Межкультурное взаимодействие на Аляске, Алеутских о-вах и архипелага Кадьяк в период русской колонизации Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение культурного влияния на коренное население, оказанное колонистами Русской Америки и отражение этого влияния на жизнь современных индейцев, эскимосов и алеутов. Для ее выполнения в работе планируется решить несколько задач. Во-первых, рассмотреть основные вехи колонизации данного региона Россией. Во-вторых, охарактеризовать коренное население до прихода колонистов. В-третьих, изучить контакты между коренным населением и российскими колонизаторами и процесс креолизации в Русской Америке. И, наконец, в-четвертых, провести анализ аккультурации местных жителей под влиянием контактов с выходцами из России.

Содержание

Введение;
Источники и историография:
А) Источники;
Б) Историография;
Основная часть:
а) Общий ход колонизации;
Б) Коренное население Аляски, Алеутских островов и архипелага Кадьяк;
В) Контакты колонистов и коренных жителей;
Г) Этнокультурные связи между колонистами и аборигенами.
3) Заключение;

Работа содержит 1 файл

Межкультурное взаимодействие на Аляске, Алеутских о-вах и архипелага Кадьяк в период русской колонизации Америки.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

МГУ им. Ломоносова

Исторический факультет

 

 

 

Межкультурное взаимодействие на Аляске, Алеутских островах и  архипелаге Кадьяк в период русской колонизации Америки

 

 

 

 

 

 

Доклад студента группы №

2081 Дубровского Владимира Владимировича.

Руководитель семинара – кандидат исторических наук Юмашева Ольга Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание:

    1. Введение;
    2. Источники и историография:

А) Источники;

Б) Историография;

    1. Основная часть:

А) Общий ход колонизации;

Б) Коренное население Аляски, Алеутских островов и архипелага Кадьяк;

В) Контакты колонистов и коренных жителей;

Г) Этнокультурные связи между колонистами и аборигенами.

3) Заключение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История любого региона, являвшегося в свое время колонией (Сибирь, Латинская Америка или Аляска), представляет собой систему взаимодействия членов различных этнических групп и культур. Исследование таких процессов на Аляске, Алеутах и Кадьяке в период российской колонизации дает богатый материал, позволяющий проанализировать принципы и направления взаимных влияний, способы адаптации разных культур. Уже на протяжении нескольких столетий Аляска, Алеутские о-ва и Кадьяк привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей, т.к. благодаря своему размеру и населению в этом регионе могут изучаться такие процессы, как адаптация, и такие проблемы, как развитие общин.

Являясь особенным географически  ареалом, через который проходили  волны переселений из Северо-Восточной Азии в Новый Свет, Аляска на протяжении всей своей истории была ареной контактов множества этнических групп. Наиболее высокой степенью интенсивности в XVIII-XIX вв. отличались межкультурные контакты на территории Алеутских островов, п-ове Аляска, части Американского Северо-Западного побережья, примыкающего к материковой Аляске и архипелаге Кадьяк. Интенсивность таких контактов существенно возросла с включением этого региона в состав Российской Империи. Данный период характеризовался ростом и постоянством межэтнических браков и внедрением в традиционные культуры многочисленных русских заимствований. Несмотря на то, что в ходе процесса освоения региона выходцы из России смогли проникнуть вглубь удаленных районов центральной Аляски, им не удалось подчинить себе этот суровый край. Результатом явилась продажа в 1867 г. Аляски и других американских владений, подвластных российской короне, США – молодому, но необычайно амбициозному и целеустремленному государству, сумевшему впоследствии с выгодой для себя использовать эти земли.

Объектом, изучаемым в  докладе, является коренное население  Алеутских островов, архипелага Кадьяк и части материковой Аляски (это эскимосы, алеуты, атапаски и тлинкиты (называемые в русских источниках «кóлоши»)). Также интерес представляют креолы, как результат культурного и этнического взаимодействия русских колонистов и коренного населения. Временные рамки работы ограничены периодом русской колонизации данного региона с 1743 по 1867 гг.

Целью работы является изучение культурного влияния на коренное население, оказанное колонистами Русской Америки и отражение этого влияния на жизнь современных индейцев, эскимосов и алеутов. Для ее выполнения в работе планируется решить несколько задач. Во-первых, рассмотреть основные вехи колонизации данного региона Россией. Во-вторых, охарактеризовать коренное население до прихода колонистов. В-третьих, изучить контакты между коренным населением и российскими колонизаторами и процесс креолизации в Русской Америке. И, наконец, в-четвертых, провести анализ аккультурации местных жителей под влиянием контактов с выходцами из России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники и историография

 

А) Источники

 

В работе использовано три  источника, которые дают нам достаточно сведений, необходимых для решения  поставленных задач.

Первый из них - «Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера». Это сборник, состоящий из различных официальных документов, писем и актов, написанных или составленных членами правления и управляющими колоний Российско-Американской компании. Сборник был издан в 2005 году. В первую очередь, этот источник полезен содержащимися в нем сведениями о креолах: рекомендации для прохождения дальнейшего обучения креолов в России, акты о даровании креолам российского подданства и т.п. Он рассказывает нам об их быте, деятельности, образовании. Также он содержит официальные записки о нападениях враждебных индейцев и сведения о привлеченных на работу на РАК аборигенах.

Второй источник, привлеченный к  работе над докладом, это «Русская Америка по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев» (издан в 1994 году). Это еще один сборник документов, но, в отличие от первого источника, он содержит личные воспоминания, письма, дневники различных исследователей и (в первую очередь) православных  миссионеров. Эти документы содержат большое количество сведений о быте, хозяйстве и обществе коренных народов, населявших Русскую Америку, а главное, достоверную информацию о количестве обращенных в православие аборигенов, о ходе христианизации и трудностях, сопутствовавших делу распространения православия среди туземцев.

И, наконец, третий источник – книга «Новое путешествие вокруг света в 1823-26 гг.» Отто Евстафьевича фон Коцебу (19(30).12.1788 г., Ревель – 3(15).02.1846 г., Санкт-Петербург), которая впервые была выпущена 1830 году в немецком городе Веймаре. На русском языке книга была издана только в 1959 году. Отто Евстафьевич – офицер, мореплаватель и этнограф, составивший подробное описание Маршалловых о-вов и о-вов Гилберта в Тихом Океане. Книга является собранием очерков о кругосветном плавании 1823-26 гг. брига «Рюрик» под командованием Коцебу. По долгу службы «Рюрик» пять месяцев провел в Ново-Архангельске на Аляске. За это время Отто Евстафьевич собрал много материала по коренным жителям этого региона и по истории Русской Америки. Именно этими данными книга Коцебу полезна при написании работы

 

Б) Историография

 

Можно с уверенностью сказать, что историография по Русской  Америке насчитывает огромное количество монографий и т.п. Однако далеко не все из них могут помочь при написании работы из-за узости выбранной темы.

Монография Федоровой Светланы Георгиевны «Русское население Аляски и Калифорнии» была выпущена в 1974 году. В первую очередь она посвящена динамике прироста, расселению, быту и хозяйству населения Русской Америки. Не обделены вниманием и креолы. Помимо всего эта книга дает достаточно подробную информацию о ходе колонизации Русской Америки.

Книга Дзенискевич Галины Ивановны «Атапаски Аляски. Очерки материальной и духовной культуры», изданная в 1987 году, содержит большой объем информации о атапасках – одном из племен, населявшем территорию Аляски. Монография подробно описывает быт и культуру этого народа как до прихода русских, так и после начала колонизации.

Также в работе использован труд Аверкиевой Юлии Павловны «Индейцы Северной Америки: от родового общества к классовому». Она написана в 1974 году и посвящена развитию общества у североамериканских индейцев. Нам она в первую очередь полезна сведениями о клановом обществе тлинкитов.

Хорошим подспорьем оказались материалы  сайта www.etnolog.ru. На данном сайте были найдены интересные статьи по обществу и хозяйству эскимосов и алеутов.

Вспомогательной историографией работы являются: монография румынского историка-религиоведа Элиаде Мирча  «Шаманизм. Архаические техники экстаза» (выпущена в 1964 году), раскрывающая особенности шаманизма у народов Северо-запада американского континента и журнал «Этнополис» (№ 1 за 2009 год), который дает нам информацию о современной жизни коренного населения бывшей Русской Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

А) Общий ход  колонизации.

 

В этом разделе доклада  вкратце будет рассмотрен общий  ход колонизации Америки Россией.

Русские землепроходцы  и мореходы достигли Тихоокеанского побережья в сер. XVII в., и, согласно челобитным казака С. Дежнева, возможно даже достигли Америки в 1648 г.  Однако серьезные открытия и исследования на рубеже Азия-Америка начались только во времена Петра I. 06.01.1725 г. была снаряжена Первая Камчатская экспедиция, возглавляемая В. Берингом на боте «Св. Гавриил». Задачей экспедиции было обнаружение места слияния Камчатки и Американского континента. В 1728 г. эта экспедиция установила, что Азия и Америка никак не соединены, хотя Американский материк участниками экспедиции увиден не был. Четыре года спустя, в 1732 г., члены команды все того же «Св. Гавриила» «открыли» Америку и в течение двух дней установили, что это не просто остров, частично скрытый в тумане.1

Переломный момент наступил в 1741 г., когда Вторая Камчатская экспедиция вышла под руководством Беринга  к северо-западным берегам Америки. Были открыты п-ов Аляска, южная часть Алеутских о-вов, Кадьяк и некоторые другие о-ва. Беринг на Камчатку не вернулся (погиб 8.12.1741 г. на острове, названном в его честь), однако выжившие участники экспедиции привезли с собой меха и рассказы о богатстве морским зверем открытых ими земель. Все это не могло не пробудить высокий интерес промысловых людей и торговцев, которые возможно основали небольшое поселение на Аляске.2

С 1743 г. русские промысловые  экспедиции начали активно добывать пушнину и морского зверя на островах, прилегающих к Аляске, где к концу XVIII в. были созданы некоторые поселения. Тогда произошли первые контакты с местным населением, а именно с алеутами. В течение чуть более половины столетия русские промысловые экспедиции захватывали охотничьи угодья алеутов и заставляли их платить ясак, при этом   создавались поселки и зимовья, использовавшиеся как базы для охотников. На материк, поначалу, немногочисленные отряды промысловых людей не стремились: индейцы (вероятнее всего, атапаски) убили нескольких русских, после чего у них на несколько лет отпало желание поселиться на Аляске.3 В 1784 г. Г. И. Шелихов основал поселение на о-ве Кадьяк, а в 1786 г. – Александровскую крепость уже на самой Аляске. Это был переломный момент в колонизации: налицо попытка осваивать Америку, а не просто добывать пушнину и морских животных. В дальнейшем число таких поселений стало только возрастать.4 Были созданы даже школы, в которых детей аборигенов, а впоследствии креолов, стали обучать русскому языку, арифметике, основам навигации и др. морских дисциплин и закону Божию. Позднее одна из таких школ была преобразована в училище, в котором преподавали мореходное дело и бухгалтерский учет.5

Новый этап в колонизации начался с созданием 08.07.1799 г. Российско-Американской торговой компании и предоставлением ей исключительных прав на материковые и островные земли в Америке. Правительство Империи во главе с Павлом I6 было заинтересовано в превращении крайне редкой сети промысловых поселков в опорные базы для продвижения вглубь Америки. В июле того же года на о-ве Ситха А.А. Барановым7 была основана крепость Св. Архистратига Михаила, ставшая центром русских владений в Америке. В 1802 г. крепость была разрушена вооруженными огнестрельным оружием тлинкитами, а все ее население погибло в столкновении. Несмотря на яростное сопротивление индейцев, Баранов не оставил надежды повторного создания крепости на Ситхе, и в 1804 г. при поддержке оснащенного пушками шлюпа «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского8 тлинкиты были выгнаны с острова, и на месте их поселения был основан Ново-Архангельск, ставший новой «столицей» Русской Америки. В 1806 г. начались торговые связи с Новой Испанией (Калифорния): из-за голода в Ново-Архангельске в Калифорнию было отправлено судно, экипаж которого выменял пушнину и другие товары на продукты (пшеница, бобы, сало и т.п.).9 Это спасло колонию от голода и подтолкнуло руководство РАК к созданию колонии Росс в 1812 г., смыслом существования которой было снабжение владений России на севере континента.

В годы деятельности Баранова началось комплексное развитие хозяйства: разведка руды, меди и угля, в поселениях постепенно появляются кузницы, лесопилки и т.д. Было построено несколько больниц. Распространение получило огородничество (в основном, картофель и репа), а вот с разведением зерновых культур и скотоводством колонисты потерпели неудачу: тяжелый климат и невозможность аборигенов запасать сено животным на долгую зиму (до шести месяцев).10

В 1818 г. Главным правителем российских колоний в Америке был назначен Л. А. Гагемейстер; руководство компании в том же году приняло решение о продвижении вглубь Аляски. Причиной послужило массовое истребление пушного и морского зверя на побережье.11 Это продвижение началось в 1819 г., и к 1843 г. русским удалось создать сеть опорных пунктов на северо-западе Аляске в районе залива Нортон, рек Юкон, Квихпак, Кускоквим и их притоках (всего около двадцати).

Упадок российских колоний  в Русской Америке начался  во второй половине 20-ых годов XIX века. Сначала из-за нехватки средств и рабочих рук и нараставшего сопротивления индейцев не состоялся перенос колониальной столицы с Ситхи (крепость Ново-Архангельск) на Кадьяк. Затем, в течение 30-ых гг. значительные территории, принадлежащие РАК,  были отданы в аренду британской Компании Гудзонова залива и некоторым другим канадским и американским компаниям. Эта аренда постоянно продлевалась вплоть до продажи в 1867 г. Русской Америки США.12 В 1841 г. крепость Росс была продана американцу Суттеру13. Попытки получать хоть какую-то прибыль от охоты не увенчивались успехом (практически весь пушной и морской зверь на островах и побережье уже был истреблен, а тяжелые природные и климатические условия и острая нехватка охотников мешали основательному продвижению вглубь континента), приток колонистов был ничтожен (численность выходцев из России в среднем не превышала 500-600 человек, хотя иногда это количество возрастало до 700, а то и до 800 человек)14, постоянные конфликты с агрессивными тлинкитами, в которых инициатива принадлежала аборигенам (численное превосходство и, как ни странно, превосходство в вооружении – тлинкиты снабжались самыми современными образцами стрелкового оружия американскими и канадскими торговцами, конкурировавшими за рынки сбыта с РАК), сложность доставки припасов, отдаленность колонии от метрополии, перенесение интересов правительства Империи на Приамурье и Среднюю Азию – все это сыграло свою роль. Именно поэтому РАК не выдерживала конкуренции с американскими и канадскими торговыми компаниями.

Информация о работе Межкультурное взаимодействие на Аляске, Алеутских о-вах и архипелага Кадьяк в период русской колонизации Америки