Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:10, реферат
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира.
Мнения о личности и деятельности Петра I
«А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!»
А.С. Пушкин.
Из
письма к П.Я. Чаадаеву. 19
октября 1836 г.
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира.
Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок:
А. «Панегиристы» (панегирики Петру возникли еще при его жизни)
Б. «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни)
В. «Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно, многие недостатки его деяний).
Тем не менее, личность
и деятельность Петра I постоянно
находится в центре общественного
внимания. В одной из отечественных дореволюционных
работ, был отмечен характерный научный
парадокс: с одной стороны, «эпоха Петра
Великого давно уже стала достоянием прошлого»,
но, с другой — «мы как будто все еще стоим
под обаянием этого времени, как будто
все еще не пережили этой тревожной, лихорадочной
поры и не в силах отнестись к ней вполне
объективно». Причины такой ситуации виделись
в том, что «великий император ребром поставил
вопросы, которых мы и до сих пор окончательно
не решили…» (Е.Ф. Шмурло). Это отразилось
и на литературе, посвященной петровским
преобразованиям, которая «скорее напоминает
судебные речи в защиту или в обвинение
подсудимого, чем спокойный анализ научной
исторической критики». А согласно несколько
ироническому отзыву В.О. Ключевского,
«часто даже вся философия нашей истории
сводилась к оценке петровской реформы:
посредством некоторого, как бы сказать,
ученого ракурса весь смысл русской истории
сжимался в один вопрос о значении деятельности
Петра, об отношении преобразованной им
новой России к древней».
1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I
А. «ПАНЕГИРИСТЫ»:
Петр Великий — уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения.
В отличие от
всех предшествующих российских государей,
он лично участвовал во всех своих
начинаниях. Это он находился в
пекле сражений, не жалея живота
своего. Это он одерживал блистательные
победы над сильным неприятелем.
Это он странствовал по бездорожью
России, а также по столицам западноевропейских
дворов, чтобы возвести страну в
ранг европейских государств, это
он, наряду с другими кораблестроителями,
работал топором, овладел в совершенстве
кораблевождением и артиллерийским
делом, фортификацией и
Многим современникам
импонировала простота царя, его неприхотливость,
умение, напрягая волю, физические и
нравственные силы, преодолевать препятствия.
Современников поражало то, что царь,
как простой бомбардир
Не страшась смерти, подвергая собственную жизнь Петр, проявляя чудеса личной храбрости нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.
Царь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считался зазорным для государя и для бояр. С полной самоотдачей и рвением он овладевал разнообразными ремеслами от плотничьего и кузнечного до ремесла хирурга и дантиста (он мог сам вырвать у кого-нибудь больной зуб!).
Петр, в отличие
от своих предшественников и ближайших
преемников, не ограничивал свои обязанности
актом торжественного приема иностранных
дипломатов, а вступал с ними в
переговоры, минуя учреждения, ведавшие
дипломатией.
Свидетельства иностранцев:
Курфюрстина София Ганноверская: «…Он признался нам, что не очень любит музыку. Я его спросила: любит ли он охоту? Он ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам. Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы… Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».
Итальянский певец Филиппо Балтари: «Царь Петр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. При его большом росте ноги мне показались тонкими, голова у него часто конвульсивно дергалась вправо».
Датский посланник в России Юст Юль: «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».
Нарвский
пастор Симон Дитрих
Геркенс: «Обыкновенно его величество
видят в такой простой одежде, что тот,
кто его не знает, ни за что бы не признал
в нем столь великого монарха… Следует,
кроме того, признать, что его величество
благочестив и от природы добр и милостив.
Говорят также, будто его величество желал
бы по-доброму реформировать и улучшить
русское вероисповедание, как он уже для
людей, переходящих в русскую веру, отменил
в обряде крещения погружение в воду, прежде
требуемое. Кроме того, он разрешил не
соблюдать в своей армии принятые у русских
долгие и строгие посты, во время которых
им совсем нельзя есть мясо…»
Б. «ОБЛИЧИТЕЛИ»:
Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Его показная простота, одежда, поведение, манера общения — всё это было заимствованным, чужим, противоречащим национальным и религиозным традициям России. Но всё это делалось Петром совершенно сознательно, он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского.
Его личная жизнь
и поведение не может вызывать
ничего, кроме осуждения. Петр впервые
узаконил нравственную распущенность
при царском дворе. Именно он, еще
в юности учредив «Всепьянейший
собор», ввел в качестве нормы при
царском дворе безудержное
При Петре происходит десакрализация как персоны царя, так и идеи власти и самой государственной власти. В отличие от предшественников на русском престоле, Петр не поставил перед Российской империей каких бы то ни было духовных целей. Следовательно, произошел разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой Российское государство есть, прежде всего, государство истинной православной веры. Ушли в прошлое пышные церемониальные церковные шествия государя с участием множества церковных и светских чинов. А это значит, что обращения царя к Богу перестали быть публичными молитвами православного государя за свой православный народ. Царь Петр прекратил исполнять один из важнейших для России государственных ритуалов, свидетельствующий о заступничестве государя перед Богом за народ и государство, данное ему Господом. Даже подчинив Церковь государству, Петр, по сути дела, отказался от сакральной, священной функции русской государевой власти.
Отказ от исполнения государством духовных задач вел и к иному пониманию отношений государства с Церковью. В своем стремлении все подчинить государственной целесообразности Петр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию — полностью подчинил себе Церковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата. Это произошло в ходе церковной реформы, которая проводилась в течение всей первой четверти XVIII века. Уничтожение самостоятельности Церкви трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории.
И недаром уже
при жизни Петра в народном
мнение распространяется убеждение, что
царь Петр — это не царь, а антихрист. Или
другое убеждение — царя Петра подменили
в детстве на «немчина». Разрушение нравственных
начал Российской государственности привело
к тому, что уже в момент возникновения
Российской империи был заложен ее трагический
конец.
Свидетельства современников, представителей простого народа:
Лебедка, духовник князя А.Д. Меншикова: «Петр — антихрист. Он сына своего не пощадил, бил его и царевич не просто умер. Знамо, что де государь его убил…»
Монах, бывший капитан Левин: «Последние времена пришли… Ныне у нас не царь, а антихрист — заставляет нас, монахов, есть мясо и с женами жить…».
Крестьянин Старцев: «Какой де это царь, он де антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Немецкой слободе, в среду и в пятку ест мясо. Инова де антихриста не ждите, тот де он антихрист».
Народное мнение: «Государя де царя Петра Алексеевича и государя царевича на Москве нет, изведены, извели бояре да немцы, вместо него царствует антихрист».
Дьякон Чудова монастыря Иона Кириловец говорил о подмененном Петре: «Государь де не царь и не царского поколения, а немецкого… Когда были у государыни царевны Натальи Кирилловны сряду дочери и тогда государь, царь Алексей Михайлович, на нее, царицу, разгневался… И когда де приспел час ей родить дщерь, и тогда она, государыня, убоясь его, государя, взяла в обмен из Немецкой слободы младенца мужеска полу, из Лефортова дворца…»
Мнение неких крепостных крестьян: «Государь де не царского колена, немецкой породы, а великого государя скрали немцы у мамок, в малых летех, а вместо ево подменили инова. Немцы лукавы, лик под лик подводят».
Некий
крестьянин: «Государь всю свою землю
выпустошил, остались де только душой
да телом… Государя на Москве нет. Семь
лет в плену, а на царстве сидит Немчин.
Вот де тысячи с четыре стрельцов порубил.
Есть ли б де он был государь, стал ли б
так свою землю пустошать».
В. «ОБЪЕКТИВИСТЫ»:
Петр I — сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения (так он относился к своим любимцам, к тем, кому полностью доверял, например, к А.Д. Меншикову) и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое зверство (личное участие в казнях стрельцов, личное присутствие при пытках сына царевича Алексея). Склонность к неспешному философскому осмыслению действительности, любовь к мудрости (например, его беседы с немецким философом Лейбницем) и активная деятельность, личное участие во всех начинаниях, торопливость и импульсивность в принятии решений. Стремление к устроению своей жизни и жизни народа по строгим, рациональным правилам, жесткая регламентация самых сокровенных сторон жизни человека (например, обязательное посещение церкви, обязательные, четыре раза в год, исповедь и причастие) и собственное, нередко, безнравственное поведение. Смелость и мужество, не раз проявленные в боях, и периодические приступы страха. Безусловная личная религиозность и нелюбовь, а то и ненависть к Церкви и к традициям православной веры. И, наконец, искреннее желание превратить Россию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое влияние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, неприятие древней России, погрязшей, как считал Петр, «во мраке невежества», т.е. неприятие реальной России.
Информация о работе Мнения о личности и деятельности Петра I