Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:36, реферат
В России с появлением класса купцов и промышленников коммерческая деятельность получила широкое развитие. Коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца - коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.
Введение……………………………………………………………………..3
1. «Золотой век» меценатства в России…………………………………….5
1.1. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв…………….7
1.2. Благотворительность в современной России………………………….10
2. Попечительство в России………………………………………………… 17
3. Социальное партнерство…………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………....26
Список литературы……………………………………………………………32
зоны», предприниматель Дягилев сумел найти финансовую поддержку русских меценатов: М.К. Тенишевой, М.К. Морозова, И.А. Морозова, С.Т. Морозова, С.С. Боткина и др. Под влиянием триумфа Дягилева часть торгово-промышленного класса быстро европеизировалась и стала оказывать финансовую и организаторскую поддержку русскому искусству и его пропаганде в Европе и Америке. [5, стр 127]
2.3. Результаты меценатской деятельности в России XIX–XX вв.
Таким образом, на рубеже XIX–XX вв. отечественная культура и искусство поддерживались и развивались, благодаря деятельности капитализировавшегося дворянства и меценатов - купцов. Но ведущая роль в процессе сближения дворянской и народной культур принадлежала группе известных купеческих династий Москвы. Эти купеческие семьи имели традиции собирательства и меценатства в нескольких поколениях. К ним
относятся семьи крупных предпринимателей и меценатов Щукиных, Морозовых, Бахрушиных, Рябушинских и др.
Русские коллекционеры и меценаты – это сложные, противоречивые личности, люди своего времени. Удалось ли им осуществить культурное сближение верхних и нижних слоев общества, утвердить себя в обществе как представителей новой общественной силы, соединяющей в себе деловой успех и заботу об отечественной культуре? Капитализм в России не стал
демократическим. Несмотря на огромные изменения, происшедшие в России во второй половине XIX – начале XX вв., социокультурный раскол в обществе, обозначившийся со времени петровских реформ, не был преодолен, менталитет подавляющей части населения страны оставался по сути своей антибуржуазным, что и определило последующее историческое развитие России.
Заключение.
Все вышеуказанное
доказывает, что меценатство не было эпизодом,
деятельность немногих образованных капиталистов,
оно охватывало самые разные среды и было
велико по сути, масштабам сделанного.
Отечественная буржуазия действительно
оказывала заметное влияние на культуру
России, ее духовную жизнь.
Характеризуя
«золотой век» меценатства в России, надо
отметить то обстоятельство, что пожертвования
меценатов, в частности московских, нередко
были основным источником развития целых
отраслей городского хозяйства(например,
здравоохранения).
Меценатство
в России XIX–XX вв. было существенной, заметной
стороной духовной жизни общества; оно
в большинстве случаев было связано с
теми отраслями общественного хозяйства,
которые не приносили прибыли, и не имели
поэтому никакого отношения к коммерции;
само число меценатов в России на рубеже
двух веков, наследование добрых дел представителями
одной семьи, легко просматриваемый альтруизм
благотворителей, удивительно высокая
степень личного, непосредственного участия
отечественных меценатов в преобразовании
той или иной сферы бытия - все это в совокупности
позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых,
среди черт, определяющих своеобразие
отечественной буржуазии, одной из главных
и почти типичных была благотворительность
в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых,
личностные качества известных нам меценатов
«золотого века», спектр их ведущих интересов
и духовных потребностей, общий уровень
образованности и воспитанности, дают
основание утверждать, что перед нами
подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость
к интеллектуальным ценностям, интерес
к истории, эстетическое чутье, способность
восхищаться красотой природы, понять
характер и индивидуальность другого
человека, войти в его положение, а поняв
другого человека, помочь ему, обладание
навыками воспитанного человека и т.д.
В-третьих, обозревая масштабы сделанного
меценатами и коллекционерами в России
на рубеже веков, прослеживая сам механизм
этой удивительной благотворительности,
учитывая их реальное воздействие на все
сферы бытия, приходим к одному принципиальному
выводу- отечественные меценаты в России
«золотой поры»- качественно новое образование,
оно просто не имеет аналога в истории
цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов и коллекционеров был
глаз, и это, наверное, самое главное - эти
люди имели собственное мнение и смелость
отстаивать его. Только человек, который
имеет собственное мнение, достоин называться
меценатом, иначе это спонсор, который
дает деньги и верит, что другие их правильно
используют. Так что право быть меценатом
надо заслужить, деньгами его не купишь.
Всякий ли миллионер может быть покровителем
искусства? Сегодня в России вновь появились
богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы
создавать картинные галереи, - не знаю,
но все же материальная основа для возрождения
широкой благотворительности, на мой взгляд,
есть. Дающий деньги - это еще не меценат.
Но лучшие из современных предпринимателей
понимают, что благотворительность - обязательная
спутница солидного бизнеса. Они начинают
создавать галереи, полагаясь на своих
консультантов. К сожалению, у нас сейчас
в стране нет культурной среды для развития
меценатства, такой, какой была среда старообрядческая.
Меценатами не рождаются, ими становятся.
И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры
должны стремиться, прежде всего потратить
силы и средства на то, чтобы восстановить
созданное их предшественниками сто лет
назад.
Список использованной литературы:
2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1990. – С. 100.
3. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М.
1998. – Глава
VII. Благотворительность и
Духовный облик российских предпринимателей во второй половине XIX – начале XX вв. (менталитет российского делового класса).
4. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. – М.: Наука, 1989.
5. Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточ-
нения // Вопросы экономики. – 1993. – №8.
6. Зарубина Н. Российское предпринимательство: идеи и люди //
Вопросы экономики. – 1995. – №7. – С. 88. Духовный облик российских предпринимателей во второй половине XIX – начале XX вв. (менталитет российского делового класса).
Информация о работе Меценатство российского предпринимательства