Младотурецкая революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:56, реферат

Описание работы

Накануне революции младотурок Османская империя была большим, синкретическим государством с рядом внутренних и внешних противоречий. Собрав под своей властью территории, населенные представителями разных конфессий и национальностей, государство обеспечило перманентную нестабильность в пределах своих границ. К концу XIX - началу XX века в стране активизировалось национальное движение, что в целом было характерно и для других государств, под властью которых находились переживающие последний этап становления нации. Жесткий (в том числе в национальной плоскости) режим, господствовавший с конца XIX века, еще сильнее обострял межнациональные противоречия.

Содержание

Введение
1. Османская империя во второй половине XIX - начале XX вв. Предпосылки революции.
2. Зарождение движения младотурок
2.1. Накануне революции
2.2. Ход революции
3. Результаты младотурецкой революции. Младотурки у власти
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

младотурецкая революция.doc

— 132.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тамбовский Государственный университет имени Г.Р. Державина»

 

 

Академия гуманитарного и социального образования

Кафедра всеобщей истории

 

Контрольная работа по истории стран Азии и Африки

«Младотурецкая революция 1908-1909 гг»

 

 

 

 

Выполнила: студентка третьего курса

заочной формы обучения

Куликова Марина

Проверил: Пожилов И.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2011


Оглавление

 

Введение

1. Османская империя во второй половине XIX  - начале  XX вв. Предпосылки революции.

2. Зарождение движения младотурок

2.1. Накануне революции

2.2. Ход революции

3. Результаты младотурецкой революции. Младотурки у власти

Выводы

Список литературы


Введение

 

Накануне революции младотурок Османская империя была большим, синкретическим государством с рядом внутренних и внешних противоречий. Собрав под своей властью территории, населенные представителями разных конфессий и национальностей, государство обеспечило перманентную нестабильность в пределах своих границ. К концу XIX -  началу XX века в стране активизировалось национальное движение, что в целом было характерно и для других государств, под властью которых находились переживающие последний этап становления нации. Жесткий (в том числе в национальной плоскости) режим, господствовавший с конца XIX века, еще сильнее обострял межнациональные противоречия.

Кроме национальных, в стране резче обозначились социальные проблемы. В основном, опять же, как и для других непередовых государств в этот период, они были обусловлены переходом к новым отношениям. Катализатором перемен было активное проникновение в Османскую империю иностранного капитала, иностранных идей, что ломало традиционный уклад, и заставляло империю метаться между приспособленчеством и сопротивлением. Актуальным стал аграрный вопрос, повысилась активность владельцев предприятий в борьбе за свои права.  И, наконец, что тоже волне закономерно для данного периода, в обществе росло желание добиться признания гражданских прав и свобод, попранных режимом зулюма.

Перечисленные тенденции стали основанием для насильственной смены режима – младотурецкой революции 1908 г.

Учитывая тот факт, что революция произошла практически сразу после первой русской революции и была в определенном смысле связана с ней, советская историография уделяла младотуркам достаточно много внимания. События младотурецкой революции подробно описаны в монографиях А.Ф. Миллера, а позже нашли отражение в монографиях по общей истории Труции других авторов.

В данной работе будет дана краткая характеристика событий младотурецкой революции. Сначала будут рассмотрены условия, в которых зарождалось младотурецкое движение, причины его появления, затем подготовительный этап революции, ее  ход и наконец, ее результаты.


1. Османская империя во второй половине XIX  - начале  XX вв. Предпосылки революции.

 

Во второй половине XIX века Османская империя формально считалась самостоя­тельным государством, хотя и была очень зависима от ведущих иностранных  государств и, по сути, оказалась на положении полуколонии.[8,127]

Падишах (император), обычно именовав­шийся европейцами султаном, был неограниченным самодержцем. В качестве халифа («наместника пророка») он претендовал также на духовную власть над мусульманами «всего мира». [7; 45]

В результате  государственного переворота в феврале 1878 г. к власти пришел Абдул-Хамид.  Парламент был распущен, а империя на долгие годы была превращена в деспотию. В Турции годы правления Абдул-Хамида стали именовать термином «зулюм» — деспотия, тирания.

Режим зулюма обернулся для империи взрывом реакции, фактической отменой всех завоеванных ранее прав и гарантий личности, разгулом беззакония и произвола, взяточничества и казнокрадства, доносов и арестов. Пресса была либо закрыта, либо поставлена под строгий надзор цензуры. Полурегулярная кавалерия «хамидие», исполнявшая жандармские функции, наводила страх на население, особенно в нетурецких районах империи, где произвол и насилие порой оборачивались страшными погромами с десятками тысяч беззащитных жертв. Беззащитной перед лицом реакции оказалась и слабая еще система светского образования: школьные учебники строго пересматривались, специальные средние учебные заведения и Стамбульский университет являли собой жалкое зрелище и временами закрывались вовсе. На всех получивших европейское образование смотрели косо, как на неблагонадежных. [2;143]. Народное образование, наука, литература, искус­ство, пресса были отброшены на несколько десятилетий назад. Прогрессивные писатели и публицисты периода Танзимата: подвершишь жестоким репрессиям. Многие из них эмигрировали.

Султан Абдул Хамид II смертельно боялся проникновения в Турцию прогрессивных идей. По его приказу был воспрещен ввоз произведении Вольтера, Толстого, Байрона, Шиллера, трудов ис­ториков Шлоюсера, Вебера, Файфа, Соловьева. В театрах не раз­решалось ставить «Гамлета», чтобы народ не видел даже на сцене убийства короля. В числе запрещенных   цензурой   иностранных пьес были также «Венецианский купец», «Орленок», «Сирано де Бержерак», «Дочь мадам Анго» и многие другие. Из газет и книг, издававшихся в Турции, цензура беспощадно вычеркивала малей­шие намеки  на   революцию  или  государственные  перевороты. Существовал длинный   перечень  «запрещенных» слов, таких, как «республика», «конституция», «свобода», «право» «равенство», «патриотизм», «герой», «тирания», «кровопролитие» и др.

Султанские шпионы орудовали в учреждениях, ар­мии, школах и даже в семьях. Расхищение государственного до­стояния достигло небывалых даже для Турции размеров. [7; 48-49]

Венцом всей системы зулюма стало ее идеологическое обрамление — доктрина панисламизма, ставившая султана-халифа главой всех мусульман. зависимость империи от держав, что сильно сдерживало его в глобальных устремлениях. [2;143-144]

К тому же зависимость Османской империи все росла, особенно финансовая. Еще в 1875 г. впервые был поставлен вопрос о невозможности выплачивать внешние долги, а в 1879 г. империя официально объявила себя банкротом. Результатом было создание Управления оттоманского долга (1881), в ведение которого, т.е. в распоряжение держав, поступали доходы от государственных монополий на табак, соль, спирт и ряд налогов. Вначале в Управлении и вообще в сфере экономической и промышленной экспансии преобладали англичане и французы, но с конца века, особенно после приобретения железнодорожной концессии в Анатолии и начала строительства дороги в Багдад (1888), ведущие позиции в экономике Турции стали переходить к немцам. Немецкие офицеры приступили к реорганизации турецкой армии.[2;144]

В конце XIX — начале XX в. в промышленном производстве, банковском деле, во внешней и крупной внутренней торговле господствовали иностранные капита­листы и капиталисты нетурецкого происхождения. Незначитель­ным было и количество рабочих турецкой национальности. Таким образом, формирование основных классов капиталистического общества — буржуазии и пролетариата — в Османской империи происходило без активного участия турок.

Турецкая буржуазная нация складывалась намного медленнее ряда других наций Османской империи, особенно балканских. Многое мешало ее консолидации. Турки имели общую территорию, но количественно они составляли в Османской империи меньшин­ство— не более трети всего населения. Во многих районах они жили вперемежку с другими народами. Экономическое единст­во турок было весьма относительным вследствие узости внут­реннего рынка и оторванности различных хозяйственных районов друг от друга, наличия внутренних таможен и т. п.

Процесс создания турецкого национального языка, несмотря на большие сдвиги, происшедшие со времени Танзимата, не был еще завершен. Слабо проявлялся и турецкий национальный характер как фактор сплочения нации.[7;52-54]

Но европеизация Турции, несмотря на сопротивление панисламистов, понемногу делала свое дело. Нельзя забывать и о городском населении, пользовавшемся плодами экономического роста и промышленного развития страны и тоже стоявшем за реформы, против возврата к прошлому. Наконец, несмотря на притеснения, в стране работали светские учебные заведения, выпускавшие все новые отряды турецкой интеллигенции,[2;144] вполне очевидно ориентировавшейся на европейские знания, демократические права и культурные традиции.

Таким образом, в Османской империи складывалась ситуация, обычная для многих стран Востока той эпохи: традиционная структура, поставленная в условия насильственного проникновения в нее колониального капитала, сопротивлялась и приспосабливалась одновременно, причем обе стороны этого процесса были представлены соответствующими тенденциями и политическими силами. В Османской империи конца XIX в. силы традиционализма были представлены режимом зулюма. Но понемногу вновь консолидировались и представители течения реформаторов, у истоков которого в свое время стояли как осуществлявшие реформы сановники империи, так и интеллигенты из числа «новых османов». На смену новым османам в условиях зулюма пришли в конце XIX в. младотурки.


2. Зарождение движения младотурок

 

Носителями революционных идей выступили пред­ставители турецкой интеллигенции, главным образом из среды офицерства и учащейся молодежи, по национальности многие из них являлись не турками, а представителями дру­гих мусульманских народов империи. Тем не менее политическая и идеологическая направленность их деятельности отвечала прежде всего интересам турков.[6;53]

Начало организационного оформления движения относится к 1889 г., когда группа слушателей военно-медицинского учи­лища в Стамбуле по инициативе курсанта Ибрагима Темо соз­дала первые ячейки тайного политического общества «Едине­ние и прогресс» (по турецки Иттихад ве теракки или просто Иттихад).[8;181]

Построенная по принципу организаций карбонариев организация ставила целью избавление страны от деспотизма, возврат к конституционным нормам. По ее образцу вскоре были созданы аналогичные ячейки и в других учебных заведениях. Одновременно с этим в Париже, в эмиграции, А. Риза-бей (1857-1930) создал общество борцов против тирании.[2;145] Сын видного турецкого чиновника, получивший хорошее евро­пейское образование, он мог сделать успешную карьеру, но предпочел в 1889 г. эмигрировать в Европу, где занялся жур­налистской деятельностью. Издаваемые им газеты «Мешверет» (Дебаты) и «Шурра-и Уммет» (Совет общины) сыграли важ­ную роль в объединении сил противников абдулхамидовского «зулюма».[7;54]

Первая листовка от имени организации «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс») стала распространяться в Стамбуле в 1894 г., после чего начались гонения на иттихадистов-младотурок. Значительная часть их бежала в Париж, где в 1895 г. Риза-бей начал издавать газету, излагавшую программу организации: борьба за свободу, справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи; сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела.[10;84]

Участников оппозиционных организаций в Европе стали называть младотурками. К младотурецкому движению примкнули и многие представители государственного бюрокра­тического аппарата, считавших, что политика Абдул Хамида II ведет империю к быстрой гибели.[7;54]

Своими главны­ми целями они считали восстановление конституционного прав­ления и проведение умеренных буржуазных реформ по евро­пейскому образцу. В условиях превращения империи в пери­ферийный элемент мирового капитализма и роста освободи­тельного движения в среде ее нетурецких подданных особую значимость имел национальный вопрос, по которому среди младотурецких лидеров не было единства. Часть из них во гла­ве с Ахмедом Ризой, исходя из интересов рождающегося ту­рецкого буржуазного общества, выступала за доктрину «османизма», ибо видела в ней средство для предупреждения распа­да и раздела империи. Ахмед Риза и его сторонники призывали положить конец засилью империалистических держав и были противниками любого иностранного вмешательства в дела Пор­ты. Объявляя себя сторонниками равноправия всех народов Османской империи, они вместе с тем не принимали предло­жений о предоставлении широкой автономии национальным меньшинствам.

Другой подход отстаивала группа младотурок, идейным во­ждем которой позже стал племянник Абдул Хамида принц Мехмед Сабахеддин (1877-1948). В 1899 г. он вместе с братом эмигрировал в Европу и с того времени жил в Париже, где изучал социологию и поддерживал тесные контакты с европей­скими либералами, социалистами и анархистами. Вместе со своими единомышленниками принц Сабахеддин ратовал за союз с инонациональной буржуазией и предлагал решать националь­ный вопрос путем создания османской федерации, в рамках которой все народности в империи пользовались бы автономи­ей. Он такжепризывал к активному сотрудничеству с ино­странными державами, чтобы добиться прилива капиталов и способствовать развитию частной инициативы. В отличие от Ахмеда Ризы, выступавшего за сильную государственную власть, Сабахеддин был противником централизованного госу­дарства, которое, по его мнению, сковывает инициативу и пред­принимательскую активность.[8;182]

Вся образованная часть населения империи, равно как и многие другие слои, в том числе немусульманские народы, со вниманием следили за развитием событий и сочувствовали иттихадистам. Количество ячеек иттихадистов быстро росло.[2;145]

Младотурки подвергались жестоким преследованиям со стороны Абдул Хамида. В 1884— 1895 гг. в Стамбуле и некоторых других городах имели место мас­совые аресты. Были даже сделаны попытки государственного переворота (1896), на что султан ответил репрессиями.  На эти годы падает и наиболее многочисленная эмиграция младотурок за границу. В 1897 г. после политической демонстрации перед султанским дворцом, организованной младо­турками, был инсценирован судебный процесс над «заговорщика­ми»: 13 человек были казнены, 68 заточены в тюрьмы и сосланы на каторжные работы. Через два года последовал новый судебный процесс над большой группой младотурок, в числе которых было несколько государственных служащих. Агенты султана действовали и за границей: кое-кто из эмигрантов был подкуплен, других запу­гали. В ряде случаев   правительства   европейских   государств удовлетворяли требования Абдул Хамида о высылке младотурецких деятелей, о закрытии их газет и т. д.[7;54-55]

Информация о работе Младотурецкая революция