Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:30, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть проект государственных преобразований М. М. Сперанского и показать его роль в укреплении российской государственности.
Достижение поставленной цели возможно при решении ряда задач:
1. Выделить причины возвышения реформатора;
2. Охарактеризовать проекты реформ М. М. Сперанского;
3. Выявить причины незавершенности предложенных им преобразований;
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава I. Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского…………...6
§1. Причины возвышения реформатора…………………………………………………….6
§2. Либеральные реформы. Проекты и записки М. М. Сперанского……………………12
§3. Преобразования высших органов власти……………………………………………...23
§4. Причины неудач М. М. Сперанского и Александра I………………………………...28
Вывод………………………………………………………………………………………...30
Глава II. Государственная деятельность М. М. Сперанского в период правления Николая I…………………………………………………………………………………….31
§1. Предпосылки подготовки и издания «Свода законов Российской империи»………31
§2. Кодификационная работа М. М. Сперанского при Николае I……………………….37
Вывод………………………………………………………………………………………...39
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список литературы………………………………………………………………………….41
В 1804 написал две работы «О духе правительства» и «О образе правления», но главным теоретическим трудом Сперанского по праву считается «Введение к Уложению государственных законов».
Сперанский рассуждает о законах государственных вообще, «о разделении их на основные или неподвижные и преходящие», обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров до волостного правления.
«Власть, - подчеркивал Сперанский,- должно различать от самовластия. Власть (основанная на законах) дает силу правительству, а самовластие ее разрушает, ибо самовластие, даже и тогда, когда оно поступает справедливо, имеет вид притеснения. Правильное законодательство дает более истинную силу правительству, нежели неограниченное самовластие. В Англии закон дает правительству власть, и потому оно может быть там сильно, в Турции закон дает правительству самовластие, и потому о там всегда должно быть слабо. Известно, что в России власть правительства не ограничена, а потому истинная сила правительства в сем отношении всегда у нас весьма слаба и пребудет таковою, доколе закон не уставит ее в истинных ее отношениях».
Сперанский приходит к заключению, что «истинная сила правительства состоит: 1) в законе, 2) в образе управления, 3) в воспитании, 4) в военной силе, 5) в финансах». Из этих элементов «три первые у нас», по его словам, почти не существуют.
Сперанский не посягал на монархическое государственное устройство. Императору принадлежала вся полнота власти. В «Проекте Уложения государственных законов» он очертил прерогативы монарха: «По праву державной власти и в порядке, для нее установленном, император есть верховный законодатель, без коего никакой закон совершится не может. Он есть верховный охранитель правосудия, и в сем уважении суд производится его имянем. Он есть верховное начало силы исполнительной. От него проистекают все почести и награды в воздаяние заслуг, законом определенные.»
Вместе с тем в проекте М. М. Сперанского были четко определены пределы самодержавной власти. Никакой закон не мог вступить в действие без одобрения реформированных и вновь созданных государственных органов. В основу реформы Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Он не уставал повторять, что нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять законы, и их исполнять. Поэтому и в своей реформаторской деятельности он пытался четко разграничить законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных, независимых друг от друга государственных учреждениях.
Связующим звеном между монархом и различными ветвями власти, по замыслу Сперанского, должен был стать Государственный совет: «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются». Государственный совет был создан в 1801 г., но не имел реального влияния на государственные дела. Сперанский предлагал начать преобразования с придания Совету большего объема полномочий: «...все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению». Государственный совет составлялся «из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых». Министры являлись членами Государственного совета по своему званию. Председательствовал в Совете император лично или назначаемый им член Совета. Важнейший дела обсуждались в общем собрании Государственного совета, другие дела - в департаментах Государственного совета: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии.
Законодательная власть, или «Порядок законодательный», по мысли Сперанского, должна была состоять из выборных учреждений. Разумеется, в его проекте, не шла речь о всеобщем избирательном праве. Участие в выборах могли принимать только владельцы недвижимой собственности, при этом выборы были четырехступенчатыми. Тем не менее, проект представлял огромный шаг вперед по сравнению с российской действительностью. План преобразований состоял в том, чтобы привлечь население (на основе имущественного ценза) к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредством системы выборов.
Выборные учреждения представляли собой стройную систему органов различного уровня, или «четырех степеней», как называл их Сперанский. Первую - низшую степень представляли Волостные думы, которые созывались каждые три года в волостных селениях или волостных городах. Волостные думы выбирали волостные правления, утверждали отчет в сборах и употреблении сумм, вверенных правлениям, и выбирали депутатов в Окружные думы, которые в свою очередь избирали депутатов в Губернские думы. «Из депутатов, представленных от губернской думы, - писал Сперанский, - составляется законодательное сословие, под именем Государственной думы». Это учреждение, по определению Сперанского, «есть место равное Сенату и министерству». Государственная дума должна была собираться ежегодно в сентябре месяце, а срок ее работы определялся количеством дел, предлагаемых ей для рассмотрения.
Судебная власть, или «Порядок судный» был представлен системой учреждений, строго соответствовавших учреждениям законодательным. Судом первой степени являлся Волостной суд, в ведение которого находилось разбирательство гражданских дел и взыскание за маловажные полицейские проступки. Следующая инстанция - Окружной суд делился на два отделения: гражданское и уголовное. Председатель Окружного суда избирался из «20-ти отличнейших обывателей округа» (список которых составлялся Окружной думой") и утверждался министром юстиции. Губернский суд составлялся на тех же началах, что и окружной. Председатель избирался министром юстиции из списка 20-ти «отличнейших обывателей», представленном Губернской думой и утверждался Государственным советом.
В проекте Сперанского предусматривалось введение суда присяжных: «Закон определяет случаи, в коих председатель, особливо в отделении уголовном, обязан требовать депутатов из окружного совета для составления суда присяжных». В данном случае проект Сперанского значительно опередил свое время, так как суд присяжных появился в России только более чем полвека спустя.
Высшей судебной инстанцией, по проекту Сперанского, был Сенат, созданный в 1711 г. Петром Великим, как высшее государственное учреждение. К началу XIX столетия Сенат превратился в громоздкий, плохо управляемый орган, состоявший из девяти департаментов, работа которых строилась по территориальному принципу, причем часть департаментов со времен Екатерины II находилась в Москве. С 1802 г. должность генерал-прокурора, возглавлявшего Сенат, была соединена с должностью министра юстиции. Высший судебный орган империи оказался в подчинении одного из министров, представителя исполнительной власти.
Сперанский подчеркивал: «Сенат есть верховное судилище для всей империи». Однако, по его замыслу, функции Сенаты не должны были ограничиваться только судебными дел. В сущности, Сперанский, развивая идеи, изложенные им за шесть лет до этого в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений», проектировал создать под именем Сената два органа: Правительствующий и Судебный. Первый, по его предложению, должен был состоять из министров, их товарищей и быть единым для всей империи. По замыслу Сперанского в компетенцию Правительствующего сената должны были входить три категории дел: 1) не подлежащие ни одному из министров (обнародование законов); 2) дела, в соответствии с законодательством принадлежащие только Сенату (заключение договоров и размещение подрядов на «важные» суммы, назначение на ответственные должности); 3) дела, которые должны докладываться императору. Таким образом, на Сенат возлагался, с одной стороны, надзор за центральной властью, с другой - непосредственное управление, т. е. два рода деятельности, взаимно исключающие друг друга. Из многочисленных писем, записок и заметок Сперанского можно заключить, что он сам чувствовал недостатки нового управления, которое назвал «полуустройством».
Что же касается Судебного сената, то он, по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. Предлагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежать.
Предполагалось приблизить Судебный сенат к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Каждое сенатское присутствие должно было состоять из четырех департаментов по рассмотрению казенных дел, по частным делам, уголовным и межевым (временно).
Исполнительная власть, или порядок исполнительный, волостное управление во главе с начальником, окружное управление во главе с окружным начальником, губернское управление во главе с губернатором. Сперанский предлагал значительно расширить власть губернаторов. Для координации действий различных ведомств в губерниях он предлагал создать губернское правительство, подразделявшееся на три «експедиции»: полицейскую, народной промышленности, казенную.
Губернские и окружные управления, по выражению Сперанского, составлялись на тех же самых правилах, но только в меньшем виде, что и министерства. Сперанский лучше кого-либо видел недостатки существующей министерской системы. Он обращал внимание на отсутствие надлежащей ответственности министров. Ответственность министра состоит в том, что он должен четко выполнять действующий закон, но поскольку трудно исполнять законы, которые не находят понимания в обществе, то министрам ничего не оставалось как или уклоняться от их исполнения, или «с горечью и молчанием переносить тяжесть своего положения». Сперанский отмечал также некоторую неточность и несоразмерность в разделении дел, а также недостаток точных правил или учреждений, на основе которых должно действовать министерство.
Сперанский предлагал: 1) определить инструкциями границы деятельности министерств, их четкую ответственность за определенную сферу деятельности; 2) упразднить министерство коммерции, присоединив его к министерству финансов; 3) создать министерство путей сообщения, так как «в России все еще надобно заводить и вновь строить»; 4) учредить «особое государственное казначейство» и особый же государственный контроль. Предложение это объяснялось тем, что министерство финансов занималось источниками доходов, движением входящих в казначейство капиталов, их выделением, отчетом (контролем) в расходовании средств. Министр финансов, таким образом, сам себя и контролировал; 5) создать специальное министерство полиции, которое должно включать в свою структуру полицию учредительную (занимающуюся паспортным режимом, надзором за зрелищными мероприятиями, публичными собраниями и пр., а также выполняющую роль политической полиции) и полицию исполнительную (которой вменялась в обязанность пресечение всех нарушений безопасности, устройство внутренней стражи, содержание смирительные учреждения).
В записке «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам» Сперанский уже переводит вопрос из теоретической плоскости в чисто практическую. Эту работу он начинает словами, которые стали для него правилом всех преобразований: «сила всех преобразований состоит в том, чтобы постановить образ правления на неприменяемом законе, дать внутреннее политическое бытие России». По мысли Сперанского, таким неприменяемым законом должна стать Конституция, четко оговаривающая:
1) Права державной власти.
2) Права престола и его наследства
3) Образ составления законов их сила и действия
4) Права подданных, разделение состояний.
5) Законы органические, т. е. устройство тех установлений, коими закон составляется и исполняется.
В качестве основных преобразований государственного устройства Сперанский предлагает:
- Учредить Государственную Думу в законодательном порядке и думы губернские, окружные и волостные.
- Установить Сенат как высшую судебную власть и суды губернские, окружные и волостные.
- Устроить министерства как исполнительную власть.
Далее Сперанский по дням расписывает план реализации этих проектов.
I. Первым должен быть открыт Государственный Совет.
II. «Вместе с открытием Совета наименовать министров финансов и казначейства, кои с 1-го января и должны вступить в свое звание».
III. «В то же время открыть и министерство полиции и присоединить коммерцию к делам внутренним». Одновременно откроется и Государственная канцелярия (на ее «устроение» потребуется месяц).
План финансов Совет должен рассматривать месяц, а министры, зная его уже за восемь месяцев до этого, смогут начать приготовления к этому.
IV. Одновременно и в течение того же времени дела из 1-го Департамента Сената «разлетятся по министерствам», пойдут в Департаменты Совета.
V. Назначить Канцлера Юстиции, «поручив ему на первый раз в общих выражениях главный надзор над судебною частию».
Образование исполнительной власти во всех инстанциях должно быть закончено к маю, как и рассмотрение Гражданского уложения в Совете. Следовательно, как считает Сперанский, с 1 мая «можно положить первые начала его введения». Для этого необходимо назначить выборы депутатов и созвать их собрание - Государственную Думу. Таким образом, друг за другом начнут действовать в полном объеме Государственная Дума, затем – «Судная часть» и «Сенат станет в порядке государственных сословий».
В ноябре 1809 г. Александр призвал Сперанского к решению финансовых проблем. Он повелел ему «составить определенный и твердый план финансов».
Информация о работе М.М. Сперанский. Проект государственных преобразований