Ментальные особенности чеченцев и война на Российском Кавказе в конце ХХ века.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Цель: Выявить особенности чеченского этноса по данным современной этнологи и его проявление во время чеченской войны.
Задачи:
1.Проследить исторические условия формирования чеченского этноса
2. Выявить основные аспекты духовной культуры чеченского этноса.
3.Рассмотреть особенности чеченской войны.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-5
Глава I: Чеченский этнос:
Генезис чеченского этноса…………………………………….6-9
1.2Культура чеченского этноса…………………………………..10-11
Глава II: Чеченский конфликт в современной России:
2.1Предпосылки……..…………………………………………….12-15
2.2Основные этапы ……………………………………………….16-19
2.3Последствия конфликта……………………………………….20-21
Заключение………………………………………………………...22-23
Список литературы………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

рефор.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

            Содержание.

    Введение……………………………………………………………3-5

     Глава I: Чеченский этнос:

    1. Генезис чеченского этноса…………………………………….6-9

    1.2Культура чеченского этноса…………………………………..10-11

    Глава II: Чеченский конфликт в современной России:

    2.1Предпосылки……..…………………………………………….12-15

    2.2Основные этапы ……………………………………………….16-19

    2.3Последствия  конфликта……………………………………….20-21

    Заключение………………………………………………………...22-23

    Список литературы………………………………………………..24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                       Введение.

    Подобно бурным водам кавказского Терека течет  в жилах кровь благородного народа – чеченцев. Природные,  социальные и экономические катаклизмы, сопровождающие чеченцев по ходу всей из насыщенной событиями истории, закалили характер вольного народа, и сформировали весьма специфичный тип человека: чрезвычайно выносливого и неприхотливого. В чеченцах сочетается как вера в светлое будущее, так и глубокое почитание предков, соблюдение национальных традиций и следование им по ходу всего своего существования. Ни одна народность мира, пожалуй, не может похвастаться столь высоким уровнем любви к своей родине и стремлением к независимости. История Чеченской республики тесно переплетена с историей ее народа. Среда обитания чеченцев скорей непрекращающаяся дуэль между людьми и природой, внешними и внутренними и внутренними противниками сделали чеченцев могучими воинами,  о чести и доблести которых ходили легенды. Качества рыцаря, джентльмена, дипломата мужественного заступника и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, «с молоком матери».

    Изучение  чеченского этноса представляется мне  актуальным с точки зрения

Исследования  и анализа межэтнических коммуникаций русского и чеченского народов на современном этапе политического  взаимодействия. Ведь предоставление объективных сведений о менталитете, образе жизни, психологии соседнего этноса позволит сделать международные отношения более качественными, и что позволяет направить их в более правильное, созидательное русло, поскольку на данном историческом этапе между чеченским и русским этносами существует большое количество неразрешенных проблем.

    Особое  место занимает чеченская война, проходившая с1994 по 1999г. на территории Чечни и Российской Федерации. При слове Чечня первое, что приходит на ум – это ужасы, кровавые события. Кажется, для того чтобы прекратить конфликт, нужно начать переговоры между двумя противоборствующими сторонами. Но никто не хочет заниматься этой насущной проблемой, все откладывают ее до лучших времен. Увы, многое зависит от политиков, особенно в данном конфликте, когда Чечня показала на что она способна (по своему мнению считает себя победительницей). Россия же не горит желанием признать свое поражение, а, значит, и признать свои ошибки. Ведь для нее война в Чеченской республике оказалась позором.

    Литературные  источники по данной теме довольно многочисленны и разнообразны. Но содержание объективной информации в них зачастую оставляет желать лучшего. Своего рода ключевыми источником по данной проблематике я избрала для себя труд выдающегося писателя, историка, фольклориста Чечни Ибрагимова К. Х. «Учитель истории», в котором систематизированы сведения относительно исторического пути развития Чеченской республики. Также одним из наиболее популярных трудов в современной Чеченской республики является монография Базоркина И. Д. «Из тьмы веков». Особую ценность данной монографии придает многогранность исследования проблематики эволюции культурной и экономической традиции вайнахов, начиная с древнейших времен. Остальные представленные источники носят дополнительный характер, что никак не умаляет их культурной и исторической ценности.

    Цель: Выявить особенности чеченского этноса по данным современной этнологи и  его проявление во время чеченской войны.

    Задачи:

    1.Проследить исторические условия формирования чеченского этноса

    2. Выявить основные аспекты духовной культуры чеченского этноса.

    3.Рассмотреть особенности чеченской войны.

    Свое  исследование я разделила на несколько  планомерных этапов. В первой части  мы рассмотрим специфику генезиса чеченского этноса и обратим пристальное внимание на условия его формирования. Вторая часть посвящена некоторым положениям уникальной культурной специфики чеченского этноса. И в третьей части я попытаюсь рассмотреть те причины, которые привели к развязыванию чеченского конфликта, к началу этой ужасной войны. Нужно добавить, что при рассмотрении проблемы нельзя руководствоваться только тем, что одна из сторон была права, а другая виновата. Оба народа, так или иначе, пострадали, оба понесли как материальные, так и людские потери. 
 
 
 
 
 

          

 

            Глава I: Чеченский этнос:

                       1.1 Генезис чеченского этноса.

    Вопрос  о происхождении чеченцев сегодня  остается полемичным. Но достоверным  является то, что как и большинство  народов Евразии, чеченский этнос  принадлежит к индоевропейской  общности.1 Чеченцы – один из древнейших народов Кавказа. Принадлежит к кавказской расе. Самоназвание – нохчи. В истории также известны под названием нахчиматиане, дурзуки, кистины, цанары, эры.2

    В литературе о чеченцах довольно часто  встречается и название вайнахи (досл. наш город) или нахи (народ).

    Чеченский язык относится к кавказско-иберийской языковой семье. Корни этого языка  зафиксированы в клинообразных  надписях древневосточных государств Митании (XIV – XI века до н.э.) и Урарту (IX –VI века до н.э.). Этногенез чеченцев начинается от древнего народа хурри, проживавшего в III – II тысячелетиях до н.э. на Кавказе и в Передней Азии. Во всяком случае, к этой эпохе восходят корни чеченской культуры и древней религии, и именно там, в памятниках хурритской письменности, мы находим первые следы, чеченского языка и литературы.3

    Культурные  и языковые связи чеченцев той  эры прослеживаются и с цивилизациями  хеттов, этрусков, басков и других некавказских народов. О происхождении этноса упоминается во многих чеченских  легендах и письменных источниках – «тептарах». Один из таких старых документов был дешифрован еще в XIX веке и опубликован в различных книгах.

    Почти во всех чеченских источниках преобладает  мысль о переднеазиатском исходе.

    Все древние гипотезы относительно происхождения чеченского этноса мифологизированы. Но обращает на себя внимание деталь, встречающаяся во всех вариантах. Странники в поэмах в поисках пристанища идут по горам Кавказа от Черного к Каспийскому морю навстречу восходящему солнцу. В легендах привлекают внимание различные наименования, часть которых ассоциируется с той или иной известной территорией. К ним относятся Шема (Сирия), Заб (река в Передней Азии), Нахар (Наири). Река Рахь в легендах связывается с Пира (Фараоном). Это дает основание предполагать, что речь идет о Ниле,  а Хана Ана – буквально: охраняемый горизонт, сторожевая сторона, т.е. местность, расположенная где-то на Синайском полуострове. Грузинские и армянские источники также отмечают пребывание чеченцев в Закавказье.4

    Большая часть представлений о Чечне, к сожалению, относится к области мифов. Не стала исключением в этой области и сложная система тайпового деления чеченского общества.5

    В начале 90-х гг. ХХ в., когда появились  первые публикации о людях, десятилетиями  находившихся в рабстве в горной Чечне, и преступных группировках, принесших в Москву и Петербург древние законы кровной мести, чеченцы в глазах многих стали представляться, как народ, живущий исключительно по варварским правилам и не признающий современных законов. Публиковались сомнительные публикации о традиционном доклассовом устройстве чеченского общества, из которых вытекало, что его основой едва ли не до сих пор являются род и племя.

    Внесла  свою лепту и война, которая, как  известно, всегда самым серьезным  образом трансформирует общество, разрушая сложившиеся в нем социальные связи и деформируя всю его традиционную структуру. Общество, прошедшее через мясорубку войны, распадается.6 При этом раздробленными оказываются не только тайпы, но и многие семьи. В полной мере это коснулось и чеченского общества. За десять лет военных действий чеченцы пережили массовый исход из Чечни – был момент, когда на территории республики оставалась всего треть ее довоенного населения.

    Если  смотреть на вещи реально, то тайпы  Чечни ни  в крем случае нельзя рассматривать, как аналог народов Дагестана, на базе представительства которых удалось выстроить вполне прочную структуру республиканского управления. Число тайпов гораздо больше. В отличие от этнической группы тайп – крайне размытая, архаичная и неформальная социальная категория, которая к тому же не способна иметь четкого представительства во властных структурах.

    За  годы катастрофы чеченское общество обратилось к древнейшим механизмам выживания – не к мифам о  тайпах, а к живой традиции сельской общины. На уровне селений традиционная общественная структура действительно отчасти сохранилась. На войне, когда вставал вопрос о выживании и физической сохранности населенных пунктов, именно традиционные институты работали весьма эффективно, решая насущные проблемы. Однако переоценивать местную этническую специфику тоже ни в коем случае нельзя.7

    Таким образом, можно констатировать, что  нынешняя родина чеченцев – место  обитания древнейших людей. Здесь наслоились одна на другую ряд материальных культур. Молчаливые свидетели истории вайнахов – сооружения из громадных каменных глыб, древние курганы, средневековые башни.8

    Вопросы, связанные с тайповым делением чеченского народа, остаются актуальными, как никогда. Кому-то интересны сомнительные публикации о традиционном доклассовом делении чеченцев. Но, к счастью, есть и те, кто стремится постичь истину.9

    Очень многих интересует происхождение тайпов с еврейскими корнями, места их проживания в Чечне, а также отношение  к представителям этих тайпов. Множество  фактов сказывалось на развитии данного этноса. К таким факторам модно отнести как климатические, так и политические. В купе они сформировали современный образ чеченцев. 

 

            1.2 Культура чеченского этноса.

    На  протяжении длительного времени  нормы права регулировались лишь обычаями. Такая форма обычного права сохранялась очень продолжительное время, что обуславливало его чрезвычайную адаптированность ко всем аспектам социальной жизни. Эти нормы с течением времени оформились в некоторый нравственный кодекс горцев. Этот кодекс именуется «Нохчалла». Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. «Нохчо» значит – чеченец. Понятие «Нохчалла» - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этнических норм жизни чеченца.  Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, «с молоком матери». А истоки чеченского «кодекса чести» - в древней истории народа.10

    Основные  нормы поведения чеченского мужчины  отражает понятие «Нохчалла».  Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. «Чеченцы не стреляют в спину», - пояснил Шамиль.

    Среди норм обычного права (адата) особое место  занимал обычай кровной мести, соответствующий  принципу "око за око, зуб за зуб". Причем проклятие касалось не только самого виновника, но и всей его семьи, а иногда и селения. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощеного кровника, измена родине. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами селения.

    Чеченские традиции в годы советской власти были частично утрачены, однако в ходе чеченского конфликта, уже в переосмысленной форме, стали основой чеченского менталитета, в первую очередь это относится к обычаю кровной мести. Обычное право (адат) и исламское право (шариат) во многом противоречат друг другу, именно поэтому ваххабизм, наиболее консервативное течение ислама, плохо прижилось на чеченской почве.

Информация о работе Ментальные особенности чеченцев и война на Российском Кавказе в конце ХХ века.