Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:56, реферат
Накануне революции младотурок Османская империя была большим, синкретическим государством с рядом внутренних и внешних противоречий. Собрав под своей властью территории, населенные представителями разных конфессий и национальностей, государство обеспечило перманентную нестабильность в пределах своих границ. К концу XIX - началу XX века в стране активизировалось национальное движение, что в целом было характерно и для других государств, под властью которых находились переживающие последний этап становления нации. Жесткий (в том числе в национальной плоскости) режим, господствовавший с конца XIX века, еще сильнее обострял межнациональные противоречия.
Введение
1. Османская империя во второй половине XIX - начале XX вв. Предпосылки революции.
2. Зарождение движения младотурок
2.1. Накануне революции
2.2. Ход революции
3. Результаты младотурецкой революции. Младотурки у власти
Выводы
Список литературы
Политика младотурок подрывала их собственные позиции. Крайние реакционные силы, для которых были неприемлемы перемены, воспользовались ослаблением авторитета младотурок и перешли в наступление. «Весна» младотурецкой революции быстро прошла.
3. Результаты младотурецкой революции. Младотурки у власти
Добившись быстрой и бескровной победы, младотурки посчитали задачи революции выполненными. Однако действия, предпринятые ими в период короткой «конституционной весны» практически не затронули основ старого порядка, что и позволило реакции быстро оправиться от удара. Позиции младотурок вскоре были ослаблены тем, что сторонники Сабахеддина не приняли новой программы Комитета Единение и прогресс (так отныне стала называться правящая партия, далее КЕП), поскольку основные требования Лиги об автономии национальных меньшинств и свержении Абдул Хамида, не были включены в этот документ.
13 апреля 1909 г. реакционерам, действовавшим в согласии с Абдул Хамидом II и при поддержке духовенства и части руководства партии «Ахрар», удалось организовать выступление частей стамбульского гарнизона, потребовавших упразднения палаты депутатов, восстановления роли религиозного права - шариата и власти султана. На короткое время Абдул-Хамиду удалось возродить самодержавный строй. Однако младотурки, лидеры которых успели бежать в Салоники, смогли быстро подавить мятеж в столице. Опираясь на верные им части армии и революционные отряды, объединившиеся в «Армию действия», они к 26 апреля восстановили контроль над Стамбулом. Большинство активных участников мятежа было арестовано, некоторым, в том числе принцу Сабахеддину, удалось скрыться и затем уехать в Европу. На следующий день парламент принял решение о низложении султана Абдул Хамида и лишении его сана халифа. На престол был возведен старый и безвольный Махмед V Решид (1909-1918). В новое правительство вошел ряд деятелей КЕП. Их сторонники заняли посты губернаторов, послов, большую часть высших должностей в армии и при дворе. Апрельские события 1909 г. означали окончательное завершение младотурецкой революции.[8;69-71]
Основное внимание младотурецкие лидеры сосредоточили на реформах государственного аппарата, армии, права и просвещения. Они полагали, что простое заимствование европейских порядков и институтов приведет к быстрому превращению османского общества в капиталистическое и остановит рост национализма среди нетурецких народов. Задуманные ими нововведения не дали тех положительных результатов, на которые рассчитывали их инициаторы, поскольку социально-экономические и общественно-политические условия империи оказались явно неподходящими для новых институтов. К тому же сами новые правители, исходя из своих личных интересов, грубо попирали буржуазный правопорядок и законность.
Не была избавлена страна и от угнетения национальных меньшинств. Если в период борьбы с тиранией младотурки выдвигали лозунг «свободы, равенства и братства» всех народностей Османской империи, то, придя к власти, они сами стали душителями национально-освободительной борьбы арабских народов, армян, албанцев, курдов.[1;315]
Неготовность руководства КЕП осуществить радикальные социально-экономические и политические преобразования, их отказ от прежних обещаний и готовности идти на компромисс способствовали росту оппозиционных настроений в стране. Падением авторитета правящей партии воспользовались их политические соперники, среди которых были и приверженцы принца Сабахед-дина, и представители инонациональной буржуазии. Они объединились вокруг созданной в 1911 г. партии «Свобода и согласие» (Хюрриет ве итиляф). В 1912 г. ее сторонники - «итиляфисты» - сумели добиться роспуска парламента, где преобладали представители КЕП («иттихадисты»), и привести к власти правительство, составленное из деятелей оппозиции. Оказавшись перед перспективой потери власти, «иттихадисты» в январе 1913 г. совершили государственный переворот.
Энвер, Талаат, Джемаль и другие новые лидеры младотурок, пришедшие на смену Ахмеду Ризе и его соратникам, внесли значительные изменения в экономическую политику и пересмотрели идейную доктрину партии. Новая программа КЕП, принятая в 1913 г., позволяет увидеть, что, по мнению новоявленных вождей империи, государство должно сыграть активную роль в развитии промышленности и сельского хозяйства. Ряд мероприятий, осуществленных в эти годы, создавали более благоприятные условия для местного предпринимательства, но не избавляли от иностранной конкуренции и потому не могли существенно ускорить развитие промышленного производства. Аграрная политика младотурок также не обеспечила условий для подъема производительных сил в сельском хозяйстве.
Чтобы подорвать господствующие позиции инонациональных предпринимателей в экономике империи и расчистить путь для развития «своей» буржуазии, младотурецкие правители начали осуществлять политику жестких репрессий против греческого и армянского населения. Во имя осуществления своих замыслов они стали активно использовать идеи панисламизма, которые широко пропагандировались во времена Абдул-Хамид.
Другой идеологической основой национальной политики КЕП стал пантюркизм. В основу этой концепции положены идеи зарождавшегося турецкого национализма, наиболее ярким выразителем которых стал философ Зия Гекалп (1876-1924). Гекалп выступал противником как идей османизма, так и панисламизма. Он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и развития турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий успеха на этом пути он считал объединение всех тюркоязычных народов в рамках общего государственного формирования. Идеи Гекалйа получили широкую популярность в среде младотурок. Наиболее шовинистически настроенные среди них и создали на подобной основе пантюркистскую доктрину, которая провозглашала необходимость соединения всех тюрок под властью турецкого султана и призывала к насильственному отуречиванию или ликвидации национальных меньшинств в империи.
Вопреки усилиям младотурецких властей, направленным на сохранение целостности Османского государства, борьба нетурецких народов за свое освобождение и растущие аппетиты ведущих держав вели к его дальнейшему распаду. О развитии этого процесса свидетельствовали результаты как итало-турецкой войны 1911-1912 гг., завершившейся потерей последних североафриканских провинций - Триполи и Киренаики, так и двух Балканских войн 1912-1913 гг., после которых европейские владения султанского правительства были сведены к Восточной Фракии с Эдирне (Адрианополем). Тогда же лидеры арабского национального движения выдвинули радикальную программу действий, предусматривавшую всеобщее вооруженное восстание во имя освобождения от турецкого владычества.
В поисках внешних сил, готовых поддержать курс на сохранение Османской империи, руководство КЕП стало все более сближаться с кайзеровской Германией. Оправдывая свою ориентацию на Берлин, младотурецкие вожди утверждали, что с помощью Вильгельма II они добьются освобождения от капитуляционного режима и осуществят свои пантюркские замыслы. В конечном итоге, подобная политика Энвер-паши и других младотурецких правителей вовлекла Османскую империю в пагубную авантюру - участие в первой мировой войне на стороне Германии.
Таким образом, придя к власти, в силу вышеперечисленных обстоятельств, младотурки вели непоследовательную, часто жесткую политики и во многом не оправдали надежды граждан империи. После неудачи в первой мировой войне уже их политический крах был неизбежен.
Таким образом, внешние и внутренние противоречия в Османской империи конца ХІХ начала ХХ вв. привели к младотурецкой революции. Итогом революции стало свержение режима зулюма и ряд проведенных младотурками реформ. Однако «конституционная весна» младотурецкой революции, обещавшая обществу радикальные изменения в сторону демократизации, защиты гражданских прав и прав национальных меньшинств, вскоре сменилась жестким режимом. Младотуркам не удалось решить аграрный вопрос и облегчить социальные проблемы. Главные реформы младотурок коснулись только армии, полиции и жандармерии, поправки к конституции несколько ограничили права султана и расширили права буржуазии. Во внутренней политике на смену панисламизма пришел паносманизм, который не только не способствовал решению проблем национальных меньшинств, но и усугублял их. И это вполне очевидно, ведь и после революции Османская империя продолжала оставаться неоднородным многонациональным государством, народы которого стремились к самоопределению. Признать их права означало подтолкнуть империю к распаду, чего конечно не хотели в правящих кругах. Не стоит также забывать и о зависимости Османской империи от европейских держав, ее ограниченности. Наконец, не последнюю роль сыграла незрелость и малочисленность турецкой национальной буржуазии.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что ситуация в Османской империи накануне революции в некоторой степени напоминает положение империи Российской в тот же период. Просматривается сходство в основных проблемах этих государств: достаточно болезненный и запоздалый по сравнению с Европой процесс перехода к новым социально-экономическим отношениям, подъем национального движения, борьба против реакционной политики.
В целом, младотурецкая революция может рассматриваться как один из ярких примеров общей тенденции подъема национального движения, борьбы новых слоев населения за свои права и борьбы за признание гражданских прав и свобод, которая характерна для многих стран Востока на изломе эпох Новой и Новейшей истории.
1. Борзенко А. Е. Турция. - М. : Диалектика : Вильямс, 2005. - 477 с.
2. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. “История”.– Т. 2. – М.: Высш. шк., 1994. - 495 с.
3. Всемирная история в десяти томах. - Т. 7/Под ред. А.А. Губера. – М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1958. - 904 с.
4. Ермеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время: Уч.пос. – М.:, Изд-во МГУ, 1992. – 248 с.
5. История стран Азии и Африки в новое время : Учеб. для вузов по специальности "История". - Ч. 2. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 368 с.
6. Миллер А. Ф. Краткая история Турции. - М. : ОГИЗ : Госполитиздат, 1948. - 304 с.
7. Миллер А.Ф. Турция: актуальные проблемы Новой и Новейшей истории. – М.:Гл.ред.вост.лит., 1983. – 278 с.
8. Новая история стран Азии (вторая половина IX – начало XX вв.): Уч.пос/Под.ред. Овсянникова. – М., 1995. – 329 с.
9. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. – М.:Наука, 1965. – 270 с.
10. Петросян, И. Е. Османская империя: реформы и реформаторы (конец XVIII - нач. XX в.). - М. : Наука : Вост. лит., 1993. – 185с.
2