Мифологизация образа Распутина

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Даже историку-специалисту бывает трудно выделить истину из того нагромождения лжи и клеветы, подлогов и озлобленных насмешек, которые в начале XX века принимались за правду современниками и как правда передавались потомкам. Чтобы вскрыть суть этого политического явления недостаточно знание одних только фактов и логических рассуждений, хотя они, безусловно, необходимы. Для полного понимания требуется вскрыть психологические причины того, почему в России в течение двух десятилетий нагнеталось подобие массового психоза. Главным стремлением антиправительственных кругов было желание сокрушить Самодержавие, свергнуть Православного Царя, ради чего и пускались в ход любые средства.

Содержание

Глава 1. Биография Григория Распутина 5
1.1. Начало жизни 5
1.2. Жизнь в Петербурге и отношения с царской семьей 10
1.3. Заговор и убийство Распутина 15
Глава 2. Мифологизация образа Распутина 21
2.1. Миф о принадлежности Распутина к секте хлыстов 21
2.2. Мифы о конокрадстве 24
2.3. Миф о «развратнике» и «дебошире» 25
2.4. Распутин как «фактический правитель России» 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Распутин.docx

— 166.55 Кб (Скачать)

     Время шло, а яд не срабатывал. Хотя Распутин почувствовал себя неважно.

     По-видимому, у него возникают подозрения, и  он собирается уходить. Тогда Юсупов предлагает ему помолиться. В комнате  находилось распятие. Распутин подходит к распятию, становится на колени, чтобы поцеловать его, и в этот момент Юсупов стреляет ему в спину, целясь в сердце. Распутин падает.

     Убийцы  ликуют и готовятся замести следы. Сухотин надевает меховую шубу Распутина, его боты, берет перчатки и вместе с Дмитрием Павловичем и Лизавертом уезжают сжигать вещи убитого.

     Юсупов  и Пуришкевич остались дожидаться возвращения  соучастников, чтобы потом вместе ликвидировать и труп. Сначала  выпили (к утру все участники убийства были скотски пьяны). Потом Юсупов ушёл в ту комнату, где лежал Распутин. А чуть погодя, когда Пуришкевич пошёл в ту же сторону, вдруг раздался истерический крик Юсупова: «Пуришкевич, стреляйте, стреляйте, он жив! Он убегает!» Пуришкевич с пистолетом кинулся догонять убегавшего Распутина. Первые два выстрела — промах. Третий выстрел — попал в спину. «...Четвёртый выстрел, — пишет Пуришкевич, — попавший ему, как кажется, в голову... он снопом упал ничком в снег и задергал головой. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногой в висок»12.

     Через некоторое время при переносе трупа Распутина на него накинулся  князь Юсупов и с диким остервенеем  стал бить его тяжелой резиновой  гирей по голове, целясь в висок. Во все стороны брызгала кровь, и  когда Юсупова оттащили, он был  весь забрызган кровью13.  Что они ещё делали с Распутиным, конечно, мы уже не узнаем. Одно ясно по данным медицинского освидетельствования, что, кроме ран в спину и в голову сзади, у Распутина была огнестрельная рана на лбу и «огромная рваная рана в левом боку, сделанные ножом или шпорой». Более того, было выяснено, что Распутин был брошен в воду ещё живым14.  Да, это было просто зверское убийство, нисколько не отличавшееся от зверских убийств, которые совершали над своими противниками большевики.

     Зверски замученный, он был брошен в прорубь  возле Крестовского острова.

     На  следующий день убийцы вели себя так  же подло и трусливо. Царице, например, Юсупов прислал письмо, где он именем князей Юсуповых клялся, что Распутин в этот вечер не был у них. Мол, вчера у него была вечеринка, справляли  новоселье и перепились, а уходя, Дмитрий Павлович убил собаку. Чтобы  осознать степень двуличности и  подлости Юсупова, приведем выдержки из этого письма: «Ваше Императорское Величество. Спешу исполнить Ваше приказание и сообщить Вам всё то, что произошло у меня вечером, дабы пролить свет на то ужасное обвинение, которое на меня возложено. По случаю новоселья, ночью 16-го декабря, я устроил у себя ужин, на который пригласил своих друзей, несколько дам. Великий князь Дмитрий Павлович тоже был. Около 12-ти ко мне протелефонировал Григорий Ефимович, приглашая ехать с ним к цыганам. Я отказался, говоря, что у меня у самого вечер, и спросил, откуда он мне звонит. Он ответил: «Слишком много хочешь знать», — и повесил трубку. Когда он говорил, то было слышно много голосов. Вот всё, что я слышал в этот вечер о Григории Ефимовиче». Своё письмо Юсупов закончил так: « Я не нахожу слов, Ваше Величество, чтобы сказать Вам, как я потрясен всем случившимся, и до такой степени мне кажутся дикими те обвинения, которые на меня возводятся. Остаюсь глубоко преданный Вашему Величеству Феликс»15. Таким же образом юлил и Дмитрий Павлович, он написал царю письмо, в котором божился, что не имеет ничего общего с убийством.

     Но, как рассказывает Вырубова, вся полиция в Петрограде была поднята на ноги. Сперва у проруби на Крестовском острове нашли галошу Распутина, а потом водолазы наткнулись на его тело: руки и ноги были запутаны веревкой; правую руку он высвободил, когда его кидали в воду, пальцы были сложены для крестного знамения. Тело перевезли в Чесменскую богадельню. Похоронить временно решили в Царском Селе, а весной перевезти на родину.

     Похороны  состоялись утром 21 декабря в полной тайне. Никто, кроме царской четы с дочерьми, Вырубовой и ещё двух-трех человек, на них не был. Почитателям Распутина прийти не разрешили. Духовник царской семьи отслужил панихиду. На грудь убитого царица положила икону, привезенную из Новгорода, на задней стороне которой были росписи её и четырех её дочерей и Вырубовой.

     Царская семья тяжело переживала случившееся.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Мифологизация образа Распутина

    2.1. Миф о принадлежности Распутина к секте хлыстов

     В 1907 году Тобольской консисторией было заведено дело на Распутина по доносу 1903 г., который обвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому, и образовании общества последователей своего лжеучения.

     Настоящая же травля Распутина, создание его мифологического вымышленного образа начинается в 1910-1912 годах. В это время происходит сближение интересов ущемленной Распутиным части высшего духовенства, придворной антираспутинской партии, душой которой был Великий князь Николай Николаевич, и откровенно антирусских сил, мечтающих о разрушении России. Если для первых создание мифа о Распутине — метод его устранения, то для последних — средство подрыва национальных ценностей страны. На масонском съезде в Брюсселе уже тогда обсуждается идея о том, что образ Распутина может быть использован как средство осуществления в России планов революционных партий и под его разлагающим влиянием русская династия не продержится и двух лет16.  Наступление на Распутина разворачивается в виде хорошо организованной кампании, главными козырями в которой становятся уже известный нам сфабрикованный в Тобольской консистории доклад о принадлежности Распутина к секте хлыстов и, позднее, выдуманные обвинения монаха-расстриги Илиодора.

     Начало  кампании положено выходом в свет брошюры некоего «специалиста по делам сектантства» Михаила Новоселова, в которой он бездоказательно объявляет Распутина сектантом-хлыстом, ссылается на известное нам тобольское дело, как на полностью доказывавшее вину Распутина. При гласном расследовании содержания брошюры Новоселова легко было бы опровергнуть, но власти (и здесь дело, видимо, не обошлось без влияния определенных церковных иерархов и Великого князя Николая Николаевича) пошли по пути возбуждения внимания к этому делу. Брошюра была изъята. В результате к ней спровоцировали нездоровый интерес в обществе. Эту брошюру, как и изложение её в газете «Голос Москвы», подпольно перепечатывают за большие деньги. Во многих левых газетах вдруг почти одновременно начинают публиковаться выдуманные письма «жертв Распутина», прилагаются также фальшивые фотографии.

     Центром этой кампании становятся газеты «Речь» и «Русское слово», руководящее место в которых занимали масоны Маклаков В.А., Гессен, Винавер, Амфитеатров, братья Долгоруковы. Через личные связи они распространяют свое влияние и на другие газеты.

     Председатель  Государственной думы Родзянко подготавливает доклад для царя, в котором он излагает все известные ему «факты», представленные Гучковым, Новоселовым и некоторыми другими лицами.

     Родзянко  обманывал царя. Письма, которые  он ему зачитал, при проверке оказались  выдумкой, и сам Родзянко их никогда  больше не использовал. Посещение бань с женщинами подтверждалось только предположениями полицейских агентов, которые следили за Распутиным. Григорий Ефимович действительно часто посещал  баню, иногда его сопровождали и  женщины, но в любой бане есть мужские  и женские отделения, а не только семейные номера.

     Родзянко обманывает царя своим утверждением, что Распутине, судили за хлыстовство. Выдумкой оказывается факт о проведении хлыстовских радений на квартире издателя журнала «Экономия России» Сазонова. Ни Родзянко, ни полиция этот факт больше не используют, так как не имеют никаких доказательств, кроме беспочвенных домыслов и слухов.

     Это вскроется позже, а пока царь дает Родзянко поручение произвести расследование  по делу Распутина. Он получает возможность  изучить то самое тобольское дело о хлыстовстве и целый ряд других документов, позволявших сделать вывод о том, что кампания против Распутина намеренно сфабрикована.

     Однако  царь параллельно с Родзянко поручает разобраться в деле Распутина  и другим, более честным, людям, а  также сам затребовал и изучил обвинительные материалы. В результате царь, всегда доверявший Родзянко, после  этого стал относиться к нему холоднее и даже некоторое время отказывался  его принимать. Это недоверие  к нему он сохранил до конца своих  дней.

     В 1912 году против Распутина пытаются сфабриковать ещё одно дело о хлыстовстве.

     Кто был заказчиком этой истории — сегодня мы можем только предполагать. Но одно определенно ясно: она сильно способствовала развитию мифа о Распутине, внеся в него множество новых, неприличных деталей, ставших объектом самого широкого обсуждения. Следующим шагом в развитии этого мифа был переход от приписывания Распутину разврата на религиозной (хлыстовской) основе к разврату бытовому. Но это стали делать уже позднее, после 1914 года. Общественное сознание должно было привыкнуть к чудовищным деталям неслыханного разврата.

     Можно понять реакцию Владыки Алексия  на эти фантастические выдумки священника Юрьевского. Внимательно изучив их, собрав достоверные сведения и даже сам выехав на место, Владыко Алексий убедился, что доклад Юрьевского носит чисто клеветнический характер.

     Чтобы прекратить клеветнические слухи, Алексий  лично взялся за это дело, изучил материалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократно беседовал  с самим Распутиным. По результатам  этого нового расследования было подготовлено заключение Тобольской духовной консистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатам Государственной думы. 
 
 

    2.2. Мифы о конокрадстве

     Довольно  долгое время в высших кругах Санкт-Петербурга было распространено мнение, что свою «трудовую деятельность» Распутин начал как член шайки конокрадов. Однако доказательств в пользу такого обвинения чрезвычайно мало. Единственным свидетелем по этому делу выступил односельчанин Распутина Картавцев, суть показаний которого можно свести к тому, что однажды он был свидетелем кражи своих же собственных лошадей. В числе конокрадов якобы был и Распутин. Однако преступники были изобличены полицией и приговорены сельским сходом села Покровского к различным наказаниям. Сам же Григорий наказания почему-то избежал17.

     Как видно, свидетельские показания Картавцева логически противоречивы. Представляется, например, удивительным, что сам хозяин преспокойно смотрел, как крадут его лошадей, и ничего не сделал для того, чтобы остановить преступников. И, кроме того, если Григорий Распутин тоже был конокрадом, то почему сельский сход родного села его никак не наказал? К слову, от наказания такой авторитетной инстанции, как сельский сход, уйти было практически невозможно. И, наконец: если бы будущий друг царской семьи действительно занимался этим преступным промыслом, то он навеки утратил бы всякое уважение покровчан. В то же время доподлинно известно, что до конца жизни Григорий Ефимович пользовался большим уважением односельчан. Поэтому целесообразно предположить, что свои «показания» Картавцев просто выдумал.

     В 1915 году одна из сибирских газет  сделала попытку реанимировать тему распутинского «конокрадства». Распутин сразу же связался с редактором газеты и попросил его в следующих публикациях привести конкретные факты, уличающие его в преступной деятельности. Показательно, что таких фактов у редактора-сибиряка попросту не нашлось. 

    2.3. Миф о «развратнике» и «дебошире»

     Ничто, наверное, так сильно не обсуждлось в разных «трудах» о Распутине, как многочисленные «факты» развратной жизни любимца императорской семьи. Таких, с позволения сказать, фактов — десятки и даже сотни. Нет сомнения, что расчет тех, кто приводил их на страницах своих работ, был весьма прост, — чем больше таких фактов будет обнародовано, тем скорее читатель поверит в «разврат» Распутина. Но известный древний принцип гласит: «Подвергай все сомнению»! Действительно ли имели место подобные факты?

     Довольно  долгое время воспитательницей царских  детей работала некто Мария Вишнякова. Известно, что Вишнякова искренне заинтересовалась личностью Распутина  и в числе других его почитателей  побывала в Покровском. Но вернулась  она из Сибири с ужасной новостью: однажды ночью Распутин изнасиловал  ее.

     Однако  некоторые конкретные детали свидетельствуют, что этого просто не могло произойти. Вишнякова, в частности, говорила, что  в ту ночь в доме Распутина, кроме  нее, присутствовали и другие гости  из Санкт-Петербурга. Если бы хозяин дома действительно вознамерился совершить  насилие над ней, то естественной реакцией жертвы стал бы ее крик о помощи, на который немедленно откликнулись бы присутствовавшие в доме гости, и  насилие было бы предотвращено.

     Характерно  и то, что когда Николай ІІ лично  попросил Марию рассказать о случившемся, Вишнякова не подтвердила факт изнасилования  ее Распутиным и была за клевету уволена с работы.

     Еще одной подобной «жертвой» Распутина часто представлялась молодая монахиня Ксения Гончаренкова, которую якобы «всерьез и надолго» совратил старец. Однако позднее специальное расследование установило, что Гончаренкова даже не была лично знакома с Распутиным. Да и сама «жертва» показала под присягой, что она только два раза в жизни видела Григория Ефимовича, да и то — издали.

     В книге иеромонаха Илиодора (который в свое время из друга Распутина превратился в его заклятого врага) приводится еще один случай. Оказывается, сам Григорий Распутин, женатый мужчина и отец троих детей, сделал своей любовницей фрейлину императрицы Александры Федоровны Анну Вырубову. А на самом деле все было не так. Распутина и царскую фрейлину связывала чистая и бескорыстная дружба, сам Григорий Ефимович помог Анне вылечиться после ужасной железнодорожной катастрофы, в которую она попала в 1915 году18.

Информация о работе Мифологизация образа Распутина