Межкультурные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Содержание

1. Исторические условия развития культуры. Значение принятия христианства для культурного развития Руси…………………...2стр.

2. Просвещение. Научные знания………………………………...6стр.

3. Литература и летописание. Устное народное творчество…..11стр.

4. Материальная культура. Строительство и архитектура…….13стр.

5. Изобразительное искусство…………………………………...15стр.

Литература………………………………………………………..16стр.

Работа содержит 1 файл

межкультурные коммуникации.docx

— 45.59 Кб (Скачать)


 

 

Содержание:

 

 

1. Исторические условия развития  культуры. Значение принятия христианства  для культурного развития Руси…………………...2стр.

 

2. Просвещение. Научные знания………………………………...6стр.

 

3. Литература и летописание.  Устное народное творчество…..11стр.

 

4. Материальная культура. Строительство  и архитектура…….13стр.

 

5. Изобразительное искусство…………………………………...15стр.

 

Литература………………………………………………………..16стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исторические условия развития  культуры. Значение принятия христианства  для культурного развития Руси.

 

Культура - совокупность созданных обществом  материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку  каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически  любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи  с эволюцией восточнославянского  общества, становлением государства, укреплением  связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

 Дохристианские славянские верования

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими  божествами были:

  • Сварог бог неба
  • Дажьбог бог Солнца
  • Стрибог бог ветра
  • Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
  • Велес бог скота и покровитель пастухов
  • Ярила бог весны (или Солнца)
  • Купала бог лета
  • Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых язычников, у славаян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного  или скандинавского: ни один бог  не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем  богов типа Зевса.

Первая религиозная  реформа

С объединением славян под властью  Киева, укреплением власти князя  потребовался главный бог. Как князь  являлся единственным властителем  на земле, так и верховный бог  должен был быть единственным властителем  на небе. Это делало необходимой  замену разрозненных языческих культов  единой государственной религией. В  этом заключалась главная причина  религиозной реформы. Вторая причина  состояла в стремлении укрепить язычество  перед лицом растущего влияния  христианства.

Первая религиозная реформа  была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

  • Перун Хорс (солнечный конь)
  • Дажьбог Мокошь
  • Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был  бог грома Перун, покровитель  дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа  не удалась. Новые представления  о старых богах не усваивались  населением. К тому же язычество  не могло сопротивляться растущему  влиянию монотеизма (единобожия), который  исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать  прежнюю славянскую веру побудила князя  Владимира обратиться к принципиально  новой религии.

"Выбор веры"

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

Отправленные в другие страны послы  Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы  подчеркнуть превосходство православия  над другими религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.)

Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается  в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи  с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано  с внутриполитическим кризисом в  Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира  помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Распространение христианства на Руси

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние славянские верования  вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина  язычником.

Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных  стен, возведения куполов, камнерезное  дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась  с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими  просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы  и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые  познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую  власть. Церковь внушала подданным  необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой  ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала  быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических  браках.

Правда, позднее из-за того, что  в Западной Европе господствовал  католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось  изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских  вообще.

Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

Создание условий для полнокровного  сотрудничества племен Восточно-европейской  равнины с другими христианскими  племенами и народностями.

Русь была признана как христианское государство, что определило более  высокий уровень отношений с  европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в  сотрудничестве с государством, стала  силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую  почву традиций монастырской жизни  придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных  славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским  обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование  становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

2. Просвещение. Научные знания.

Славянские племена, начали формироваться  около 2-3 тысяч лет до н. э. Часть  этих племен восточнославянские племена, древние предки русской, с давних времен занималась рыболовством, охотой и сбором меда диких пчел, а у  другой части развилось скотоводство и примитивное земледелие.

Эти промыслы помогли восточным  славянам довольно быстро пойти по пути экономического развития, и к VIII-IX вв. славянские племена стали переходить от общинного родового строя к  феодальному, минуя рабовладельческий. Вместе с политико-экономическим ростом восточнославянские племена в значительной степени продвинулись вперед на пути культурного развития.

Этому обстоятельству, помимо самобытного  развития, способствовала постоянная непосредственная связь восточных  славян с наиболее культурными странами древности: Римом, Грецией и странами Востока. Занимая огромную территорию от Лабы (Эльбы) на западе до Оки на востоке  и от Балтийского моря на севере до побережья Черного моря на юге, славянские племена в упорной  борьбе с кочевниками Азии и с  Византией настойчиво продвигались на юг.

Одержав немало побед над византийскими  войсками, славяне расселились по Дунаю и уже в 626 г. осаждали столицу  Византии Константинополь.

В VII и VIII вв. у славян появились  первые города. Эти города были оплотом  для окрестного населения, когда  ему угрожали набеги иноземцев, а  также служили резиденцией князей.

Города постепенно превращались в  значительные торговые центры.

В города стали стекаться ремесленники и купцы, деловая жизнь которых  за крепкими городскими стенами проходила  в относительной безопасности.

Первыми большими городами на Руси были Киев и Новгород, которые являлись крупными центрами обмена товарами между  Востоком и Западом и по размерам и архитектуре считались одними из лучших городов Европы.

Уже в IX в. техника сельского хозяйства  значительно улучшилась, а ремесло  обогатилось новыми приемами обработки  железа и стали, среди которых  выделялись особые методы чеканки, чернения, производства эмали и пр.

Техника производства вооружения, первобытная  металлургия, гончарное искусство, возросшие требования городского строительства  и сельского хозяйства - все это  вызывало необходимость в распространении  и усвоении элементов научных  знаний, а потому появилось стремление к созданию школ.

Прежде считалось, что грамота  у восточных славян появилась  после принятия ими христианства, но современные исследования и в  особенности археологические раскопки, проведенные за последнее время  в Новгороде, дали несомненные доказательства того, что на Руси была своя письменность еще задолго до распространения  христианства; вещественными доказательствами этого служат берестяные грамоты, найденные  в Новгороде и относящиеся ко времени, предшествующему принятию на Руси христианства.

Информация о работе Межкультурные коммуникации