Межкультурные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Содержание

1. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси…………………...2стр.

2. Просвещение. Научные знания………………………………...6стр.

3. Литература и летописание. Устное народное творчество…..11стр.

4. Материальная культура. Строительство и архитектура…….13стр.

5. Изобразительное искусство…………………………………...15стр.

Литература………………………………………………………..16стр.

Работа содержит 1 файл

межкультурные коммуникации.docx

— 45.59 Кб (Скачать)

Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная  житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья человек  редко покидал родные края. Тем  больше был интерес к далеким  странам. Поэтому для средневековой  литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

Повседневная жизнь и яркие  удивительные события отражались в  устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас  через многие столетия, и нередко  бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный  с земледельческим календарем и  уходящий корнями в древние языческие  верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана  Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные  песни и гадания.

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые  темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда  сложились основные сюжеты русских  народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

Особое место в фольклоре  занимает былинный эпос. Среди древнерусских  былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.

Фольклор оказал большое влияние  на становление и развитие древнерусской  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Материальная культура. Строительство  и архитектура.

Изучение материальной культуры Древней  Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они  свидетельствуют о земледельческом  характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются  различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.

Наряду с земледелием и лесными  промыслами у восточных славян развивались  ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки  металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Но особенно успешно развивалось  оружейное производство: производились  мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники  стрел и копий. Русские мастера  делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное  производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.

Исключительно тонкой работы требовало  украшение изделий сканным узором или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.

В Древней Руси умели изготовлять  и стеклянные украшения.

Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.

Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными инструментами  древнерусского плотника были топор  и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в  свою очередь, на множество специальностей. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей  дома состояли из нескольких соединенных  между собой срубов. В княжеских  и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей были длинные, до пят, плащи (корзно).

С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные  постройки были деревянными и  до наших дней не сохранились. Но уже  в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)

Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.

Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является огромный 13-купольный кирпичный  собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.

Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески. Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская - сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.

В XI в. в Киеве и Новгороде  строились и монастырские каменные церкви.

Каменное строительство велось и в других городах Руси: Полоцке, Чернигове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Изобразительное искусство.

С распространением культового каменного  строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские  мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики  были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые  росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все  стены, однако до наших дней сохранились  лишь немногие. Часть фресок посвящена  светским сюжетам: два групповых  портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи  сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой  знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная  в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью  и иконописью высокого искусства  достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому  усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.:Академический проект, 2001.

2.Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета: А. Е. Мусин — Москва, Петербургское Востоковедение, 2005 г.- 368 с.

3.Века русской истории. События и люди: Н. А. Шефов — Москва, Вече, 2010 г.- 482 с.

4.Все о православии: Валентин Никитин — Москва, Русь-Олимп, Астрель, 2010 г.- 320 с.

5.Искусство Древней Руси: Л. Д. Любимов — Москва, АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004 г.- 334 с.

6.Крещение Руси: В. В. Грицков — Санкт-Петербург, Киммерийский центр, Кучково поле, 2009 г.- 528 с.

7.Предыстория и история Киевской Руси, Украины и Крыма: Г. Т. Чупин — Санкт-Петербург, Литера Нова, 2010 г.- 720 с.

8.Русь легендарная. Книга 2. Тайны Киевской Руси. В 2 томах. Том 2. Княжество Переяславское, Муромское и Рязанское, Русь Червонная, Холмская и Полянская: Виктор Калашников — Санкт-Петербург, Белый город, 2006 г.-

8. Барская Н.А. “Сюжеты и образы древнерусской живописи.” - М.: "Просвещение", 1993.

9. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. “Очерки истории архитектурных стилей.” М.: "Изобразительное искусство", 1983.

10. Маерова К., Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство.” М.: "Русский язык", 1990.


Информация о работе Межкультурные коммуникации