Межкультурное взаимодействие на Аляске, Алеутских о-вах и архипелага Кадьяк в период русской колонизации Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение культурного влияния на коренное население, оказанное колонистами Русской Америки и отражение этого влияния на жизнь современных индейцев, эскимосов и алеутов. Для ее выполнения в работе планируется решить несколько задач. Во-первых, рассмотреть основные вехи колонизации данного региона Россией. Во-вторых, охарактеризовать коренное население до прихода колонистов. В-третьих, изучить контакты между коренным населением и российскими колонизаторами и процесс креолизации в Русской Америке. И, наконец, в-четвертых, провести анализ аккультурации местных жителей под влиянием контактов с выходцами из России.

Содержание

Введение;
Источники и историография:
А) Источники;
Б) Историография;
Основная часть:
а) Общий ход колонизации;
Б) Коренное население Аляски, Алеутских островов и архипелага Кадьяк;
В) Контакты колонистов и коренных жителей;
Г) Этнокультурные связи между колонистами и аборигенами.
3) Заключение;

Работа содержит 1 файл

Межкультурное взаимодействие на Аляске, Алеутских о-вах и архипелага Кадьяк в период русской колонизации Америки.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

К 60-ым гг. XIX в. была окончательно осознана бесперспективность существования российских колоний в Америке. По договору 18(30).03.1867 г. Аляска и другие владения России отходили к США, с которыми к тому времени сложились дружественные отношения. Владения России в Америке были оценены в 7 200 000 долларов США золотом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Коренное население.

 

В данном разделе работы будут описаны быт, хозяйство  и культура коренного населения  Русской Америки.

Для коренного населения  региона можно выделить некоторые общие черты. Поскольку Аляска, Алеутские о-ва и архипелаг Кадьяк преимущественно расположены в субарктической зоне, занятие земледелием из-за суровых климатических условий не было возможным (хотя с приходом русских колонистов среди коренного населения в некоторой степени распространилось огородничество). Поэтому основу хозяйства коренного населения составляли рыболовство и охота на крупных морских животных (киты, морские котики, тюлени) и обитателей тундры (олени карибу, лоси). Чем ближе племя находилось к морскому побережью, тем большая роль отводилась рыболовству и морскому зверобойному промыслу, и наоборот, чем дальше от моря, тем больше внимания уделялось охоте на наземных животных (после появления русских в Америке значительно возросла роль охоты на пушного зверя как средства получения европейских товаров). Дополнительным источником пищи являлось собирательство: ягоды и коренья в лесах, или морская капуста, моллюски и другие беспозвоночные на побережье.

Однако, несмотря на эти  общие черты, племена, попавшие в сферу влияния россиян, имели свои культурные особенности, поэтому их следует рассмотреть в отдельности.

 

Эскимосы и  алеуты.

 

Эти народы будут рассмотрены  в одном разделе по причине общего хозяйственного уклада, т.к. и алеуты, и эскимосы15 по большому счету обитают в схожих климатических условиях вблизи моря (Алеутские о-ва, побережье полуострова Аляска), а, следовательно, основой хозяйства являлись рыболовство и охота на морского зверя. Различия между ними будут рассмотрены отдельно. Стоит особо отметить, что оба народа в целом миролюбивы (хотя периодически конфликтовали между собой из-за мест рыбной ловли и районов обитания морских животных) и как такового сопротивления русской колонизации не оказывали.16

Эскимосы и алеуты отлично приспособились к жизни в Арктике: в охоте они использовали гарпун с поворотным наконечником, луки и стрелы с костяными наконечниками, производили лодки-каяки, изготавливаемые из шкур и костяного или деревянного каркаса и подходившие для плавания как по морю, так и по рекам, носили глухую меховую одежду, отлично защищавшую от холода, жили в полуземлянках (эскимосы зимой строили куполообразные жилища из снега – иглу; алеуты в течение всего года жили бревенчатых полуземлянках, входом в который и одновременно дымоходом являлось отверстие в потолке), источником света, тепла и топлива для приготовления пищи служила жировая лампа. Эскимосы активно разводили ездовых собак, производили ступательные лыжи.17

У обоих народов был  развит институт шаманства. Юноша, становясь охотником, искал себе духов-покровителей, что сопровождалось временным отшельничеством, постом и другого рода лишениями. Обычно, в результате таких действий человек просто обретал себе покровителя (ворон, медведь и т.п.). Однако все это иногда кончалось тем, что он не только видел во сне или галлюцинациях искомого духа, но и вдруг обретал веру в то, что шаманство – его истинное призвание. Шаманы призывали добрых духов и отгоняли злых, общались с ними, «обеспечивали» успех в охоте и изобилие дичи, лечили больных, предсказывали будущее, занимались разного рода колдовством, организовывали ритуальные пляски и т.п.18

Основу общества обоих народов составляла родовая община. Главой общины становился наиболее опытный и удачливый охотник, организатор всех промыслов. Его указания выполнялись всеми членами общины неукоснительно, т.к. только под единым и жестким руководством можно было достигнуть успеха в таком трудном деле, как коллективная охота и рыбалка. Общинники были его «командой», с которой он охотился и ловил рыбу, таким образом обеспечивая общину всем необходимым. Эти уважаемые всеми люди также являлись представителями общины в переговорах и ее военными руководителями. Женщинам отводилась роль воспитателей детей и «хранителей домашнего очага».19

Эскимосы и алеуты торговали как между собой, так и с обитателями внутренних районов Аляски (см. атапаски) и российскими колонистами. Они торговали рыбой, жиром, мясом морских животных, шкурами и т.п.

 

Атапаски.

 

Племя охотников, населяющее юго-восток и восток современного штата Аляска. Ими использовалось большое количество орудий и приспособлений для охоты на самых разных животных (ловушки удушающего, ударяющего и давящего действия и т.д.). Луки и стрелы, пращи, копья, ножи, изготавливаемые из кремня, сланца и костей, томагавки из рога. Они охотились (и продолжают охотиться) на оленей-карибу, лосей, бобров, медведей и других представителей местной фауны. В охоте активно использовали собак.20

Так как Аляска богата реками, в качестве основных транспортных средств атапаски использовали каноэ, изготавливаемые из еловых веток и шкур (или бересты). Для передвижения по суше зимой использовались ступательные лыжи, а летом обычно передвигались на своих двоих. Археологические данные не позволяют дать нам точного ответа, использовались ли атапасками собачьи упряжки, но точно можно сказать лишь то, что для внутренних районов Аляски этот вид транспорта не удобен (пересеченная местность с густой растительностью). А вот для перевозки грузов при кочевке атапаски «запрягали» собак в сани-тоббоганы.21

Жили они в полуподземных или наземных бревенчатых домах, палатках из шкур. Единственным элементом мебели в этих домах были нары.

Основой социальной организации  служил материнский род. Родство передавалось по материнской линии, браки были матрилокальными, дети воспитывались матерью и ее братьями и сестрами, жилье находилось в женской собственности и т.д. Положение атапаскских женщин, в целом, было независимым. Это обуславливается важной ролью женщины в хозяйстве. Они не только вели хозяйственные дела племени, но даже участвовали в охоте вместе с мужчинами (если, конечно, была необходимость или время позволяло). Вожди-мужчины (даже несмотря на свое высокое положение в общине) со своими подопечными занимались только охотой, рыбной ловлей, войной и торговлей.22

Атапаски – типичные шаманисты. Шаманизм атапасков не отличается от подобного явления, наблюдаемого у эскимосов и алеутов, т.к. задачи, выполняемые шаманами в этих обществах, идентичны.23

В отличие от многих индейцев Америки, атапаски знали кузнечное дело до прихода европейцев. Ими использовалась медь, из которой они изготавливали лезвия ножей, наконечники копий и стрел, всякого рода крючки. Также они славились особым умением обрабатывать лосиные кожи, и в результате такой обработки получали замшу (основной материал для производства одежды у атапасков), которую расшивали иглами дикобраза или бисером.24

Все это ценилось соседними  племенами, с которыми атапаски вели прибыльную торговлю. К тому же, территория расселения атапасков располагается  на пересечении торговых путей между внутренними районами Аляски и побережьем. Из-за этого жители некоторых селений даже полностью оставили промыслы и занимались исключительно торговлей.25

Развитие торговли неуклонно  вело к расслоению общества. Наиболее обогатившиеся общинники обращали в рабство бедных соплеменников за долги. Рабство у атапасков – патриархальное, и обычно через пару лет раб становился свободным, однако это не мешало продавать их тлинкитам.26

 

Тлинкиты.

 

Продвигаясь на юг вдоль  материкового побережья Аляски в  поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой индейцами-тлинкитами - одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их кóлошами. К концу XVIII в. тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски. Скалистые материковые берега были изрезаны глубокими заливами, высокие горы, покрытые снегом, отделяли тлинкитов от внутриматериковых районов, где обитали атапаски, а хвойные леса покрывали многочисленные гористые острова.

Основу хозяйства тлинкитов  составляли рыболовство и охота на морских животных. Они были искусными китобоями. В какой-то мере это было даже выгоднее простой охоты или рыболовства – один кит мог прокормить целый поселок в течение нескольких месяцев, однако трудность и опасность делали китобойство сложным промыслом, в котором была необходима строгая дисциплина.27

Селения тлинкитов включали в себя от 4-5 до 25 больших дощатых домов, стоящих  чередой вдоль берега моря или  реки фасадами к воде. Дома имели каждый своё имя (Дом Касатки, Дом Звезды, Дом Костей Ворона и пр.), которое зависело от родового тотема, местоположения, размеров. При постройке или перестройке дома приносились человеческие жертвы - под его опорными столбами закапывались тела убитых рабов.28

Тлинкиты представляют собой наиболее передовую культуру Северо-запада Америки. Фасады и внутренние перегородки домов украшались резьбой, перед входом зачастую ставились тотемы - объекты или явления природы, которым та или иная социальная группа, род, племя, а иногда и индивид оказывают специальное поклонение. С ними тлинкиты считают себя родственно связанными и по имени тотема называют себя или свой род, клан. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными тотемами были животные. Помимо духовного покровительства, тотемы увековечивали историю и легенды рода.29

Тлинкиты были знамениты  своими накидками – чилкат. Их плели из пуха горных коз. Со шкуры убитой козы пух выщипывали вместе с шерстью, а затем очищали. Из пуха делали нити, скручивая их на бедре ладонью, а потом крепили их к горизонтальной перекладине, укрепленной на двух столбах. Клубки нитей лежали на земле в корзинках или сумках. Накидки изготавливали женщины, но образцы для узора подготавливали мужчины. Орнаментальная композиция делилась на три части – центральную и боковые. Центральная часть накидки покрывала спину ее владельца и была выставлена на всеобщее обозрение. Здесь помещался тотем владельца.30

Особо стоит отметить мастерство тлинкитов в украшении  лодок. Лодки выдалбливали из цельного кедрового ствола. Повалив дерево, сердцевину ствола выжигали, а затем выдалбливали и заливали водой, доводя ее до кипения при помощи раскаленных камней. После этого в распаренный ствол вставляли деревянные распорки и обтачивали наружную поверхность, придавая ей форму лодки. Борта и корму наращивали досками. На наружной поверхности лодки рисовали символические фигуры животных – покровителей рода владельца лодки. Размер таких лодок был самым разным. Они могли вмещать до 100 человек.31

У тлинкитов, как у культуры с высокоразвитой клановой структурой, наблюдалось социальное расслоение общества. В каждой общине (куан) имелись свои люди высокого ранга (анъяди) в число которых входили также и вожди селений, кланов, главы домохозяйств; простолюдины (тлинкит) и рабы. Важным фактором для определения статуса человека служили благородство происхождения и богатство, которое раздавалось на устраиваемых им потлачах - церемониальных пиршествах с раздачей подарков. Уважением и весом в обществе пользовались также шаманы и мастера-ремесленники (резчики по дереву), широко было распространено занятие торговлей. Среди богатых представителей клана было распространено многоженство.32

Тлинкиты – очень воинственный народ. Они воевали как против соседей, так и между кланами. Причинами конфликтов могли послужить борьба за охотничьи угодья и места рыбной ловли, голод, кровная месть между кланами, желание захвата рабов, защита своих торговых интересов.33 Интересно отметить, что уже к началу XIX в. тлинкиты почти поголовно были оснащены огнестрельным оружием, приобретаемым ими у английских и американских торговцев пушниной.34 Причиной этому послужило желание американцев и канадцев избавиться от конкурентов из России.

 

 

 

В) Контакты колонистов и коренных жителей.

 

Русские промысловые  люди, придя на территорию американского  континента, сразу осознали необходимость  налаживания контактов с коренным населением. Они были новыми в этом краю и не знали особенностей выживания в нем, а главное, не знали местонахождения охотничьих угодий. С этого и начались постоянные контакты между колонистами и аборигенами.

 

Первыми коренными жителями, которые встретились с колонизаторами, были алеуты. Они не оказывали сопротивления, т.к., в принципе, и сопротивляться было нечему: русские не убивали их, не жгли жилища, не насаждали свои культурные ценности и представления о мире. Однако все было не так уж безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Русские заставляли аборигенов участвовать в промысле пушного и морского зверя, таким образом отвлекая аборигенов от занятий рыболовством и охотой, необходимых для выживания любого народа, проживающего в климатических условиях данного региона35. Помимо этого, были занесены многие болезни, оказавшиеся смертельными. С дальнейшим продвижением русских на континент подобная история повторилась с эскимосами36.

С созданием в 1799 г. РАК  началось массовое использование коренного  населения в качестве работников Компании. Алеуты и эскимосы строили здания и укрепления, охотились на животных, ловили рыбу. За все это они получали плату: рубашку или одеяло, несколько листьев табака, различную металлическую утварь, еду. Особо отличившимся на промысле могли дать старенькое ружье или небольшую порцию водки (руководство РАК не хотело массово вооружать аборигенов, т.к. боялось обращения полученного аборигенами оружия против себя же, а спаивать собственных работников было не выгодно).37 Среди рабочих Компании под влиянием русских колонистов постепенно распространялось огородничество (такие культуры как картофель, репа и т.п.).38 Так продолжалось вплоть до конца колонизации Америки.

С атапасками установились исключительно торговые отношения (далекое расстояние от атапаскских поселков до морского побережья  мешало использовать их как работников РАК). Их местоположение необычайно благоприятствовало этому (см. раздел Б основной части, посвященный атапаскам). Через них РАК продавала аборигенам внутренней Аляски европейские товары (изделия из металла, табак, чай, шерстяные одежду и одеяла, сельскохозяйственную продукцию), взамен получая пушнину, мясо и шкуры животных.39

Информация о работе Межкультурное взаимодействие на Аляске, Алеутских о-вах и архипелага Кадьяк в период русской колонизации Америки