Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:10, реферат
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники императора всячески восхваляли его, считали его деяния великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»), видели в нем идеал монарха. А противники петровских реформ называли царя антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира.
Но все эти
личные, противоречивые качества Петр
I сумел подчинить главной идее
— идее служения Отечеству и деятельному
преобразованию своего Отечества в
новых исторических условиях. И в
этом его величие. Поэтому можно
сказать, что в личности Петра
преломились и отразились те объективные
потребности и те объективные
противоречия, которые существовали
в России в тогдашних конкретно-
Мнения историков:
Н.М. Карамзин: «Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славные подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. ...Но мы, россияне, имея перед глазами свою историю, подтвердим ли мнение несведущих иноземцев и скажем ли, что Петр есть творец нашего величия государственного? Забудем ли князей московских: Иоанна I, Иоанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную, и,— что не менее важно, учредили твердое в ней правление единовластное? И, славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования?..
Деды наши, уже в царствование Михаила и сына его присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а СВЯТАЯ РУСЬ — первое государство. Пусть назовут то заблуждением; но как оно благоприятствовало любви к отечеству и нравственной силе оного! Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалиться своим гражданским достоинством? Некогда называли мы всех иных европейцев НЕВЕРНЫМИ, теперь называем братьями; спрашиваю: кому бы легче было покорить Россию — неверным или братьям? То есть кому бы она, по вероятности, долженствовала более противиться? При царе Михаиле или Феодоре вельможа российский, обязанный всем Отечеству, мог ли бы с веселым сердцем навеки оставить ее, чтобы в Париже, в Лондоне, Вене спокойно читать в газетах о наших государственных опасностях?
Мы стали гражданами
мира, но перестали быть, в некоторых
случаях, гражданами России. Виною Петр.
Он велик без сомнения; но еще
мог бы возвеличиться больше, когда
бы нашел способ просветить ум россиян
без вреда для их гражданских
добродетелей. К несчастью, сей государь,
худо воспитанный, окруженный людьми молодыми,
узнал и полюбил женевца
С.М.
Соловьев: «Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем
и в этом явился полным представителем
своего народа, не завоевательного по
природе племени и по условиям своей исторической
жизни. Гений Петра высказался в ясном
уразумении положения своего народа, он
сознал, что его обязанность — вывести
слабый, бедный, почти неизвестный народ
из этого печального положения посредством
цивилизации. Трудность дела представлялась
ему во всей полноте по возвращении из-за
границы, когда он мог сравнить виденное
на Западе с тем, что он нашел в России,
которая встретила его стрелецким бунтом.
Он испытал страшное искушение, сомнение,
но вышел из него, вполне уверовавши в
нравственные силы своего Народа, и не
замедлил призвать его к великому подвигу,
к пожертвованиям и лишениям всякого рода,
показывая сам пример во всем этом. Ясно
осознавши, что русский народ должен пройти
трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть
его страдательному, унизительному положению
ученика; но в то же время он успел уравновесить
невыгоды этого положения славою и величием,
превратить его в деятельное, успел создать
политическое значение России и средства
для его поддержания. Петру предстояла
трудная задача: для образования русских
людей необходимо было вызвать иностранных
наставников, руководителей, которые,
естественно, стремились подчинить учеников
своему влиянию, стать выше их; но это унижало
учеников, которых Петр хотел сделать
как можно скорее мастерами; Петр не поддался
искушению, не принял предложения вести
дело успешно с людьми выученными, вполне
приготовленными, но иностранцами, хотел,
чтоб свои, русские, проходили деятельную
школу, хотя бы это стоило и больших потерь,
сопровождалось большими неудобствами...
С какой бы точки зрения мы ни изучали
эпоху преобразования, мы должны прийти
в изумление перед нравственными и физическими
силами преобразователя, сфера деятельности
которого была бы так обширна».
2. ОЦЕНКА РЕФОРМ ПЕТРА I
А. «ПАНЕГИРИСТЫ»:
Особенность реформ Петра Великого состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил.
В результате реформаторских
начинаний Петра мало кому известная
Московия превратилась в Российскую
империю, влиятельную европейскую
державу. Становление Российской империи
сопровождалось внедрением по крайней
мере трех новшеств, позволивших России
занять подобающее место среди европейских
государств. Прежде всего, это создание
военно-морского флота, в результате чего
Россия превратилась в морскую державу.
Второе новшество выражалось в создании
регулярной армии, располагавшей единой
системой комплектации, едиными правилами
обучения и снаряжения, единообразной
структурой, вооружением и военной формой.
Третье новшество — организация регулярной
дипломатической службы, создание постоянных
представительств в европейских странах
и учреждение постоянных представительств
европейских государств в России. Это
означало приобретение Россией статуса
европейского государства.
Мнение историков:
М.П. Погодин: «Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносятся газеты — Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
После обеда
вы едете в гости — это ассамблея
Петра Великого. Встречаете там дам,
допущенных до мужской компании по
требованию Петра Великого. Пойдем
в университет — первое светское
училище учреждено Петром Великим.
Вы получаете чин — по Табели
о рангах Петра Великого. Чин доставляет
вам дворянство — так учредил
Петр Великий. Мне надо подать жалобу
— Петр Великий определил ее форму.
Примут ее — перед зерцалом Петра
Великого. Рассудят — по Генеральному
регламенту. Вы вздумаете путешествовать
— по примеру Петра Великого;
вы будете приняты хорошо — Петр
Великий поместил Россию в число европейских
государств и начал внушать к ней уважение
и проч., и проч., и проч.».
Б. «ОБЛИЧИТЕЛИ»:
Реформы Петра I принесли множество проблем России. Самую большую выгоду от реформ получило дворянство. Более того, благодаря политике Петра в XVIII столетии впервые за все время существования России дворянство и в социальном, и в политическом, и в культурном отношениях отделилось от собственного народа, превратилось в замкнутое сословие, воспитанное в нерусских традициях.
Кроме того, Петр, обеспечивая, с одной стороны, политическую поддержку дворянства, а с другой, решая проблему большей самостоятельности государства в экономическом отношении, совершил окончательное закрепощение крестьянства. Произошло это в 1718—1724 гг. в ходе проведения податной реформы. Мало того, что податная реформа усилила в 1,5—2 раза налоговый гнет населения, так еще для того, чтобы контролировать поступление налогов, в стране был установлен жесткий полицейский контроль — введена система паспортов и создана сеть контроля за передвижением населения. Человек, платящий тягло, оказывался чуть ли не навечно прикрепленным к своему месту жительства и без особого разрешения не имел даже права перемещения.
Еще одна проблема, порожденная Петром и значительно сказавшаяся на российской истории, — это создание мощной бюрократической системы управления страной, подчиненной единственно воле царя. Бюрократическая система, созданная на основе принципа безусловного подчинения младшего старшему, в значительной степени подавляла инициативу людей. Более того, подчиненная «манию царя», такая система порождала отношения, когда, по словам одного из современников Петра, князя Д.М. Голицына, не «законы управляют персонами, а персона законами». Другими словами — создавала условия для полного произвола власть имущих.
Из такой политической системы вытекает и фаворитизм, который в XVIII веке буквально поразил Россию. Уже при Петре всесильные временщики грабили страну как могли. У того же А.Д. Меншикова, при всех его военных и государственных заслугах, прегрешений было не меньше, а может быть, и больше, ибо государственный и свой карман он путал постоянно, а его личный бюджет одно время превышал бюджет всего Российского государства! Возникшая при Петре система государственного управления определила на долгие годы и засилье иностранцев в российском бюрократическом аппарате.
Наконец, Петр I
полностью подчинил государству
Церковь, превратив ее в одно из государственных
учреждений. На саму Русскую Православную
Церковь государь смотрел тоже сугубо
рационалистически. Главной задачей
было поставлено полное подчинение Церкви
светской власти царя и изъятие материальных
ценностей Церкви, столь необходимых
для обеспечения многочисленных
петровских начинаний. Уничтожение
самостоятельности Церкви породило
множество духовных и социальных
проблем, которые уже вскоре отозвались
в русской истории трагическими
последствиями.
В. «ОБЪЕКТИВИСТЫ»:
Преобразования Петра I проходили в реальных исторических условиях. Единственным образованным сословием в то время было только дворянство, более того, именно дворянство составляло единственную опору государственной, в том числе и царской власти, основу армии. Поэтому, естественно, что Петр, действуя в реальной исторической обстановке, мог опираться в первую очередь на дворянское сословие. Но, одновременно, он старался сделать доступ в дворянское сословие более открытым и законным. Почему и была принята Табель о рангах, которая определяла систему прохождения государственной службы: если выходец из низших сословий доставлял своей службой пользу государству, он мог повышаться в чинах и достигнуть сначала личного, а потом и потомственного дворянства.
Создание мощного
государственного аппарата, бюрократии,
тоже было необходимо, ибо бюрократическая
государственная система
Если говорить
об усилении крепостного права и
эксплуатации крестьянства в годы правления
Петра I, то, опять же, это было неизбежно.
Россия находится в таких природно-
Церковь в допетровское
время представляла мощнейшего в
России феодального владельца. В
распоряжении Церкви находились огромные
земли и другие материальные богатства.
Петр относился к Церкви очень
рационально, ему потребовались
ресурсы для проведения своих
реформ — эти ресурсы он нашел,
в том числе, во владении Церкви.
Поэтому наступление на Церковь
во многом определялось стремлением
Петра поставить на государственную
службу церковное имущество и
церковных людей (недаром было запрещено
пострижение в монахи юношей —
они должны были служить в армии,
на флоте и т.д.). К тому же Церковь,
всегда пользовавшаяся определенной независимостью
от светской власти, была для Петра
помехой в проведении его начинаний.
Это тоже послужило причиной проведения
довольно жесткой политики в отношении
Церкви, в результате чего Церковь
была официально подчинена лично
императору и превратилась всего
лишь в один из государственных институтов,
наряду с другими коллегиями.
Информация о работе Мнения о личности и деятельности Петра I