Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:19, курсовая работа
Целью работы является изучение культурного влияния на коренное население, оказанное колонистами Русской Америки и отражение этого влияния на жизнь современных индейцев, эскимосов и алеутов. Для ее выполнения в работе планируется решить несколько задач. Во-первых, рассмотреть основные вехи колонизации данного региона Россией. Во-вторых, охарактеризовать коренное население до прихода колонистов. В-третьих, изучить контакты между коренным населением и российскими колонизаторами и процесс креолизации в Русской Америке. И, наконец, в-четвертых, провести анализ аккультурации местных жителей под влиянием контактов с выходцами из России.
Введение;
Источники и историография:
А) Источники;
Б) Историография;
Основная часть:
а) Общий ход колонизации;
Б) Коренное население Аляски, Алеутских островов и архипелага Кадьяк;
В) Контакты колонистов и коренных жителей;
Г) Этнокультурные связи между колонистами и аборигенами.
3) Заключение;
Отношения с тлинкитами характеризовались частыми набегами последних на русские поселения и районы обитания алеутов и эскимосов, являвшихся работниками РАК. Тлинкиты не хотели делить торговые маршруты и места обитания пушного зверя (средство получения огнестрельного оружия и др. европейских товаров от американских и канадских торговцев) с русскими, поэтому они всячески старались помешать деятельности русских промысловых людей и их работников-аборигенов.40 Ярчайшим примером может послужить конфликт 1802-1804 гг. В июне 1802 г., тлинкиты, подогреваемые жаждой наживы и употребленным виски (все это – результат провокации американских торговцев), ночью внезапно атаковали крепость Св. Архистратига Михаила на Ситхе, перебили весь гарнизон (за исключением нескольких алеутов, охотившихся во время нападения) и сожгли постройки. Возможность реванша появилась только два года спустя, когда «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянского оказалась во владениях РАК. Попытка штурма не удалась из-за малочисленности русских и умелой обороны тлинкитов. Осада длилась в течение нескольких дней, после чего индейцы запросили мира. По результатам переговоров тлинкиты отдавали в заложники сыновей нескольких вождей и обязались не нападать на поселения РАК41. После этого отношения в целом наладились, хотя стычки имели место вплоть до продажи Аляски США. Несмотря на кажущуюся незначительность (по сравнению с конфликтом 1802-1804 г.) этих столкновений, они серьезно мешали деятельности российских промышленников и их с уверенностью можно назвать одной из предпосылок договора 1867 г.42
Г) Этнокультурные связи между колонистами и аборигенами.
Межкультурное взаимодействие
– очень сложный процесс. Применительно
к теме, этот процесс в первую
очередь характеризуется
Как таковую цель колонизации
Америки Россией можно
На территории Русской Америки одним из наиболее важных этнокультурных процессов была креолизация. Креолы – дети, родившиеся в результате браков русских с алеутами, эскимосами и индейцами. Этот процесс был важен для руководства РАК, т.к. это был простой способ увеличения населения колонии. Более того, креолы являлись связующим звеном между коренным населением и колонизаторами: они, оставаясь представителями своего народа, знали русский язык и были приобщены к русским культурным и духовным ценностям, что сыграло важную роль в аккультурации местных жителей (многие креолы впоследствии стали православными священниками)43. Рост креольского населения Русской Америки был достаточно велик. В среднем, их число превышало русское население в два, а то и в три раза.44
Со временем, креолы получили значительные привилегии. Им давалось российское подданство, а, следовательно, они были освобождены от податей.45 Значительная их часть не была обязана работать на РАК в качестве простых рабочих, после окончания обучения в общеколониальном училище (см. раздел А основной части) их могли отправить на обучение в Россию (по дороге многие их них умирали) за счет Компании или же они оставались в колониях для службы от 6 до 10 лет.46 После успешной службы в течение этого срока креолы получали звание личного почетного гражданина.
Теперь необходимо перейти к распространению православия на Аляске, Алеутских островах и Кадьяке. Православие явилось важной частью аккультурации коренного населения. Это был важный пласт русской культуры, влияние которого до сих пор отражается на жизни современных эскимосов, алеутов и индейцев.
Первая духовная миссия была направлена по просьбе Г. И. Шелихова в 1794 г. 10 монахов Валаамского и Коневецкого монастырей отправились по благословлению Синода для обращения коренного населения в православие. Была построена школа, а затем и освящен храм Воскресения Христова на Кадьяке. 47 Согласно официальным данным (документы РАК)48, к 1796 г. было обращено 12 000 аборигенов (однако по причине, указанной далее, к этим данные нельзя считать достоверными).
В 1799 г. архимандрит Иоасаф (руководитель духовной миссии) был рукоположен в епископа Кадьякского. Возвращаясь из Иркутска, новый епископ погиб во время шторма. Старец Герман49, оставшийся в Америке, фактически стал исполнять обязанности епископа. Однако вскоре Герман удалился от мира и жил на о-ве Еловом, который он назвал Новый Валаам, где он основал школу для сирот-алеутов. Там он учил детей церковному пению и Закону Божию. По воскресеньям и в церковные праздники возле его кельи собирались алеуты для молитвы. Он всячески помогал местным жителям, фактически стал их духовным покровителем.50
Точно неизвестно количество обращенных им алеутов, однако роль Германа Аляскинского в распространении православия в Америке нельзя недооценивать. Своим личным примером он подвиг множество алеутов к принятию православия. Позднее он стал святым-покровителем Аляски.
В 1824 г. в Русскую Америку прибыл Иоанн Вениаминов. Своей деятельностью он сыграл важную роль в миссионерстве среди алеутов и эскимосов. Он не только создал новую школу для аборигенов, но и составил грамматику и перевел на алеутский язык Евангелие, Катехизис и др. тексты религиозного содержания.51 Это стало поворотным моментом в аккультурации алеутов. По воспоминаниям самого Вениаминова: "когда они увидели книжки на своем языке, т.е. Катехизис, переведенный мною и напечатанный первым изданием, то даже старики начали учиться грамоте для того, чтобы читать по-своему"52. После этого алеуты стали христианизироваться активнее, и в результате уже к началу 1860-х гг. все алеуты и эскимосы юго-запада Аляски были обращены в православие.53
Практически все миссионеры отмечали, что наиболее трудным было обращение тлинкитов. Специально для них была построена церковь в Ново-Архангельске, однако они почти не посещали ее, а, если это и происходило, то, согласно воспоминаниям некоторых священников, они некоторое время сидели, курили трубки, болтали между собой, а потом уходили. Перевод религиозных текстов был проведен некорректно, что при их чтении на службах нередко вызывало у тлинкитов смех.54
Относительного успеха удалось достигнуть только после эпидемии оспы в 1835-39 гг., когда доверие индейцев к шаманам значительно подорвалось после того, как они не смогли плясками и заклинаниями победить болезнь (хотя кое-кто из них считал, что православие, которое несут им русские, навредит им также, как оспа и другие болезни, которые появились с началом колонизации). Однако и после этого большинство индейцев крестилось лишь благодаря подаркам. Но даже после этого церковь наполнялась аборигенами не по причине их духовного порыва. Собрать большое количество тлинкитов в церкви можно было только пообещав им после службы водку.55 Необходимость отказа от многоженства также не прельщала индейцев. Как ни странно, пример алеутов и эскимосов не повлиял положительно на тлинкитов, т.к. они боялись, что, приняв православие, станут «рабами русских» – именно так они воспринимали работников РАК из коренного населения.56
С крещением жителей внутренней части Аляски дела так же обстояли весьма сложно. Миссионерам было очень трудно добраться до поселений в лесной глуши. Языка атапасков не знали не только священники, но и другие жители русских колоний, а переводчики, как правило, плохо понимали русский язык и еще хуже понимали смысл того, что надо было переводить. Каждому священнику приходилось служить в обширном районе, где не было других путей сообщения, кроме рек. Поэтому то или иное поселение удавалось посещать в лучшем случае раз в год. Богослужения и обучение детей грамоте были несистемными. Из-за этого многие индейцы попросту забывали, что им было сказано при крещении или на прошлогодней проповеди.57
Нормы православия также далеко не всегда подходили коренным обитателям тундры. Многие их церковных праздников приходились на сезоны активных промыслов, необходимых для существования индейцев, поэтому миссионеры во время своих поездок зачастую заставали пустые поселки. Попытки убедить аборигенов поститься обычно наталкивались на сопротивление, т.к. единственной их пищей из-за климатических условий зачастую являлись мясо и рыба. Также индейцы сопротивлялись миссионерам, когда речь касалась устоявшихся традиций (например, в 1796 г. атапасками был убит иеромонах Ювеналий, пытавшийся доказать им греховность многоженства; попытки доказать богопротивность и гибельность для души шаманства часто в считанные минуты разгоняли индейцев. Хотя некоторые шаманы бросали свое занятие, принимали православие и, пользуясь популярностью в поселке, помогали миссионерам в их деле).
В своих воспоминаниях миссионеры неоднократно указывают на то, что многие аборигены крестятся лишь для получения подарка и для участия в интересной и невиданной доселе процедуре. Поэтому многие из уже крещеных аборигенов стремились креститься повторно, не сообщая об этом священнику.58 Именно это является причиной недоверия к официальным данным РАК о количестве обращенных в православие коренных жителей. К тому же, многие индейцы видели в крещении лишь акт заключения союза с Россией, дававшей им полезные в хозяйстве товары.59
Но, несмотря на эти факты, некоторые индейцы искренне принимали православие и, узнав, что через какое-то поселение будет проходить священник, приезжали туда и ждали его по несколько дней, бросая ради этого все дела60. На службах многие аборигены очень внимательно слушали проповеди, а после обещали стараться исполнять все, что надлежит исполнять истинным христианам. Они посещали часовни, которые строились около русских торговых постов во внутренней части Аляски. 61
Заключение
В работе было рассмотрено культурное влияние, оказанное на коренное население Аляски, Алеутских о-вов, и архипелага Кадьяк в период русской колонизации Америки. Это влияние выразилось в аккультурации коренного населения и его ассимиляции. В данном случае аккультурация выразилась принятием значительной части коренного населения, подвластного России, православия, распространением огородничества и началом повсеместного использования в хозяйстве европейских товаров. Одеяла и др. шерстяные вещи, металлические изделия, огнестрельное оружие, табак, кофе, чай, мука, картофель и репа, выращиваемые на огородах туземцами, алкоголь – все это очень прочно вошло в жизнь аборигенов.62 Некоторые из них сохраняют в рационе русские блюда (мясные блюда из свинины и чаепитие из самовара). Фамилии и имена у многих алеутов до сих пор русские.
Наиболее трудно из всех
этих процессов проходила
Однако православная миссия не была упразднена, и она в дальнейшем успешно продолжила миссионерскую деятельность среди аборигенов Аляски и прилегающих территорий. Ради этого в богослужение даже был введен английский язык.64 Благодаря этому, подавляющее большинство коренного населения до сих пор сохраняют православие. Даже тлинкиты, так долго сопротивлявшиеся христианизации, впоследствии сделали свой выбор именно в пользу православия. Это может рассматриваться как попытка более консервативных тлинкитов сохранить относительную культурную независимость от североамериканской цивилизации, которую связывали с протестантскими миссионерами, наводнивших Аляску после ухода русских колонизаторов.65
Ассимиляция выразилась в таком процессе, как креолизация в результате смешанных браков. После продажи Аляски многие креолы остались там. Более 1500 креолов остались носителями русского языка, обычаев и православной веры, и, несмотря на ассимиляционное давление американской администрации, среди представителей Русской православной церкви креолы занимают доминирующее положение.66 В результате, даже после ухода большей части русского населения, Аляска обрела стабильное население с русскими корнями, в основе существования которого лежит сознание им своего единства и отличия от других этносов. Можно с уверенностью сказать, что современный штат Аляска – это небольшой, но все-таки сохраняющий свою самобытность русский островок в Америке.
1 Федорова С. Г., Русское население Аляски и Калифорнии, М., 1974, с. 97-99
2 Op. cit., c. 100-102
3 Федорова С. Г., Русское население Аляски и Калифорнии, М., 1974, с. 107
4 Op. cit., c. 112-113
5 Op. cit., с. 218-220
6 Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев, М, 1994, с. 10
7 Купец, ставший первым Главным правителем российских владений в Америке с 1799 по 1818 гг.
8 Можно с уверенностью сказать, что Баранову крупно повезло: во время описываемых событий совершалось кругосветное плавание «Надежды» и «Невы» под командованием капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского соответственно