Ментальные особенности чеченцев и война на Российском Кавказе в конце ХХ века.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Цель: Выявить особенности чеченского этноса по данным современной этнологи и его проявление во время чеченской войны.
Задачи:
1.Проследить исторические условия формирования чеченского этноса
2. Выявить основные аспекты духовной культуры чеченского этноса.
3.Рассмотреть особенности чеченской войны.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-5
Глава I: Чеченский этнос:
Генезис чеченского этноса…………………………………….6-9
1.2Культура чеченского этноса…………………………………..10-11
Глава II: Чеченский конфликт в современной России:
2.1Предпосылки……..…………………………………………….12-15
2.2Основные этапы ……………………………………………….16-19
2.3Последствия конфликта……………………………………….20-21
Заключение………………………………………………………...22-23
Список литературы………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

рефор.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    К середине 1995 года российские войска устанавливают  контроль над важнейшими населенными  пунктами республики, после гибели Дудаева его обязанности переходят  к значительно менее популярному Яндарбиеву. Однако террористические акции в Буденновске, а спустя полгода в Кизляре убедительно демонстрируют, что сопротивление не сломлено, а чеченская сторона переходит к затяжной партизанской войне.

    В этих условиях, на фоне предстоящих  президентских выборов 1996 г., Москва склоняется к приостановке военных действий, которая официально зафиксирована Хасавюртовскими соглашениями, а год спустя, в мае 1997 г, Борис Ельцин и Аслан Масхадов подписывают договор о принципах взаимоотношений РФ и ЧР Ичкерии, в котором стороны заявляют о неприменении силы при решении любых спорных вопросов.

    ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП конфликта охватывает период с  середины 1997 г. до августа 1999 г., когда  отряды Шамиля Басаева вторглись  на территорию Дагестана и положили начало новому витку военных действий. В этот период Чеченская республика де-факто становится независимой. Однако в отличие от своего предшественника Дудаева президент Масхадов не способен контролировать ситуацию в республике: вновь усиливаются распри между отдельными тейпами, на этот раз инициированные степенью "доступа" к экономическим ресурсам республики, в частности, к нефти - ее основному богатству. Наиболее прибыльным занятием для некоторых группировок становится захват российских граждан с целью получения выкупа. Население республики уменьшается - часть чеченцев, прежде всего образованных и экономически активных, переезжает в Россию.

    Предпринимается попытка установления исламского порядка: введение шариатских судов, ограничение  прав женщин, переход к религиозному образованию и т.п. Исламский фактор начинает заметно теснить идею национальной независимости.

    В этих условиях ваххабитское крыло чеченского сопротивления предпринимает попытку  распространить свое влияние на соседнюю республику - Дагестан.

    «Решение чеченского конфликта лежит в плоскости длительной, кропотливой и, главное, профессиональной работы по восстановлению разрушенных войной взаимоотношений между чеченцами и русскими, воссозданию позитивного образа государства, способного защитить любого человека независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности».17

 

               2.3 Последствия конфликта.

           Самым тяжелым последствием войны стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных граждан. В Чечне, по официальным данным, потери среди мирного населения составили: около 3 тыс. убитыми и свыше 4,5 тыс. ранеными18. К последствиям войны следует отнести и нравственно-психологические раны, которые еще долго будут заживать как в чеченском, так и в российском обществе.

    Материальные  потери велики. Многие села пострадали в результате бомбардировок, разрушена столица - Грозный. Бездействует  промышленность. Сильно пострадало сельское хозяйство. Большинство населения не имеет  постоянной работы. Чечню покинули наиболее образованные, трудоспособные, квалифицированные граждане - то есть та часть народа, которая представляет  потенциал нации и воплощает ее надежду на будущее.

    Характеризуя  нынешнюю ситуацию в ЧР, важно отметить, что основные силы сепаратистов в  Чечне разгромлены. Боевики не имеют  ни сил, ни средств вести крупномасштабные боевые действия и перешли к тактике диверсионной войны и террора. Война в Чечне, в нынешней ее форме, стала своеобразным промыслом, бизнесом на человеческой крови.

    Кредит  доверия чеченцев к национал-радикалам  полностью исчерпан. Они больше не желают быть подопытными кроликами для экспериментов международного терроризма, а хотят, как любая цивилизованная нация, иметь власть, обслуживающую нужды общества в рамках делегированных ей народом полномочий. Чеченцы могут и хотят почувствовать себя полноправными гражданами России, занять подобающее им место  в едином федеративном правовом государстве – Российской Федерации.

    Запад, на который продолжают делать ставку чеченские сепаратисты, должен осознать, что ресурсы внутреннего развития Чечни, связанного с  политическим процессом, основанным на идеологии этнонационализма, исчерпаны. Чеченский народ в своем подавляющем большинстве отвергает идеологию ваххабизма и власть клептократии. Альтернативу вооруженному сепаратизму может предложить только та часть чеченского общества, которая хочет жить в России и с Россией. В такой обстановке переговоры с Масхадовым  противоречат национальным интересам чеченского народа и есть ни что иное, как очередная попытка разыграть чеченскую карту в условиях новой геостратегии. Тем более что в отношении Чечни Запад демонстрирует политику  двойных стандартов. Чеченских беженцев страны Запада не принимают, гуманитарная помощь поступает в  ограниченных размерах, зато боевики и их лидеры получают мощную материальную и моральную поддержку. Однако любому непредвзятому человеку ясно, что, только очистив Чечню от террористов и наемников, восстановив конституционный порядок, можно начать процесс возрождения и консолидации чеченской нации. 

    Решающую  роль в этом призваны сыграть сами чеченцы. Главное - начать процесс созидания, восстановления разрушенной экономики, социальной сферы и культуры и тем самым сделать войну невыгодной. Федеральные власти должны повернуться лицом к проблемам и нуждам беженцев, мирного населения Чечни.

 

             Заключение.

    Проделанная мной работа позволяет сделать вывод  о том, что  объективное восприятие образа жизни, специфики мышления того или иного народа не может зиждиться  лишь на субъективных моментах идентификации  и восприятия представителями того или иного этноса своих  соседей на основе сложившихся стереотипов и поверхностных суждениях о том или ином народе. Лишь адекватное, объективное научное значение позволяет выявить истинную сущность того или иного этнического формирования чеченского этноса остается по сей день неразрешенными. Связано это с рядом  объективных причин. К ним  можно отнести  и мифологизированность древних концепций генезиса чеченского этноса, сложную внутриполитическую обстановку чеченской республики  и отсталость научной сферы как следствие. Но несмотря на сегодняшний сделаны весьма значимые качественные шаги  в сторону решения вопросов о изначальной прародине вайнахов и их происхождении. Территория, с которой была связана вся история чеченского народа, изобилует полезными ископаемыми. Чечня – страна природных контрастов. Здесь сочетаются величайшие горные массивы и бескрайняя гладь восточных равнин. Поскольку издревле эта территория находится в районах непосредственной близости  экспансивных восточных государств, чеченская культура вобрала в себя лучшие традиции этих древних цивилизаций. Свидетельством этому может послужить некоторые ближневосточными элементами материальной культуры, синтезированные местными культурами. История  Чечни тесно переплетена с историей ближайших государств, преимущественно Ингушетией.

    Долгое  время в науке господствовали ошибочные утверждения относительно общественного уклада и менталитета  чеченцев. Делались предположения о  укоренившемся родовом строе  местного населения, о выходящем  за все рамки невежестве чеченцев. Сегодня рассмотрения этой проблемы проходит под совершенно иным углом. С развитием советской этнографической школы, изучение данного народа стало более фундаментальным и объективным. Ученые установили высочайший уровень культурной традиции местного населения, высокий уровень этикета в чеченском обществе, детерминированный совершенно уникальным комплексом мировоззренческих аспектов. В глазах многих людей этот народ вызывает огромное уважение, ибо в нем сочетаются такие благородные понятия как честь, доблесть, отвага и свободолюбие, стремление к которому было в крови многих поколений чеченцев. Чеченцы считали, что в истории нет такой силы, которая смогла бы подчинить их. Поэтому после начала чеченской войны объединительным началом для всех чеченцев стали национальные идеалы и интересы. Чеченцы сами по себе - самобытный и гордый народ. Свободолюбивый и бескомпромиссный. Отрицательных черт практически нет, кроме того, что чеченцы при советской власти еще смирялись с требованиями цивилизованной законности, но по исчезновению аппарата принуждения впали опять в детство человечества - иметь рабов, убивать неверных. Сыграло роль и мерзкое по своей сути выселение чеченцев и близкородственных ингушей Сталиным в Казахстан. Есть за что чеченцам не любить русских, которые у них, конечно же, ассоциируются с имперской злобой и отношением ко всем инородцам как к людям второго сорта. В войне не люди виноваты - а правительства. Никогда русский не стал бы против чеченца, если бы его к этому не принудили. А война ведь дело такое - грязное и некрасивое - убивают твоего друга и ты готов от ненависти убивать не только виноватых. 
 

 

        Список  литературы.

1. Ахмадова И.И. - «Борьба чеченского народа» - В. - 2000 - 200стр.

2. Ахмадов Я.З. - «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века» -

    2001 - 325 стр.

3. Базоркин И.Д. - «Из тьмы веков». - 1986-330 стр.

4. Берже А.П.- «Чечня и чеченцы». - 1987 - 201 стр.

5. Гакаев Ж. Ж. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы. М.: Изд-во ЧКЦ, 1999 - 37 стр.

6. Джамбеков Ш.А. - «Нохчий фольклор». - 1990 - 202стр.

7. Ибрагимов К.Х. - «Учитель истории». Часть 2.М. - 1984 г - 324 стр.

8. Каптелов Б.И. - «Документы по истории народов СССР» М. - 1984 - 350 стр.

9. Серебренников В.В. Война в Чечне: причины и характер//Социально-политический журнал. 1995г. №3 - 12 стр.

10. Сколько стоит война? // Мир за неделю. - 2000. - 22-29 апр. – 18стр.

11. Хабба Б.А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе// социально - политический журнал. 1995. №3 – 10стр.

                        Ресурсы интернета.

1. www.edu-zone.net/show/193988.html

2. http://www.Chechnia.org

3. http://ru.wikipedia.org/wiki 

Информация о работе Ментальные особенности чеченцев и война на Российском Кавказе в конце ХХ века.