического характера и имевшее характер сословный до Петра, осталось таким и при Петре. Над органами сословного управления, как и раньше, стояли учреждения бюрократические, и хотя внешние формы администрации были изменены, общий тип ее оставался неизменным: как и до Петра, было смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным.
Деятельность
Петра не была и общественным переворотом.
Государственное положение
В экономической политике Петра, в ее задачах и результатах также нельзя видеть переворота. Петр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него — задачу поднятия производительных сил страны. Его программа развития национальной промышленности и торговли была знакома в XVII веке теоретически — Крижаничу, практически — Ордину-Нащокину. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.
И в культурном
отношении Петр не внес в русскую
жизнь новых откровений. Старые культурные
идеалы были тронуты до него; в XVII веке
вопрос о новых началах культурной
жизни стал резко выраженным вопросом.
Царь Алексей — отчасти и царь
Федор —вполне являлись уже представителями
нового направления. Царь Петр в этом прямой
их преемник. Но его предшественники были
ученики киевских богословов и схоластиков,
а Петр был ученик западноевропейцев,
носителей протестантской культуры. Предшественники
Петра мало заботились о распространении
своих знаний в народе, а Петр считал это
одним из главных своих дел. Этим он существенно
отличался от государей XVII века. Так, Петр
не был творцом культурного вопроса, но
был первым человеком, решившимся осуществить
культурную реформу. Результаты его деятельности
были велики: он дал своему народу полную
возможность материального и духовного
общения со всем цивилизованным миром.
Но не следует, однако, преувеличивать
эти результаты. При Петре образование
коснулось только высших слоев общества
и то слабо; народная же масса пока осталась
при своем старом мировоззрении».
4. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРЯ ПЕТРА I
А. «ПАНЕГИРИСТЫ»:
Вступив в права
полновластного самодержца, Петр I решительно
пришпорил «клячу истории». В начале
своего правления он застал Россию варварской
страной, в которой не было собственной
науки, светской культуры, образования.
Жесткой рукой правителя-реформатора
повел он Россию к мировому величию, ибо
именно такого — мирового — величия желал
Петр России. Именно поэтому он вел столь
активную внешнюю политику, в течение
двадцати одного года боролся за выход
России к Балтийскому морю и, победив в
этой Северной войне, исполнил наконец
чаяния многих поколений — вернул России
ее исконные прибалтийские земли. Победа
в Северной войне превратила Россию в
мощную державу с границами от Балтийского
до Охотского морей, с которой теперь приходилось
считаться всем европейским государствам.
А в результате Персидского похода 1722—1723
гг. Россия приобрела земли на южном побережье
Каспийского моря. Перевернул Петр и внутреннюю
жизнь России. Один из первых биографов
Петра I, П.Н. Крекшин писал: «Петр кротким
нравом воскресил Россию полумертвую,
воздвиже сияющую, слабую в силе, малочувственную
по имени своему сотвори камени подобную
(имя «Петр» означает «камень». — С.П.),
возведя от тьмы ко свету, от незнания
к знанию, от бесчестия к славе».
Б. «ОБЛИЧИТЕЛИ»:
Петр I — это
великий разрушитель. Даже признавая
факт многого сделанного им, нельзя
забывать о том, что еще большее
число его деяний имело отрицательное
значение для России. В конце XVII века
Россия представляла собой развитую,
высококультурную страну, со своей
системой государственного устройства,
социальных и политических отношений,
со своей культурой. Россия на протяжении
многих веков развивалась естественно,
органично, в необходимой мере заимствуя
тот или иной европейский или
азиатский опыт, тот опыт, который
действительно был нужен
Но Петр разрушил симфоническое единство древней России. Стремясь превратить Россию в западноевропейскую страну, он отказался от великого наследия, которое получил. Переворот Петра, несмотря на весь внешний блеск свой, свидетельствует, какое глубокое внутреннее зло производит величайший гений, как скоро он действует одиноко, отдаляется от народа и смотрит на него, как архитектор на кирпичи. Петр, скажут, возвеличил Россию. Точно, он много придал ей внешнего величия, но внутреннюю ее целость он поразил растленьем: он внес в ее жизнь семена разрушения, вражды. Да и все внешние славные дела совершал он и приемники его — силами той России, которая возрастала и окрепла на древней почве, на других началах.
Кроме того, страшны
были не только сами реформы Петра,
но и методы их проведения. Неимоверная
жестокость Петра поражала даже современников.
Реформы Петра вводились
В. «ОБЪЕКТИВИСТЫ»:
Деяния Петра имели под собой объективную основу и объективные потребности страны. В первую очередь Россия, конечно же, должна была освоить новое понимание мира, овладеть новыми способами познания и преобразования мира. Но была и вторая причина, в силу которой петровские преобразования нашли отклик, хотя и не во всех, но во многих русских умах. Дело в том, что именно на XVIII век выпало завершение процесса формирования единой русской нации. И возникновение сильной государственной власти вызывалось, в том числе, этими национальными потребностями.
В России впервые в истории формулируется идея «служения Отечеству», идея «пользы Отечества» как важнейшие идеи национального сознания. Но «пользу Отечества» может обеспечить только сильное государство. По сути дела, XVIII век сплел воедино два важнейших впоследствии для русской истории понятия — единая русская нация и великая держава. Именно в этом веке стало неоспоримо ясно — единая русская нация могла жить дальше, только превратив свою Родину в великую державу.
Другое дело,
что Петр I резко и даже слишком
резко ускорил задолго до него
начавшийся процесс формирования единой
нации, единого национального
Бесспорно, заслуги Петра и его сподвижников перед Россией велики. Однако опыт истории показывает, что ни один бурный переворот привычного хода вещей не обходится без потерь, и чаще всего потерь трагических. Это понимал и сам Петр, потому и придавал он столь большое значение идеологическому объяснению собственных деяний. Но в его сознании давнее русское представление о духовном смысле исторического бытия России сменилось идеей светского Российского государства, объединяющего русский народ только государственными крепами и не ставящего перед собой задачи достижения духовных целей. В известной работе В.В. Зеньковского «История русской философии» можно встретить интересное и справедливое рассуждение о том, что кристаллизационным ядром, вокруг которого в XVIII веке слагаются интересы и идеи, «является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты Православия), как это было раньше, а идеал Великой России».
Информация о работе Мнения о личности и деятельности Петра I