Мемуаристы о Несторе Ивановиче Махно: положительные и отрицательные оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является воссоздание и раскрытие целостного образа Н.И. Махно на основе мемуарных источников.
В соответствии с указанной целью, были поставлены и решались следующие задачи:
изучение важнейших этапов жизни и деятельности Н.И Махно на основе мемуаров его современников;
изучение влияния происходивших событий, связанных с революцией, на личностные качества и дальнейшую жизнь Нестора Ивановича;
определение влияния Нестора Махно и махновщины на судьбу России в годы Гражданской войны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Личность Нестора Махно……………………………………………….7
1.1 Описания внешнего вида Н. Махно его современниками…………...7
1.2 Характер и личные качества Н. Махно……………………………...10
Глава 2. Юный революционер. Каторга………………………………………..13
Глава 3. Махновское движение…………………………………………………17
Глава 4. Эмиграция………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Махно.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

К осени Махно удалось наконец  сколотить группу бойцов и достать  для них оружие. Первый бой отряд  Махно дал в селе Дибривки 30 сентября. Авторитет нового отряда в округе вырос, а сам Махно получил почетное прозвище «батько».

Суровость повстанцев в отношении  кулачества и помещиков лишь подняла  их авторитет в глазах крестьянства. В своих действиях Махно стал опираться на многочисленное крестьянское ополчение, которое привлекалось в случае крупных операций. Махно заранее оповещал крестьян о месте сбора. Интересно, что противник при этом ничего не узнавал.

Сам партизанский отряд действовал как мобильная ударная группа. Иногда он оказывался на грани уничтожения превосходящими по численности силами противника, но в целом действия Махно были относительно успешными и также способствовали росту его авторитета среди крестьян. Страх перед Махно нейтрализовал большую часть кулачества. Крестьяне и батраки, вооружившиеся за счет помещиков и кулаков, фактически контролировали положение там, где отсутствовали немецкие подразделения.

Влияние среди местного населения  и способность сохранить себя как движение в условиях немецкой оккупации позволило махновцам приступить к созданию собственной системы власти. Человек с ружьем все более отчетливо понимал, что он теперь - главная фигура в стране. Война порождала военную власть.

В 1918 г. Махно не мог пожаловаться на недостаток доверия со стороны  местных жителей. Его имя становится гарантией доверия.

Тем временем обстановка вокруг махновского  отряда коренным образом изменилась. В ноябре 1918 г. разразилась революция в Германии. Она повлекла эвакуацию немецких войск с Украины.

Махно решает создать единую повстанческую зону с единым фронтом под командованием махновского штаба. Первоначально махновцам сопутствовал успех. Они довольно быстро вытеснили из своего района немцев, разгромили сопротивлявшиеся хутора и усадьбы и наладили связи с органами местного самоуправления. Махновский штаб по существу установил контроль над обширным районом в Приазовье с неясными границами - на юге начинаются стычки с красновцами, на западе ощущается давление со стороны Украинской Директории, сменившей режим Скоропадского. Махно принялся бороться с несанкционированными поборами и грабежами.

Махно провел переговоры с большевиками о совместных действиях по захвату Екатеринослава.

Махно располагал полутысячей бойцов, готовых к операции за пределами  махновского района. «Необходимо отметить, что Махно назначен командиром всеми вооруженными силами, наступавшими на Екатеринослав.»10, - утверждает Д Лебедь.

Трудность наступления на Екатеринослав  заключалась в том, что основные силы повстанцев находились на левом  берегу Днепра, а город - на правом.

Одержав победу, махновцы приступили к упорядоченному снабжению своей  армии из местных магазинов. Но одновременно начались и беспорядочные грабежи  местного населения. Большевистские авторы обвиняют в них махновцев. Махно  придерживается на этот счет другой версии: "На самом деле я за грабежи, как и за насилие вообще, расстреливал всех. Конечно, среди расстрелянных в Екатеринославе за грабежи оказались, к стыду большевиков, все почти лица из вновь и наспех большевиками сколоченного Кайдацкого большевистского отряда, которых сами же большевики арестовали и скрещивали их махновцами. Лишь в штабе в моем присутствии выяснилось, что все эти лица не знали даже, на каких улицах махновцы занимают позиции, кто их командиры, как называются роты и т.д. Но зато эти лица хорошо знали места формирования Кайдацкого большевистского отряда, где он стоит, командира его и когда они записались в этот отряд и получили оружие"11. Из этого следует, что большевики вместе с Махно боролись с грабежами. Никто из большевистских авторов не отрицает, что Махно беспощадно расправлялся с пойманными грабителями.

Первый опыт взаимодействия с коммунистами оставил у Махно отрицательное  впечатление об этой партии: «они не сохраняют позиции, а держатся власти и думают, что за них кто будет воевать»12.

Отступив за Днепр, Махно не допустил петлюровцев в свою зону. Западная граница махновского района стабилизировалась.

Идеология лидера махновского движения

Махно оказался хозяином обширной территории размером с небольшое европейское  государство. Но это было беспокойное хозяйство. Многочисленные батьки признавали авторитет Махно только формально, по своему понимая анархию как право на свою диктатуру в масштабе нескольких сел. Нестор Иванович не собирался мириться этим и в январе 1919 г. предпринял шаги к превращению движения из разрушительного крестьянского восстания в организацию, осуществляющую верховную власть на контролируемой территории.

Возникшая в махновском районе социально-политическая система позволила развивать  весьма значительную по тем временам социально-культурную инфраструктуру. Большевик В.Антонов-Овсеенко, посетивший район в мае 1919 г., докладывал, «налаживаются детские коммуны, школы, - Гуляйполе - один из самых культурных центров Новороссии - здесь три средних учебных заведения и т.д. Усилиями Махно открыто десять госпиталей для раненых, организована мастерская, чинящая орудия и выделываются замки к орудиям»13.

Анархист И.Тепер дал достаточно точную и объективную характеристику политических взглядов Махно в этот период: «К Гуляйпольской группе анархистов Махно относился весьма неприязненно за их заумное отношение к большевикам... Еще в феврале месяце 1919 г. во время встречи представителя секретариата Я.Алого с Махно выяснялось, что последний весьма и весьма индифферентно относится к общим заданиям набатовской организации и к позиции, которую они занимали в отношении советской власти. Махно тогда говорил: «Сначала я революционер, а потом анархист», а иногда он утверждал, что совсем перестал быть анархистом и что все свои действия направляет на укрепление Советской власти и ликвидацию контрреволюции»14. Неискушенность автора в вопросах анархистской идеологии привела здесь к некритическому восприятию сочинения Тепера, автора, выполнявшего социальный заказ своего нового руководства в 1924 г.

По утверждению В.Белаша большое  влияние на Махно имел Союз анархистов Гуляйпольского района, возникший во время партизанской войны 1918 г. из анархистов-партизан Гуляйполя (ГАК), Дибривок (видимо, отряд  Щуся) и Новоспасовки. По сути Союз анархистов был расширенным вариантом ГАК - организацией командиров местного происхождения, считавших себя анархистами.

 Большевики не были расположены к тому, чтобы мириться с самостоятельностью Махно и махновцев.

Важные переговоры проходили между Махно и Антоновым-Овсеенко. Прибыв в Гуляй-поле, командующий, к удивлению своему, был встречен почетным караулом. После краткой инспекции, Антонов-Овсеенко провел с комбригом беседу, которая помогла урегулировать возникшие недоразумения.

В ходе разговора Антонов-Овсеенко пришел к выводу, что «сам Махно, главные его боевые работники и его полки проникнуты желанием сломить контрреволюционное казачество и офицерство».

Узнав о гибели своего штаба, Махно  начал партизанскую войну в тылу красных. Он старался держаться подальше от фронтовых тылов, чтобы в то же время не очень мешать обороне против Деникина.

Махно отступил на запад, большевики - на север. В начале сентября произошла  последняя встреча с частями  РККА - с выходящей из окружения  группой Якира. Махновцы отсекли  от нее небольшую часть и предложили ей объединиться. Большинство красноармейцев согласилось, и махновская армия обогатилась коммунистическим полком под командованием Полонского.

В конце сентября положение махновцев  стало критическим. Превосходящие  силы деникинцев прогнали их через всю Украину и вытеснили в пограничные с Польшей районы, где укрепились петлюровцы. Население не поддерживало махновцев - они были чужими в этих местах. Их продвижение сковывал обоз с ранеными. В этих условиях Махно идет на временный союз с Петлюрой, который тоже воевал с деникинцами, Передав союзнику обоз с ранеными (впоследствии Петлюра отдаст их белым, нарушив договоренность с Махно), махновцы развернулись и атаковали преследовавшие их части Добровольческой армии. Внезапный удар, нанесенный махновцами под Перегоновкой, 26-27 сентября, был сокрушающим. Один полк противника был взят в плен, два полностью вырублены. Махновская армия ворвалась в тылы деникинцев и двинулась через всю Украину тремя колоннами в сторону Гуляйпольского района.

Под угрозой оказалась ставка Деникина в Таганроге. Инфраструктура Добровольческой армии была изрядно потрепана, что затормозило деникинское наступление на север, к Москве. С фронта срочно пришлось перебрасывать части Шкуро, чтобы локализовать быстро расширяющуюся зону, контролируемую махновцами.

Оправившись от первого удара, деникинцы  отбили прибрежные города и развернулись на Гуляйполе. Но в этот момент Махно  готовил невероятный по дерзости ход.

После возвращения в родной район  армия махновцев начинает быстро расти за счет добровольной мобилизации.

Белая армия стремительно откатывалась на юг. Махно не без оснований  считал, что крушение белого движения - заслуга его повстанческой армии.

 В район действия махновского  движения входила Красная Армия.  Красные рассматривали махновцев как военного противника. Даже когда махновские командиры вступали в переговоры с РККА о присоединении к ней, это заканчивалось расстрелом. Позднее большевики пересмотрели свою тактику и сумели добиться перехода в РККА некоторых повстанческих отрядов.

Несмотря на разрыв, махновские командиры  продолжали обсуждать возможность  возобновления союза с красными.

Большевики рассчитывали на быстрый  успех, ориентируясь еще и на настроения населения. Оно приветствовало Красную  Армию как антиденикинскую силу. Красные, как и Махно, выступали за советскую власть.

Махновское движение вновь набирало силу. Бывшие повстанцы опять готовы были поддержать Махно.

В июне операции махновской армии  против тылов Южного фронта были успешны. Было разбито несколько полков красных, тыл 13-й армии оказался в критическом положении. Красные были бессильны сделать что-нибудь. Им оставалось только обстреливать махновские митинги из артиллерии. И вдруг Махно уходит из района.

Причиной стало весенне-летнее наступление Врангеля. Махно увидел, что, разгромив тылы красных, он облегчил успех белой армии. Почувствовав силу, белые приступили к репрессиям.

В июле-сентябре Махно предпринял длительный рейд на север - в Изюмский уезд и далее почти до Харькова. В это время врангелевцы заняли Гуляйполе. Махно решил, что единственным способом освобождения его столицы может быть союз с красными против Врангеля.

Махновская армия переходила в  оперативное подчинение советскому командованию с условием, что сохраняет  внутри себя установленный ранее порядок. Махновцы изложили свои предложения по дальнейшему сосуществованию с большевиками. Часть махновцев категорически не поддержала этот союз. Отряды общей численностью 8 тысяч человек (у Махно осталось 13 тысяч человек) не пошли за Махно.

Во второй половине октября махновцы прорвались в тыл Врангеля и взяли свой район под контроль. 29 октября крупные силы красных прорвали фронт белых на Каховском плацдарме и вышли в глубокие тылы Врангеля. Его армия спешно отступила в Крым. В Махновский район, который в это время распространялся на 32 волости, пришел мир.

Как только в районе прекратились военные действия, там была установлена  советская власть махновского типа. Был созван волостной Совет.

Несмотря на заключенное перемирие, наученные горьким опытом лидеры движения относились к коммунистической партии с большой настороженностью и не отказывались от критики в адрес большевиков.

Быстрая победа над Врангелем приблизила новые испытания для Махновского  движения.

В конце июня - начале июля в боях на Суле Фрунзе нанес махновской ударной группе чувствительное поражение. К этому времени добровольно сдались красным почти три тысячи махновцев. Движение таяло на глазах. В июле состоялось последнее открытое заседание штаба махновской армии, в котором участвовало более тысячи бойцов. Махно выступал за то, чтобы отступать в Галицию. Белаш предложил идти в Турцию, чтобы сражаться на стороне кемалистов против Антанты. Армия разделилась окончательно и постепенно рассыпалась на мелкие группы.

Но Махно не собирался сдаваться в плен. С небольшим отрядом в несколько десятков человек он прорвался через всю Украину к румынской границе. Несколько кавалерийских дивизий пытались найти этот отряд, но 28 августа 1921 г. он переправился через Днестр в Бессарабию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Эмиграция.

Оказавшись в Румынии, махновцы были разоружены властями. Нестор с  женой был поселен в Будапеште. В апреле 1922 г. Махно переехал в  Польшу. Советская дипломатия и здесь  добивалась его выдачи как уголовного преступника. При этом Махно не скрывал своих взглядов, агитировал за советскую власть, и польская администрация на всякий случай отправила группу анархистов из России в лагерь для перемещенных лиц. В июле 1922 г. Махно обратился к властям с просьбой разрешить ему эмиграцию в Чехословакию - более демократическую страну. Но в этом батьке было отказано - поляки подозревали его в стремлении поднять восстание в Восточной Галиции в пользу Украинской советской республики.

После откровенных заявлений Махно  о стремлении продолжать вооруженную  борьбу с большевиками польское правительство выслало его из страны в январе 1924 г. К этому времени было уже ясно, что в ближайшее время поднять восстание на территории СССР не удастся. Махно перебрался через Германию в Париж где и прожил остаток дней.

Последние годы Махно не были такими же бурными, как предыдущие, но все же это не было тихое угасание, подобное жизни многих эмигрантов. В Париже Махно оказался в самом центре политических дискуссий.

В 1924 г. Н.Махно, П.Аршинов, В.Волин и  несколько их товарищей создали Группу русских анархистов в Германии. Группа выпускала журнал «Анархический вестник», а затем «Дело труда».

Махно и Аршинов верили, что не за горами новая революция. И к  ее началу анархисты должны быть вооружены  четким планом действий и иметь всемирную организацию, способную действовать в соответствии с ним. Для того, чтобы отобрать в ряды Всеобщего анархического союза действительных единомышленников, Аршинов, Махно и их сторонники составили текст проекта платформы Союза, который вошел в историю как «Платформа», а его сторонники - как «платформисты».

Информация о работе Мемуаристы о Несторе Ивановиче Махно: положительные и отрицательные оценки