Меценатство российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

В России с появлением класса купцов и промышленников коммерческая деятельность получила широкое развитие. Коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца - коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. «Золотой век» меценатства в России…………………………………….5
1.1. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв…………….7
1.2. Благотворительность в современной России………………………….10
2. Попечительство в России………………………………………………… 17
3. Социальное партнерство…………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………....26
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

меценатство российского предпринимательства..doc

— 115.00 Кб (Скачать)

зоны», предприниматель  Дягилев сумел найти финансовую поддержку русских меценатов: М.К. Тенишевой, М.К. Морозова, И.А. Морозова, С.Т. Морозова, С.С. Боткина и др. Под влиянием триумфа Дягилева часть торгово-промышленного класса быстро европеизировалась и стала оказывать финансовую и организаторскую поддержку русскому искусству и его пропаганде в Европе и Америке. [5, стр 127]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.3. Результаты меценатской деятельности в России XIX–XX вв.

        Таким образом, на рубеже XIX–XX вв. отечественная культура и искусство поддерживались и развивались, благодаря деятельности капитализировавшегося дворянства и меценатов - купцов. Но ведущая роль в процессе сближения дворянской и народной культур принадлежала группе известных купеческих династий Москвы. Эти купеческие семьи имели традиции собирательства и меценатства в нескольких поколениях. К ним

относятся семьи  крупных предпринимателей и меценатов  Щукиных, Морозовых, Бахрушиных, Рябушинских и др.

         Русские коллекционеры и меценаты – это сложные, противоречивые личности, люди своего времени. Удалось ли им осуществить культурное сближение верхних и нижних слоев общества, утвердить себя в обществе как представителей новой общественной силы, соединяющей в себе деловой успех и заботу об отечественной культуре? Капитализм в России не стал

демократическим. Несмотря на огромные изменения, происшедшие  в России во второй половине XIX –  начале XX вв., социокультурный раскол в обществе, обозначившийся со времени петровских реформ, не был преодолен, менталитет подавляющей части населения страны оставался по сути своей антибуржуазным, что и определило последующее историческое развитие России.

 

 

 

 

 

 

  Заключение. 
          Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. 
 
           Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства(например, здравоохранения). 
 
           Меценатство в России XIX–XX вв. было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли, и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы. 
 
          Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах. 
 
           Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д. 
 
           В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России «золотой поры»- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран. 
 
          У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное - эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь. 
 
           Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, - не знаю, но все же материальная основа  для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги - это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая. 
 
          Меценатами не рождаются, ими становятся.  И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться, прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Гавлин М.Л. Меценатство в России: научно-аналитический обзор. - М.: Юнион, 1994.

2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1990. – С. 100.

3. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М.

1998. – Глава  VII. Благотворительность и меценатство  в истории России.

Духовный облик  российских предпринимателей во второй половине XIX – начале XX вв. (менталитет российского делового класса).

4. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. – М.: Наука, 1989.

5. Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточ-

нения // Вопросы  экономики. – 1993. – №8.

6. Зарубина Н. Российское предпринимательство: идеи и люди //

Вопросы экономики. – 1995. – №7. – С. 88. Духовный облик российских предпринимателей во второй половине XIX – начале XX вв. (менталитет российского делового класса).

 


Информация о работе Меценатство российского предпринимательства