Марксизм о рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Важным этапом в развитии экономической мысли явилось возникновение в 40-х гг. XIX ст. марксистского экономического учения. Его основатели - К.Маркс и Ф.Энгельс создали экономическую теорию, которая знаменовала собой революционней переворот в политической экономии. Сущность этого переворота, положившего начало новому этапу в развитии этой науки – этапу революционной смены парадигм в экономической теории, состояла в создании нового направления политической экономии, которое выражало интересы рабочего класса. Марксистская трактовка о рынке труда совершила переворот в капиталистической экономике. Возникновение марксизма было подготовлено всем предшествующим развитием капиталистического общества и общественной мысли, имело решающие социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки.

Содержание

Введение
История возникновения марксистского учения.
Трактовка и основные положения теории марксизма о рынке труда.
Выводы из трудовой теории марксизма.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Марксизм о рынке труда.docx

— 51.37 Кб (Скачать)

Маркс убедительно обосновал необходимость  смены закона общественного разделения труда законом перемены общественного  труда. Он разъяснял, что сама крупная  промышленность ставит задачу ликвидировать  безработицу, заменить резервного рабочего (безработного) всесторонне развитой личностью для исполнения (в условиях действия закона перемены общественного  труда) различных общественных функций  в интересах всех. «Но если перемена труда, - писал Маркс, - теперь прокладывает себе путь только как непреодолимый естественный закон и со слепой разрушительной силой естественного закона, который повсюду наталкивается на препятствие, то, с другой стороны, сама крупная промышленность своими катастрофами делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих, всеобщим законом общественного производства, к нормальному осуществлению которого должны быть приспособлены отношения. Она, как вопрос жизни и смерти ставит задачу: чудовищность несчастного резервного рабочего населения, которое держится про запас для изменяющихся потребностей капитала в эксплуатации, заменить абсолютной пригодностью человека для изменяющихся потребностей в труде; частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности»1.  Касаясь преодоления общественного разделения труда и воспитания всесторонне развитой личности, Маркс разъяснял: «Очевидно, что составление комбинированного рабочего персонала из лиц обоего пола и различного возраста, будучи в своей стихийной, грубой капиталистической форме, когда рабочий существует для процесса производства, а не процесс производства для рабочего, зачумленным источником гибели и рабства, – при соответствующих условиях неизбежно должно превратиться, наоборот, в источник гуманного развития». Маркс пишет далее, что «зародыши воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с преподаванием и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей»2. Он критиковал составителей Готской программы за выдвинутое ими требование полного запрещения детского труда не зависимо от возраста. Он указывал: «Полное запрещение детского труда несовместимо с существованием крупной промышленности и поэтому является пустым благочестивым пожеланием. Проведение этой меры,- если бы оно было возможно,- было бы реакционно, так как при строгом регулировании рабочего времени сообразно с различным возрастом и при прочих предупредительных мерах для защиты детей раннее соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества».

         Марксистское учение исходит из того, что преодоление разделения труда должно начинаться с планомерного устранения противоположности между городом и деревней. Объединение в единый механизм промышленного и сельскохозяйственного производства путем создания агропромышленных комплексов с автоматизацией производственных процессов и строительством небольших современных городов с соответствующей инфраструктурой устраняет разделение городского и деревенского труда, различия в жизни городского и сельского населения. И вообще тогда производство приближается к местам добычи сырья и топлива, что уменьшает необходимость их перевозки. Равномерное рассредоточение промышленности и населения по небольшим городам с объединенным аграрным и промышленным производством разрешает противоречия между городом и деревней, устраняет неравенство в условиях быта, решает проблемы защиты окружающей среды и гигиены.

Маркс и Энгельс считали, что «концентрация в городах является основным условием капиталистического производства».Согласно марксистским исследованиям, «уничтожение противоположности между городом и деревней не только возможно, - оно стало прямой необходимостью для самого промышленного производства, как и для производства сельскохозяйственного, и, сверх того, оно необходимо в интересах общественной гигиены. Только путем слияния города и деревни можно устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы…

Капиталистическая промышленность уже  стала относительно независимой от узких  рамок местного производства необходимых ей сырых  материалов…

Следовательно, уничтожение разрыва  между городом  и деревней не представляет собой утопию также  и со стороны, с  которой условием его является возможно более равномерное  распределение крупной  промышленности по всей стране…»Согласно классической марксистской теории коммунизма преодоление действия закона общественного разделения труда при условии развившихся производительных сил начинается с устранения различий в городском и деревенском труде. Одновременно устраняются различия в умственном и физическом труде. Происходит их чередование. Постепенно закон общественного разделения труда сменяется коммунистическим законом перемены общественного труда. От общественного разделения труда, опосредствованного товарно-денежными отношениями, следует отличать специализацию.

       Специализация - это разделение видов полезного труда в зависимости от предмета. Не будучи, опосредствованной товарным производством и обменом, т.е. отношениями частной собственности, специализация теряет содержание общественного разделения труда. Специализация непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие видов труда соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с развитием человека.

        В классовых обществах с товарно-денежными отношениями под воздействием закона разделения труда узкая специализация приобретает уродливые формы пожизненно оплачиваемых профессий, с помощью которых человек вынужден добывать средства к существованию. Если в таких обществах человек из эксплуатируемых классов, как узкий специалист включается в экономические отношения как рабочая сила, то в бесклассовом коммунистическом обществе каждый человек с широкой специализацией будет включаться в общественные отношения как личность. При коммунизме на смену узкой специализации индивида должна придти специализация широкая. В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена К. Маркс предложил свою трактовку таких понятий, как товар и его стоимость, труд. Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Любой товар имеет две стороны: потребительную ценность и меновую ценность.  Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия. Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Величина данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Как потребительные ценности товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они - продукты труда. В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность

или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. Маркс говорит о двойственном характер труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это всегда определенный конкретный труд, и в этом качестве он создает конкретную потребительную ценность. Но всякий труд, независимо от его конкретного вида, есть затрата человеческой энергии, мускулов, нервов, и это делает продукты труда сравнительными. Труд, рассматриваемый в таком плане, Маркс называет абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость товара, проявляющуюся в меновой ценности (или меновой стоимости), т. е. пропорции, в которой товар обменивается на другой товар.

        Почему цена товара больше, чем издержки на заработную плату рабочего, производящего этот товар, ведь ценность этого товара создается исключительно его трудом? Этот вопрос, на который не дал ответа Д,Рикардо, был разрешен К. Марксом посредством теории прибавочной ценности, которая является, наряду с учением о двойственном характере труда, оригинальным вкладом "основоположника научного социализма" в основную область исследования (проблема цены и ценности) классической политической экономии. Разницу между ценой товара и его (удельными) издержками присваивает капиталист, непосредственно организующий его производство через найм рабочей силы. Эта разница как раз и была названа К. Марксом прибавочной ценностью. Маркс полагал, что рабочее время делится на необходимое и прибавочное. В течение необходимого рабочего времени работник окупает "ценность рабочей силы", т.е. объем благ (в ценностном выражении), необходимых для обеспечения его нормальной трудовой деятельности. В течение прибавочного рабочего времени работник "работает на капиталиста". Капиталист пытается увеличить прибавочную ценность за счет увеличения абсолютной прибавочной ценности (т.е. путем абсолютного удлинения рабочего дня) и за счет увеличения относительной прибавочной ценности (т.е. путем увеличения производительности труда, которое позволяет произвести эквивалент "ценности рабочей силы" в течение меньшего промежутка времени). При этом повышается норма прибавочной ценности - ее отношение к затратам капиталиста на использование труда. Реализация товара позволяет капиталисту трансформировать произведенную и накопленную прибавочную ценность в прибыль. Прибыль и прибавочная ценность - разные категории в теории К. Маркса! Прибыль (как и цена товара по отношению к его ценности) является "превращенной формой" прибавочной ценности. Аналогичным образом, цена рабочей силы или денежная заработная плата - не что иное, как "превращенная форма" ценности этой рабочей силы. В течение рабочего дня рабочий должен прежде всего произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс именует необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда (или, что то же самое, прибавочного и необходимого рабочего

времени) характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами или норму

прибавочной стоимости:

Отсюда  легко получить массу производимой прибавочной стоимости. Масса

производимой  прибавочной стоимости равна  прибавочной стоимости, доставляемой рабочим днем отдельного рабочего, помноженной на число применяемых  рабочих. Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации: прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня и изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного или даже сокращенного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости. Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм.

Удлинение рабочего дня за те границы, в которых  рабочий был бы в состоянии

произвести  только эквивалент стоимости своей  рабочей силы, и присвоение этого  прибавочного труда капиталистом –  вот в чем состоит производство абсолютной прибавочной стоимости. Она образует всеобщую основу капиталистической  системы и исходный пункт производства относительной прибавочной стоимости (рабочий день уже с самого начала разделена на 2 части: необходимый  и прибавочный труд). С увеличением  прибавочного труда сокращается  необходимый труд. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто без  понижения жизненного уровня работников при удешевлении средств существования  рабочих за счет роста производительности труда.

Маркс вводит деление капитала на постоянный (представленный в виде средств

производства) и переменный (вложенный в рабочую  силу). Та часть капитала,

которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою

стоимость. Она воспроизводит свой собственный  эквивалент и сверх того

избыток, прибавочную стоимость, которая, в  свою очередь, может изменяться,

быть  больше или меньше. Из постоянной величины эта часть капитала непрерывно

превращается  в переменную (переменный капитал). Та часть капитала, которая

превращается  в средства производства, т.е. в сырой  материал, вспомогательные

материалы и средства труда в процессе производства не изменяет величины своей

стоимости (постоянная часть капитала).

     Выражение стоимости продукта в относительных долях продукта

Информация о работе Марксизм о рынке труда