Мифологизация образа Распутина

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Даже историку-специалисту бывает трудно выделить истину из того нагромождения лжи и клеветы, подлогов и озлобленных насмешек, которые в начале XX века принимались за правду современниками и как правда передавались потомкам. Чтобы вскрыть суть этого политического явления недостаточно знание одних только фактов и логических рассуждений, хотя они, безусловно, необходимы. Для полного понимания требуется вскрыть психологические причины того, почему в России в течение двух десятилетий нагнеталось подобие массового психоза. Главным стремлением антиправительственных кругов было желание сокрушить Самодержавие, свергнуть Православного Царя, ради чего и пускались в ход любые средства.

Содержание

Глава 1. Биография Григория Распутина 5
1.1. Начало жизни 5
1.2. Жизнь в Петербурге и отношения с царской семьей 10
1.3. Заговор и убийство Распутина 15
Глава 2. Мифологизация образа Распутина 21
2.1. Миф о принадлежности Распутина к секте хлыстов 21
2.2. Мифы о конокрадстве 24
2.3. Миф о «развратнике» и «дебошире» 25
2.4. Распутин как «фактический правитель России» 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Распутин.docx

— 166.55 Кб (Скачать)

     Тем не менее, авторы «распутиниады» не были бы истинными мифотворцами, если бы не создали и многократно не протиражировали легенду о том, что любовницей Григория Ефимовича была даже сама императрица Александра Федоровна и что наследник престола, малолетний Алексей Николаевич, был на самом деле сыном Распутина. Правда, один из творцов этого мифа – Илиодор – делает убийственное для себя признание: прямыми доказательствами данной любовной связи он (кроме сомнительных признаний самого Распутина) никогда не располагал.

     Скорее, можно привести контрдоказательства. Определенное время горничной фрейлины Вырубовой работала Надежда Воскобойникова — женщина явно авантюрного склада, поставившая своей целью самостоятельно раздобыть доказательства любовных отношений царицы с Распутиным. Любительница сенсаций постоянно подсматривала за «любовниками» и подслушивала их разговоры наедине, оставаясь при этом невидимой для них, но ничего предосудительного в их отношениях так и не обнаружила. В конце концов, Воскобойникова вынуждена была открыто признать, что царица и Распутин не были близки.

     Естественно, что в таком случае и общих  детей у них быть не могло. Кстати, те, кто считал наследника престола сыном Григория Ефимовича, попросту утратили ориентацию во времени: Алексей Николаевич родился летом 1904 года, а с Распутиным императрица познакомилась только осенью 1905-го…

     И еще одно важное обстоятельство. После  свержения самодержавия Временное  правительство образовало Чрезвычайную следственную комиссию, которой предстояло разоблачить «видных деятелей царского режима», включая и Распутина. Следователи комиссии особое внимание сосредоточили на выяснении, насколько правдива книга Илиодора о Распутине «Святой черт». Расследование увенчал вердикт: илиодоровское сочинение неправдиво от начала до конца. Таинственных «жертв» распутинского «сексуального террора» отыскать не удалось, документов (телеграмм и т. д.), на которые ссылался автор пасквиля в природе не существовало.

     Летом 1915 года генерал Владимир Джунковский, один из руководителей царских спецслужб, подал Николаю ІІ докладную записку, из которой следовало, что в марте того же года Распутин устроил грандиозный дебош в московском ресторане «Яр». Записка изображала Григория Ефимовича в крайне непристойном виде.

     Хорошо  зная Распутина, царь не поверил содержанию докладной записки и поручил  своему флигель-адъютанту Саблину  провести расследование инцидента в «Яре». Естественно, что сам Саблин сразу же обратился к генералу Джунковскому с просьбой предоставить в его распоряжение все письменные свидетельские показания тех лиц, которые ужинали в тот злополучный вечер в ресторане. Флигель-адъютант немало удивился, выяснив, что нужные показания у Джунковского попросту отсутствуют. Не удалось Саблину найти и очевидцев «ресторанных безобразий» Распутина. Зато ему удалось отыскать свидетельства, что в тот вечер Григорий Ефимович вел себя в «Яре» вполне прилично. 
 
 

    2.4. Распутин как «фактический правитель России»

     Один  из известных карикатуристов того времени  нарисовал весьма красноречиво великана Григория Распутина держащего в  кулаке совсем маленького императора Николая ІІ.

     

Русская карикатура на Распутина: «Я его раньше скинул с трона, чем вы!»19

     И на сегодняшний день многие люди серьезно считают, что в последние годы существования Российской империи ее фактическим правителем был не царь, а Григорий Распутин. Но если обстоятельно и непредубежденно изучить конкретные исторические факты, то такие представления также окажутся весьма далекими от правды. Привем один характерный пример.

     Когда началась Первая мировая война, Распутин направил Николаю ІІ из Покровского 15 телеграмм с настоятельной просьбой не допустить вступления в нее России. Однако император не согласился с мнением Григория Ефимовича, и в мировой конфликт Российская империя все-таки вступила.

     Еще раньше, в 1911 году, Распутин настоятельно рекомендовал царю не брать с собой  в Киев Столыпина, утверждая, что  там царского премьер-министра ждет смерть. Но Николай ІІ отверг и этот совет Распутина, что стоило Петру  Аркадьевичу жизни. Можно также  привести немало примеров, когда, вопреки  мнению своего друга, царь жаловал министерские портфели не тем людям, которых рекомендовал ему Распутин. Далеко не всегда прислушивался  он к распутинскому мнению относительно ведения военных операций. Так, именно вопреки мнению «старца» царь не предпринял наступления армии в районе Риги и не прекратил атак императорских войск в районе Ковеля. Все это свидетельствует о том, что именно русский император имел решающий (и притом — самостоятельный) голос в решении важнейших государственных вопросов, голос же Григория Распутина был сугубо совещательным.

     Те, кто верит в миф о Распутине  как о фактическом самодержце Российской империи, не имеют сомнений в том, что «старец был и сказочно богатым человеком». Такая интерпретация данного вопроса, на первый взгляд, правильна: к Распутину действительно нередко приходили по своим личным делам очень состоятельные люди, дарившие ему очень большие суммы. Но, как правило, приверженцы такого взгляда обходят стороной важный вопрос о том, присвоил ли себе все эти деньги Григорий Ефимович. Нельзя не признать, что какую-то часть этих денег Распутин истратил действительно на себя. Например, он построил себе двухэтажный дом в родном селе, купил хорошую шубу… Правда, достаточно взглянуть на фотографию распутинского дома в Покровском, чтобы понять: по сравнению с роскошными особняками российской элиты он выглядел весьма скромно и, соответственно, стоил намного меньше. Добавим, что своего собственного жилья в Петербурге "старец" фактически не имел до конца жизни, его квартира на улице Гороховой не была куплена им, а снималась для него его почитателями.

     Куда  же девались остальные огромные суммы? Львиную долю получаемых огромных денег Распутин тратил на сугубо благотворительные цели (например, сооружение церквей). Весьма показательно, что после смерти Распутина в декабре 1916 года его семья стала буквально бедствовать.  
 
 

     Заключение

     При ознакомлении с документами, дневниками, перепиской Царской семьи, большое недоумение вызывает внушаемое десятилетиями стандартное представление о Распутине как об исчадии ада, человеке абсолютно аморальном и корыстном.

     Этот страшный образ не вписывается в обстановку высшей духовности, нравственности, семейного лада и согласия, в которой жила семья последнего русского царя. Со времени знакомства царской семьи с Распутиным  вплоть до своей трагической кончины царь, царица и их дети, безусловно, любили Григория и верили в него как в Божьего Человека. На убитых царице и царских детях были надеты медальоны с изображением Григория Распутина. До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина. Никто не мог поколебать их доверие к нему, хотя все враждебные газетные статьи были им известны — их приносили царской семье — и все окружающие старались им доказать, что Распутин — дурной человек. Не следует думать, что царь и царица были наивными, обманутыми людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной о нем информации и каждый раз убеждались, что сказанное о Распутине — выдумки и клевета.

     Задолго до написания курсовой работы, казалось, что о Распутине написано так много, что все о нем известно. Действительно, преимущественно в 20-е годы вышло большое количество книг, брошюрок, статей о нем. Но когда они были прочитаны внимательно, в стремлении найти первоисточники того или иного факта, то раз за разом получался какой-то заколдованный круг. В большей части публикаций были использованы одни и те же скабрезные примеры. Авторы этих материалов, почитая их за достоверные доказательства, не утруждали себя ссылкой на конкретные источники. Все существующие ныне сочинения и статьи о Распутине являются пересказом — только что в разных комбинациях — одних и тех же исторических легенд и анекдотов (исключительно в духе революционной обличительности), большая часть которых является откровенным вымыслом и фальсификацией, вроде поддельных дневников Вырубовой и стенограмм процессов над «врагами народа» 1930-х годов. 
По сути дела, был создан мифологический образ Распутина, имеющий целью опоганить и дискредитировать Россию, ее крестьянское духовное народное начало, которое, в определенном смысле олицетворял собой и Распутин.

     Создание мифа носило отчетливый антирусский характер и шло в русле так называемого леворадикального, революционного движения, для которого любые, самые грязные, подлые и кровавые методы считались приемлемыми. 
Впрочем, понимание русской общественностью этой цели мифотворцев прослеживается еще при жизни Распутина . В газетной полемике тех лет одни рассматривали Распутина в народной традиции странничества и старчества, другие — рисовали его страшным развратником, хлыстом, пьяницей. Причем справедливо отмечалось, что на печатные столбцы проникали главным образом лишь одни отрицательные мнения о Распутине, как правило, без приведения каких-либо конкретных фактов, в бешеном и все нарастающем потоке тонули незамеченными попытки сказать правду о нем. Леворадикальная печать сделала все, чтобы возбудить в отношении к Распутину самую непримиримую ненависть в обществе.

     Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших духовных, политических и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобы завалить дорогу возвращения к этим ценностям. Чтобы, посмотрев на мифологизированного Распутина, люди в ужасе отшатывались от своего прошлого, стараясь забыть его и не возвращаться к нему. 
 
 

     Список используемой литературы

  1. Платонов  О.А. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. М.: Лествица,1999. 576 с.
  2. Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М.: Искусство, 1981. 160 с.
  3. Родзянко М.В. Крушение империи. М.: Интербук, 1990. 264 с.
  4. Святой чорт (записки о Распутине). Письма императрицы (1914-1916). М.:Интер-Омнис, 1991.256 с.
  5. Радзинский Э. Распутин. М.: АСТ, 2007. 608 с.
  6. Поволяев В. Распутин. М.: Астрель, 2008. 624 с.
  7. Григорий Распутин. В четырех томах. Т.1. Т.3. Т.4. М.: Терра, 1997.
  8. Боханов А.Н. Распутин. Быль и небыль. М.: вече, 2006. 432 с.
  9. Шишкин О. Убить Распутина. М.: Олма-Пресс, 2000. 400 с.

     Источники:

  1. Распутин Г.Е. Житие опытного странника.1907 // http://gerasputin.narod.ru/kn1.pdf
  2. Вырубова А.А. Распутин. М.: Панорама, 1990. 32 с.
  3. Воейков В. Н.. С Царем и без Царя. Воспоминания последнего Дворцового Коменданта Государя Императора Николая II. М, 1936. 434 с.
  4. Пуришкевич В.М. Убийство Распутина.  М.: Интербук, 1990.С. 160 с.
  5. Фрейлина ее величества. "Дневник" и воспоминания Анны Вырубовой. М.: Советский писатель, 1990. 272 с.

Информация о работе Мифологизация образа Распутина