Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа
Даже историку-специалисту бывает трудно выделить истину из того нагромождения лжи и клеветы, подлогов и озлобленных насмешек, которые в начале XX века принимались за правду современниками и как правда передавались потомкам. Чтобы вскрыть суть этого политического явления недостаточно знание одних только фактов и логических рассуждений, хотя они, безусловно, необходимы. Для полного понимания требуется вскрыть психологические причины того, почему в России в течение двух десятилетий нагнеталось подобие массового психоза. Главным стремлением антиправительственных кругов было желание сокрушить Самодержавие, свергнуть Православного Царя, ради чего и пускались в ход любые средства.
Глава 1. Биография Григория Распутина 5
1.1. Начало жизни 5
1.2. Жизнь в Петербурге и отношения с царской семьей 10
1.3. Заговор и убийство Распутина 15
Глава 2. Мифологизация образа Распутина 21
2.1. Миф о принадлежности Распутина к секте хлыстов 21
2.2. Мифы о конокрадстве 24
2.3. Миф о «развратнике» и «дебошире» 25
2.4. Распутин как «фактический правитель России» 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Содержание
Введение 3
Глава 1. Биография Григория Распутина 5
1.1. Начало жизни 5
1.2. Жизнь в Петербурге и отношения с царской семьей 10
1.3. Заговор и убийство Распутина 15
Глава 2. Мифологизация образа Распутина 21
2.1. Миф о принадлежности Распутина к секте хлыстов 21
2.2. Мифы о конокрадстве 24
2.3. Миф о «развратнике» и «дебошире» 25
2.4. Распутин как «фактический правитель России» 28
Заключение 30
Список используемой
литературы 32
Даже историку-специалисту бывает трудно выделить истину из того нагромождения лжи и клеветы, подлогов и озлобленных насмешек, которые в начале XX века принимались за правду современниками и как правда передавались потомкам. Чтобы вскрыть суть этого политического явления недостаточно знание одних только фактов и логических рассуждений, хотя они, безусловно, необходимы. Для полного понимания требуется вскрыть психологические причины того, почему в России в течение двух десятилетий нагнеталось подобие массового психоза. Главным стремлением антиправительственных кругов было желание сокрушить Самодержавие, свергнуть Православного Царя, ради чего и пускались в ход любые средства.
В
наше время многие люди вздыхают о
России, «которую мы потеряли», и сокрушаются
о том, что получили взамен. Конечно,
в запоздалом прозрении не следует
впадать в противоположную
Почти все это мы утратили и очень об этом
жалеем. Сегодня, в искреннем, непритворном
покаянии мы делаем невероятные попытки
восстановить истину, вновь стать достойными
хранителями православных святынь.
Как известно, долгое время последний русский Царь носил ярлык «кровавого», хотя его обвинители не скрывали, что пролили крови гораздо больше — в том числе и кровь самого Императора, его супруги и ни в чем не повинных детей.
Однако
существует твердая уверенность, что
Царь наш был святой человек, и, хотя клевета
в его адрес звучит и поныне, все тише становятся
ее звуки и все меньше она находит сторонников.
Ныне уже нет необходимости, как несколько
лет назад, защищать честь того, чье достоинство
проявилось и на вершинах власти и — еще
ярче — после низвержения, в ссылке, перед
лицом мучителей.
Иное дело — личность
Распутина, до сих пор опутанная нитями
лжи, клеветы и сомнительной полуправды.
Любое слово в защиту Г.Е. Распутина-Нового
встречает насмешливый гвалт.
«Это же был хлыст, распутник, пьяница... Даже сама фамилия говорит о нем весьма красноречиво!» - такие высказывания до сих пор слышны в адрес Григория Распутина. А между тем, об этом не всё известно. Создать облик исторической личности на основе сплетен и кривотолков довольно легко, но такой прием антинаучен и по-человечески непорядочен. Заурядный пьяница и распутник не оставил бы столь заметного следа в русской истории. Он не вызвал бы на себя бешеный огонь клеветы и ненависти со стороны врагов Самодержавия, поскольку им такой Распутин был бы выгоден.
Целью курсовой работы является рассмотрение мифологических образов Распутина.
Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии.
Загадки жизни Григория Распутина начинаются с года его рождения. В Советской исторической энциклопедии и в большинстве других советских изданий годом рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. «Ни один советский историк не удосужился заглянуть в метрические книги церкви села Покровского, где родился и провел большую часть своей жизни этот человек. Правда, книги эти сохранились не все, но есть полная подборка сведений о родившихся, умерших и вступивших в брак с 1862 по 1868 год. Листая эти ветхие, подпорченные жучком и влагой книги, прежде всего, в 1862 году сталкиваемся с записью от 21 января о бракосочетании «Покровской слободы крестьянина Якова Васильева Распутина сына Ефима Яковлевича, 20 лет, с девицей Анной Васильевной, дочерью деревни Усалки крестьянина Василия Паршукова, 22 лет». Это родители Григория Ефимовича Распутина. Фамилия Распутиных встречается в книге многократно. Всего в селе Покровском живет 7 семей, носящих фамилию Распутины. Кстати говоря, фамилия эта встречается в Сибири довольно часто и обыкновенно имеет происхождение от слова «распутье», что, по словарю Даля: «разъездная дорога, развилина, развилы пути, место, где сходятся или расходятся дороги, перекресток». Люди, жившие в подобных местах, нередко получали прозвище Распутьины, впоследствии превратившееся в фамилию Распутины»1.
«По
церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима
Яковлевича и Анны Васильевны рождается
дочь Евдокия, которая через несколько
месяцев умирает. 2 августа 1864 года у них
рождается еще дочь, которую они, как и
умершую, снова называют Евдокией, но и
она прожила недолго. Следующее рождение
в семье Ефима Яковлевича Распутина занесено
в книгу 8 мая 1866 года —
Село
Покровское, располагающееся на берегу
Туры, в котором появился на свет
Григорий Распутин, возникло в самом
начале освоения этих мест русскими людьми,
на путях, отвоеванных для России
Ермаком Тимофеевичем. Через него
пролегал старинный сибирский тракт,
связывающий центр России с самыми
отдаленными городами Сибири. В этой
местности между Тобольском и
Тюменью шла напряженная
Развивалась здесь и своя школа иконописи. В XVII веке в Тюмень переселился замечательный русский иконописец Спиридон, ставший родоначальником местного купеческого рода Иконниковых. Рядом, в Тобольске, в 1701 году возникла первая в Сибири — и одна из первых в России — общеобразовательная школа. Тобольский митрополит Филофей организует целый ряд школ по всей Тобольской губернии, сделав их не только центрами образования, но и искусств, ибо в них ученики нередко устраивали театральные представления, показывая комедии, трагедии и драмы. В первой четверти XVIII века только митрополитом Филофеем было построено около трехсот церквей, при некоторых из них были созданы славяно-русские духовные школы.
Жители сел Тобольской губернии, особенно тех, что стояли вдоль сибирского тракта, жили зажиточно. Дома рубили крепкие, основательные, многие — в два этажа. Источники дохода были достаточные: и хлебопашество (земли было много), и охота (рядом лес), и рыболовство (река Тура кишела рыбой). Кроме того, важным источником заработка был извоз — перевозки людей и грузов по сибирскому тракту, — которым многие покровские крестьяне занимались сызмальства.
В общем, в этих местах сформировался тип людей очень энергичных и активных, к которым применима характеристика, данная в краеведческом описании середины XIX века жителям города Тюмени, что они «красивейшее племя в целой Сибири... крепкого сложения, белы, с выразительными черными глазами, стройным станом и ярким румянцем, характера живого, щеголеваты, трудолюбивы, смышлены и расторопны»3.
Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье, к тому же слабого здоровья. Можно предположить, что в этих условиях, после смерти первых четырех детей, родители Гриши уделяли ему больше внимания, чем это возможно в обыкновенной крестьянской семье, где много детей, и, наверное, даже баловали. Но как единственный помощник отца Григорий рано стал работать, сначала помогал пасти скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал в земледельческих работах, помогал убирать урожай, но и, конечно, ловил рыбу в Туре и окрестных озерах. В Покровском школы не было, и Гриша вплоть до начала своего странничества, как и его родители, был неграмотен. В общем, он ничем не выделялся среди других крестьян, разве только своей болезненностью, которая в крестьянских семьях понималась как ущербность и давала повод к насмешкам.
«Когда я жил сперва, — рассказывает он сам, — как говорится, в мире, до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедлив и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина!
Много скорбен было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются»4.
Приблизительно в 1892 году в душе его начинает происходить перелом. Происходит он не сразу, а постепенно. Григорий сначала посещает сравнительно недалеко расположенные монастыри: абалакский, тюменский, тобольские: перестает есть мясо (его он не употреблял вплоть до своей гибели), а через пять лет бросает «курить табак и пить вино». Начинается период далеких странствий по монастырям и святым местам России.
Что же побудило Григория начать новую жизнь? Ответ на вопрос — в его записках.
«Вся жизнь моя, — пишет он, — была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до 28 лет. Вот что тем более толкнуло меня на новую жизнь. Медицина мне не помогала, со мною ночами бывало как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники исцелили, и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал болезнь бессонницы. Очень трудно это было все перенесть, а делать нужно было, но все-таки Господь помогал работать, и никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал»5.
Кстати, внешний вид Григория Распутина не соответствовал тому образу, который создавался леворадикальной прессой. Он был не только слабого здоровья, но и невысокого роста, физически не очень силен. Жители села Покровского, когда в 1980-е годы показывали фильм о Распутине «Агония», вначале «бежали» на него, чтобы посмотреть на своего земляка, но старики, помнившие Григория Ефимовича, как один сказали: «Совсем не похож». «В фильме, — по мнению стариков, — огромный, высокий и страшный, а мы его помним совсем другим, ну, может быть, чуть-чуть выше среднего роста, даже тщедушный. И все манеры, и поведение другие были. Лицо бледное, глаза впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом».
Олег Платонов, исследуя полицейские бумаги, в своей книге приводит описание внешности Распутина: «Телосложения — обыкновенного; цвет волос — светлый шатен; лицо продолговатое; нос — умеренный; борода — кружком, темно-русая; тип —русский»6.
По переписи 1897 года Григорий Ефимович Распутин числился в составе семьи своего отца, а не считался самостоятельным хозяином. Скупые строки бланка переписи, увенчанного двуглавым орлом, включали всех тогдашних членов распутинского семейства: хозяина — Ефима Яковлевича, 55 лет; жену хозяина — Анну Васильевну, 57 лет; сына хозяина —Григория Ефимовича, 28 лет; жену сына хозяина — Прасковью Федоровну, 30 лет; внука хозяина — Дмитрия Григорьевича, 1 год (сына Григория Ефимовича).
Все
члены семьи числились
В 1904 году Григорий Ефимович приходит в Санкт-Петербург. Приводит его нужда: нужны деньги на постройку нового храма в родном селе Покровское Тюменского уезда.
Там он знакомится с епископом Сергием (будущим первым советским патриархом), и через него с епископами Феофаном и Гермогеном. Высокое начальство из предосторожности наводит справки о Григории Ефимовиче по месту жительства.
Епископ Феофан вводит Григория в дом Великих княгинь Милицы Николаевны и Анастасии Николаевны, с которыми в то время в тесной дружбе находилась сама царица. Именно в доме этих Великих княгинь Григорий Распутин в октябре 1905 года впервые познакомился с царской четой. На царицу сибирский странник с самого начала произвел глубокое впечатление. А чуть позднее происходит знакомство Распутина с подругой царицы Анной Вырубовой.