Марксизм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Прошло более десяти лет с начала так называемой "Перестройки", подлинными целями которой являлись уничтожение социализма в СССР и реставрация частной собственности и капитализма, и более семи лет прошло с момента так называемого "Августовского путча", спектакля, сыгравшего в нашей стране роль известного "Поджога рейхстага". "Перестройка" подготовила контрреволюционный государственный переворот, совершенный во время "путча", и к власти пришла новоявленная буржуазия, установившая в стране буржуазную диктатуру. В результате же расстрела Верховного Совета 3-4 октября 1993 г. власть отечественной буржуазии была заменена диктатурой компрадорской буржуазии, целью которой является полное разорение страны и подчинение ее диктату Запада. За это время произошло следующее:
- вопреки воле народа, выраженной на референдуме 17 марта 1991 года, ликвидирован СССР и образовано "Содружество независимых государств";
- во всех бывших республиках СССР к власти пришли буржуазные, большей частью компрадорские правители;
- в ряде регионов развернулась вооруженная борьба за передел границ, которая ведется бандформированиями из наемников и уголовников;
- резко упал жизненный уровень трудящихся во всех "независимых" государствах, это связано с невиданной инфляцией, с разрывом производственных связей и падением производства, с вывозом сырья и многих дорогостоящих изделий за рубеж по бросовым ценам, с присвоением ловкими людьми государственного имущества, а также с общей политикой деиндустриализации страны;
- на внутреннем рынке расцвела спекуляция, в стране небывало возросла преступность, подскочила смертность, резко упала мораль, но зато расцвели различные религиозные секты;
- почти полностью растрачен золотой запас, и Россия, правопреемница СССР, оказалась опутанной колоссальным внешним долгом, превышающим 120 миллиардов долларов.

Содержание

Введение 3
1.Возникновение русского марксизма. 5
1.1.На смену народничества приходит марксизм. 5
1.2.Экономизм. 6
1.3. Ленин. Диктатура пролетариата. 7
2.Особенности русского марксизма. 9
2.1. Идеи русского марксизма. 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Марксизм в России.docx

— 45.16 Кб (Скачать)

    § 2. Экономизм. 

    В 90-х гг. внутри марксистской социал-демократии в России возникло течение, названное  «экономизмом». Ёдинственным рычагом  рабочего движения это течение признавало экономические интересы пролетариата. Только постепенно эти интересы могут  перерасти в политические требования. 

    Не  отказываясь принципиально от требовали  демократизации всего государственного строя в целом, «экономисты» отодвигали из поля своего зрения борьбу за нее  и склонны были думать, что «постепенная демократизация режима будет совершаться  более или менее автоматически  в результате приспособления самодержавной  властью наличных учреждений и норм к расширяющим свои публичные  права новым классам - промышленной буржуазии и пролетариату». 

    Идеология «экономистов» опиралась на синдикализм, полагая, что рабочие массы, глухие к политическим лозунгам, более чутко  реагируют на собственные профессиональные интересы. Момент политического переворота полностью исключался, ставка делалась на эволюцию существующих политических и государственных форм. 

    Идеология «экономизма» опиралась на ревизионистское  течение в западном марксизме, возникшее  в связи с выступлениями Э. Бернштейна, Против

    «экономистов» в среде социал-демократов выступили  как умеренные

    (Плеханов), так и радикалы (Ленин). 

    Рабочее движение постепенно начинает подпадать  под воздействие социал-демократической  идеологии. В начале XX в. заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившееся вокруг ленинской газеты «Искра».

    «Искровцы»  главные усилия направляй на борьбу с «экономизмом» и на создание

    «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, организующих борьбу рабочих масс. Результатом такой  политики стала тенденция к крайнему централизму и господству партийной  идеологии внутри социал-демократического движения. На основе различных взглядов на организацию и формы деятельности партии в 1903 г. в рядах социал-демократии происходит новый раскол на «большевиков» и «меньшевиков», на радикалов и умеренных. 

    § 3. Ленин. Диктатура пролетариата. 

    Радикальное крыло социал-демократии, возглавляемое  В. И. Лениным, в качестве главного постулата  своей идеологии приняло идею «диктатуры пролетариата». По Ленину, задача пролетарской революции отрицательная  и заключается в насильственном уничтожении буржуазного государства  и буржуазного общества. Он писал:

    «Мелкобуржуазные  демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мотаниями  о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде свержения  господства эксплуататорского класса, а в виде мирного подчинения меньшинства  понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового  государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов». Выступая против эсеро-народников, считавших, что порядок есть примирение классов, а не угнетение одного класса другим,

    Ленин возражал: «Что государство есть орган  господства определенного класса, который  не может быть примирен со своим  антиподом (с противоположным ему  классом), этого мелкобуржуазная  демократия никогда не в состоянии  понять». Государство не есть просто инструмент управления, это орган  господства. Задача пролетарской революции  состоит в уничтожении отчужденного от общества государства, всего его  аппарата. 

    В теории большевизма государство  понималось как особая организация  силы, организация насилия для  подавления одного класса другим. После  пролетарской революции объектом подавления должна стать буржуазия:

    «Трудящимся нужно государство лишь для подавления сопротивления эксплуататоров, а  руководить этим подавлением, провести его в жизнь, в состоянии только пролетариат». Государство поддерживает политическое господство того класса, который является главенствующим в  экономике

    («базисе»). История показывает, что государство  как особый аппарат принуждения  возникает тогда, когда общество  распадается на классы, когда  один класс начинает присваивать  себе результаты труда других  классов.

    Наличие государства исключает наличие  свободы. Ленин утверждал: буржуазия, называя свое государство свободным, лжет. До тех пор пока есть частная  собственность, буржуазное государство, будь оно демократической республикой  или монархией, всегда является машиной  для подавления рабочих. 

    Конечной  целью большевики ставили уничтожение  государства как организованного  насилия над людьми. По мере перерастания социализма в коммунизм будет  исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими. Люди привыкнут к соблюдению элементарных правил поведения без применения насилия и подчинения. Коммунизм  сделает государство ненужным. 

    В переходный же период единственно возможной  формой государства становится "диктатура  пролетариата". Это — идея революционного отрицания всех досоциалистических государственных структур. Преемственность  государственных форм тем самым  отрицается: провозглашается отказ  от старой политической и правовой культуры, парламентаризма и разделения властей. Мотивируется такое тотальное  отрицание тем, что при всем разнообразии государственных форм все буржуазные государства по сути являются диктатурой буржуазии, «наемное рабство есть удел народа и в самой демократической буржуазной республике». Более того, в демократической системе «власть капитала «наиболее надежно защищена и гарантирована этой

    «политической оболочкой капитализма». Демократия эксплуататорского общества — демократия для меньшинства. Всеобщее избирательное  право, институты разделения властей  и конституционного контроля - только идеологические ширмы, не выявляющие воли большинства народа, но отвлекающие  его от революционной борьбы. 

    Парламентаризму (после 1905 г.) большевики стали противопоставлять  власть советов, в системе которой  не было разделения властей. Буржуазной же государственности был присущ также централизм власти, унаследованный буржуазией от абсолютизма. 

    Разрушительная  сила пролетарской революции должна быть направлена, прежде всего, против институтов этой централизованной государственности - чиновничества и постоянной армии (в первые месяцы после Октябре 1917 г. их попытаются заменить рабочем и  местным самоуправлением и рабочим  ополчением). 

    Новое государство «диктатуры пролетариата»  есть, по Ленину,

    «централизованная организация силы, организация насилия  и для подавления сопротивления  эксплуататоров и для руководства  громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариатом  в деле

    «налаживания» социалистического хозяйства». 

    Ленинская интерпретация марксизма не ограничивалась учением о борьбе классов. Необходимо «распространить признание борьбы классов до признания диктатуры  пролетариата». Последняя является переходной формой государства, имеющей  задачей создать коммунистическое общество и по сути становящейся уже  «не государством в собственном  смысле слова». 

    Государство же в собственном смысле слова  существует при капитализме.

    Диктатура пролетариата — система власти, не ограниченная формальным законом, она  опирается на силу победившего класса - пролетариата.

    «Становой хребет» диктатуры пролетариата составляет его партия, складывается новая иерархия власти. «Что диктатура  отдельных лиц очень часто  была в истории революционных  движений выразителем, носителем, проводником  диктатуры революционных классов, об этом говорит непререкаемый опыт истории... Поэтому нет решительно никакого противоречия между советским (т. е. социалистическим) демократизмом  и применением диктаторской власти отдельных лиц». Такая трактовка  определенно базировалась на народническом  ткачевском активизме и готовила почву для грядущего «культа  личности». 

    Мотивация необходимости единоличной диктаторской власти сводилась к следующему: как  всякая крупная машинная индустрия  требует безусловного и строжайшего  единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч людей, так  и революционные социалистические преобразования требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей. «Вся наша задача... встать во главе  истомленной и устало ищущей выхода массы, повести ее по верному пути, по пути трудовой дисциплины... Несомненно, что очень распространенным является мнение... будто единоличная диктаторская власть несовместима ни с демократизмом, ни с советским типом государства, ни с коллегиальностью управления. Нет ничего ошибочнее этого мнения». Нет иного пути к освобождению масс, кроме пути подавления эксплуататоров (в 1917 г. эта задача будет возложена  на ВЧК). 

    Диктатуру осуществляет не весь народ, а только «революционный народ».

    Волю  одного класса «иногда осуществляет диктатор, который иногда один более  сделает и часто более необходим». В области государственного устройства эта идея вылилась в предпочтении «централизованной пролетарской государственности» перед федеративной. 

    На  исторических примерах Франции и  Швейцарии Ленин стремился доказать, что «свободы больше давала централистическая  республика, чем федералистическая. Или иначе: наибольшая местная, областная  и пр. свобода, известная в истории, дана была централистической, а не федеративной республикой». Федеративную форму большевики рассматривали как переход от монархии к централистической республике или как мелкобуржуазную, поэтому  и анархистскую идеализацию. Реальной причиной создания федерации в

    России  стал национальный вопрос, но не идеология  большевизма. 

    Диктатура пролетариата претендует стать мировой  системой через посредство мировой  революции. Идея мировой революции (как и «перманентной»; постоянно  повторяющейся революции) стала  главной в идеологии течения, сформировавшегося внутри социал-демократической  партии вокруг фигуры

    Л.Д. Троцкого. 

    Глава 2. Особенности русского марксизма. 

    § 1. Идеи русского марксизма. 

    Строго  говоря, смерть М, в 1883 г. положила конец  его систематическому изучению России, в то время как именно с этого  момента начинается здесь наиболее интенсивное распространение его  идей. В качестве душеприказчика Марксова наследия выступает ф. Энгельс, пытавшийся конкретизировать условия, при которых  сельская община в России могла бы стать опорным пунктом в движении страны к социализму, минуя мучительную  капиталистическую стадию. Первым необходимым  условием он считал "толчок извне" — антикапиталистическую революцию  в Западной Европе. Расценивая в 90- е  гг. подобную ситуацию как "маловероятную", он пришел к выводу, что крестьянская община обречена на гибель, превращается в мечту о невозвратном прошлом. К такому же выводу приходят первые российские марксисты, объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу "Освобождение труда" (Плеханов,

    В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой группы Плеханов еще в 1882 г. перевел "Манифест Коммунистической партии", начав его распространение  в России. В последующие годы члены  группы развернули активную издательскую деятельность, опубликовав на рус. языке  с

    1883 по 1900 1. около 30 работ основоположников  марксизма, в том число

    "Развитие  социализма от утопии к науке"  Энгельса (1884), "Нищету философии"  М. (1886), "Людвиг Фейербах и конец  классической немецкой философии"  Энгельса вместе с "Тезисами  о Фейербахе" М. (1892). Плеханов  стал также первым российским  теоретиком-марксистом. Его направленные  против народников работы "Социализм  и политическая борьба" (1883) и  "Наши разногласия" (1885) — первые  произведения русской марксистской  литературы.

    Усилению  влияния марксизма в России в  кон. XIX в. способствовали вес более  заметное развитие капитализма в  стране, разочарование в идеях  и тактике народничества, а также  успехи рабочего и социал- демократического движения на Западе. Обращение к  идеям Маркса означало:

Информация о работе Марксизм в России