Меценатство российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

В России с появлением класса купцов и промышленников коммерческая деятельность получила широкое развитие. Коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца - коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. «Золотой век» меценатства в России…………………………………….5
1.1. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв…………….7
1.2. Благотворительность в современной России………………………….10
2. Попечительство в России………………………………………………… 17
3. Социальное партнерство…………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………....26
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

меценатство российского предпринимательства..doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Введение

На Руси благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.

Россия в  начале XX века относилась к числу  самых динамично развивающихся  стран мира, и в этом прямая заслуга  предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.

В России с появлением класса купцов и промышленников коммерческая деятельность получила широкое развитие. Коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца - коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.

Репутация купца  в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства, известный широким меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории.

Они принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера Саввы Ивановича Мамонтова, Московский художественный театр и многие другие объекты благотворительной деятельности меценатов. Московский предприниматель Павел Григорьевич Шелапутин пожертвовал полмиллиона рублей на устройство учительской семинарии. Федор Павлович Рябушинский на финансирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу "российской буржуазии" в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры.

С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. "Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты".

 

1. Благотворительность и меценатство в истории Российского государства

Что представляли собой российские предприниматели во второй половине XIX – начале XX вв.? Каковы были главные составляющие всего делового слоя в целом и его элиты? Слой отечественных предпринимателей включал, в первую очередь, представителей купечества и потомственногопочетного гражданства. Они, как правило, принадлежали к старым предпринимательским династиям, приобщались к деловой жизни в семье, являлись наследниками семейных капиталов и продолжателями занятий отцов и дедов. Понятие «купец», появившееся в российском законодательстве в XVIII в., первоначально означало предпринимателя-торговца. По мере развития капитализма купечество стало объединять представителей всех видов предпринимательства. С принятием в 1898 г. закона о Государственном промысловом налоге приобретение промыслового свидетельства для занятий предпринимательством перестало связываться со вступлением в купечество. Следствием этого стало то, что в конце XIX – начале XX вв. многие крупнейшие предприниматели покинули купечество, а количество купцов в общем составе населения страны значительно сократилось.

 Союз предпринимательства  и благотворительности убедительно  прослеживается на примере многих  известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование. И особенно на профессиональное. 
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых - причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.[1,стр 152]

История российского предпринимательства  чрезвычайно интересна и даже поучительна и, тем не менее, мало изучена. В советские времена этому препятствовали идеологические мотивы, но оказывается, что и в дореволюционное время публикации на эту тему были редки. Об этом говорят букинисты. Россия - страна духовная, и в этом, видимо, одна из главных особенностей национального менталитета.

Со времен Древней Руси до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви, хотя были известны и отдельные проявления благодеяний например, 25-летняя благотворительная  деятельность Федора Михайловича Ртищева, сподвижника царя Алексея Михайловича, строившего монастыри, храмы, училища, приюты и раздававшего милостыни. В начале ХVIII в. Государство сосредотачивает в своих руках всю благотворительную деятельность. Петром I был разработан подробный план государственной помощи неимущим, но он не был осуществлен из-за преждевременной смерти императора. При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. В пореформенный период благотворительность стала приобретать характер частных и общественных пожертвований. С конца XIX в. главную роль в этом деле начинают играть семьи купцов, фабрикантов, банкиров.

         Значительная часть российских меценатов в начале XX в. принадлежала к учрежденному в 1832 г. высшему городскому сословию – почетным гражданам (звание потомственного почетного гражданина распространялось на получателя и членов его семьи). Первоначально это сословное состояние могли получить только купцы. Семьи известных российских предпринимателей, таких как Прохоровы, Гучковы, Морозовы, Рябушинские, перешли в число потомственных почетных граждан и получили титул «ваше благородие» еще в 30–70-е годы XIX в. С течением времени возможность войти в данный сословный разряд получили и другие категории населения. Удельный вес собственно предпринимателей в составе высшего потомственного гражданства не превышал 50–60%. Деловой мир России включал также и представителей дворянства, часть которого, руководствуясь экономической необходимостью, эволюционировала и на рубеже XIX–XX вв. вошла в число лидеров монополистической буржуазии. В то же время именитых верхов дворянства в деловой элите России было очень мало.

         В конце XIX – начале XX вв. в российском бизнесе появились новые предприниматели. Они не имели делового опыта, личных капиталов, не основывались на семейных предпринимательских традициях. Но эпоха утверждения в экономике акционерных структур позволяла людям, обладающим деловой хваткой, стать буржуазией новейшего времени.

          Среди них было немало тех, кто ранее состоял на казенной службе и занимал значительные посты в государственном управлении. Выйдя в отставку или превратившись в чиновников «сверх штата», эта категория занимала доходные места в правлениях крупнейших компаний и коммерческих банков. В годы предвоенного финансово-промышленного подъема участие высшей бюрократии в делах крупнейших компаний было массовым. Это означало, что важнейшим источником пополнения деловой элиты России стал дворянско-бюрократический слой.

         Таким образом, во второй половине XIX – начале XX вв. российские предприниматели претерпели количественные и качественные изменения. Для домонополистического периода была характерна сословно-психологическая однородность класса буржуазии. В монополистическую эпоху, начиная с середины 90-х годов XIX в., в деловом мире наряду с традиционными предпринимателями-купцами утвердились новые дельцы, произошло интегрирование представителей дворянства в класс буржуазии. Причем, по мнению отечественных исследователей, российская буржуазия в период монополистического капитализма складывалась из тех же социальных источников и теми же путями, что и в странах Запада. [1,стр 154-155]

Стержнем национального  менталитета являлись православные ценности. Приоритет духовно-нравственного  начала укоренился в сознании не только купцов, православных по воспитанию и традициям и тесно связанных с крестьянством и городскими низами, но и в сознании многих поколений русских людей независимо от их отношения к религии.

На Западе двигателем предпринимательства было обращение (в результате Реформации) к земным ценностям, критерием спасения являлась успешная профессиональная деятельность. Российские предприниматели признавали греховность богатства, а коммерческий успех не закрывал вопрос

о его моральной  цене. В российском менталитете отсутствовал культ богатства. [1,стр 158]

По свидетельству  П.А. Бурышкина (известного дореволюционного промышленника), отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, нежели на Западе: «На свою деятельность смотрели не только или не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета.  Это выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга». [2, стр 100]

 

 

 

 

2.  Причины, особенности, эволюция и основные достижения российского меценатства.

История российского  предпринимательства, оценка личности и деятельности предпринимателя не будут полными без знания его роли в развитии русской национальной культуры. В дореволюционной литературе, а также   литературе советского и постсоветского периодов  оценки «культурного вклада» торгово-промышленного класса разнятся. Под «культурным вкладом» подразумеваются деятельность в области социальной защиты и просвещения народа, благотворительность и меценатство. Одни авторы считали и считают, что русская буржуазия слабо участвовала в создании духовных богатств, лишь ее «сливки» усвоили в начале XX в. «внешнюю заграничную культуру», благотворительность носила религиозный, а меценатство подражательный характер. Эту точку зрения дополняет русская литература (А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Добролюбов, Г.И. Успенский, А.М. Горький и др.).

Другие авторы высоко оценивают просветительскую деятельность представителей купечества, их покровительство науке и искусству. Они, в частности, считают, что благотворительность в России является исторической традицией и типичной классовой чертой российского капиталиста-купца, а рубеж XIX–XX вв. является «золотым веком» российского меценатства.

 

 

 

 

 

 

 

2.1         «Золотой век российского меценатства»

          В целом, в отечественной литературе более подробно описаны благотворительность и меценатство российского купечества, нежели проблема социальной ответственности российского торгово-промышленного класса и суть его деятельности в деле народного просвещения. Благотворительность имеет в России глубокие исторические корни. В исследовании Е.П. Хорьковой отмечается, что Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, передаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться. Как и в Европе, в России дело призрения бедных находилось в руках церкви. Богадельни, бесплатные больницы существовали при монастырях. Фактически до конца    XVII в. благотворительность осуществлялась через церковь, куда передавались пожертвования доброхотов. В то же время благотворительность создала ремесло нищенства и сама нередко превращалась в формальное исполнение церковных приличий.

         В XVII–XVIII вв. власть боролась административными мерами против праздного нищенства и в то же время разрешала устройство богаделен. Со времени Елизаветы Петровны и Екатерины II частная благотворительность начала развиваться в высших слоях общества [3, гл. VII.] .

Вплоть до Великих  реформ 60–70-х гг. XIX в. Российские купцы и промышленники главным образом строили церкви и больницы. В пореформенный период благотворительность и меценатство, связанные с деятельностью известных купеческих семей, становятся существенной стороной духовной жизни общества, а на рубеже XIX–XX вв. достигают подлинного расцвета.

Каковы были причины благотворительности и  меценатства российских предпринимателей? Главной побудительной причиной этой деятельности был рост национального самосознания, проявившийся в потребности укрепления национального духа и самобытных начал русской жизни. Осуществление национального культурного строительства было естественным делом для русских купцов, имеющих народные корни, знающих нужды и обычаи своего народа. Важной причиной благотворительности и меценатства было стремление предпринимателей сгладить неправедность, греховность богатства, жить в согласии со своей совестью и христианским долгом помощи ближнему.

Информация о работе Меценатство российского предпринимательства