Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 01:17, реферат
После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.
Параллельно со вступлением
СССР в Лигу Наций происходит так
называемая «полоса дипломатического
признания» Советского Союза. В этот
период СССР устанавливает дипломатические
отношения с рядом государств.
16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные
дипломатические отношения с
США, в 1934 году – с Венгрией, Румынией,
Чехословакией, Болгарией и другими
странами.
Это явилось непосредственным
результатом как общей
Несмотря на то, что
было получено согласие некоторых стран-участниц
на заключение Восточного регионального
пакта, в результате открытого противодействия
Германии, возражений Польши и маневров
Англии, продолжавшей политику германских
устремлений на Восток, эту идею
в 1933-1935 гг. реализовать не удалось.
Тем временем, убедившись
в нежелании ряда западных стран
пойти на заключение Восточного пакта,
Советский Союз в дополнение к
идее многостороннего регионального
соглашения предпринял попытку подписать
с рядом государств двусторонние
соглашения о взаимопомощи. Значение
этих договоров в плане борьбы
против угрозы войны в Европе было
велико.
В 1933 году параллельно
с переговорами о Восточном пакте
и о вопросе вступления СССР в
Лигу Наций начались переговоры о
заключении франко-советского договора
о взаимопомощи. В сообщении ТАСС
о беседах советских
В отличие от Барту,
его преемник, новый министр иностранных
дел Франции, вступивший в должность
в октябре 1934, Лаваль отнюдь не стремился
к обеспечению коллективной безопасности
и на франко-советский пакт смотрел
лишь как на орудие в своей политике
сделки с агрессором. После своего
визита в Москву во время проезда
Варшавы, Лаваль разъяснил польскому
министру иностранных дел Беку, что
«Франко-советский пакт имеет целью
не столько привлечь помощь Советского
Союза или помогать ему против
возможной агрессии, сколько предупредить
сближение между Германией и
Советским Союзом». Это нужно
было Лавалю для того, чтобы, пугая
Гитлера сближением с СССР, вынудить
его на соглашение с Францией.
Во время переговоров,
которые вел Лаваль (октябрь 1934 –
май 1935) последний всячески стремился
устранить автоматизм взаимной помощи
(в случае агрессии), на чем настаивал
СССР, и подчинить эту помощь сложной
и запутанной процедуре Лиги Наций.
Итогом столь продолжительных
Однако подлинная
политика Лаваля обнаружилась и в
систематическом уклонении от заключения
военной конвенции, без наличия
который пакт о взаимной помощи лишался
конкретного содержания и наткнулся
бы при своем применении на ряд
существенных препятствий. Такая конвенция
не была подписана ни в момент заключения
пакта, ни в течение всего периода
его действия. Наконец, важно отметить,
что, подписав пакт о взаимной помощи,
Лаваль отнюдь не торопился его ратифицировать.
Саму ратификацию франко-советского
пакта он сделал новым средством
шантажа в попытках добиться соглашения
с гитлеровской Германией. Пакт был
ратифицирован уже после
В связи с заключение
советско-чехословацкого договора советский
нарком иностранных дел говорил
в июне 1935 г., что «мы можем не
без чувства гордости поздравить
себя, что мы с вами первыми полностью
осуществили и довели до конца
одну из тех мер коллективной безопасности,
без которых в настоящее время
не может быть обеспечен мир в
Европе.[7]
Советско-чехословацкий
договор о взаимопомощи от 16 мая
1935 года был совершенно идентичен
советско-французскому пакту от 2 мая
1935 года за исключением ст. 2, введенной
по требованию чехословацкой стороны,
которая гласила, что участники
договора придут на помощь друг другу
только в том случае, если Франция
придет на помощь государству, ставшему
жертвой агрессии. Таким образом,
действие советско-чехословацкого договора
ставилось в зависимость от поведения
Франции. Тогдашний министр иностранных
дел Чехословакии Бенеш искренне
стремился к сближению с СССР
и считал, что такое сближение
целиком отвечает коренным интересам
безопасности Чехословакии. Вот почему
в отличие от франко-советского пакта,
советско-чехословацкий
Договоры о взаимопомощи
представляли собой дальнейший этап
(по сравнению с договорами о ненападении)
в реализации политики мирного сосуществования
государств в различным социальным
строем и могли стать важными
элементами в создании системы коллективной
безопасности, имеющей целью сохранение
европейского мира. Однако, к сожалению,
эти договоры не смогли сыграть свою роль
в предотвращении войны. Советско-французский
договор не был дополнен соответствующей
военной конвенцией, которая позволила
бы обеспечить военное сотрудничество
между двумя странами. Договор не предусматривал
также автоматизма действий, что значительно
снижало его возможности и эффективность.
Что касается советско-чехословацкого
договора, то его осуществление затруднял
пункт, ставивший вступление в силу
взаимных обязательств обеих сторон
в зависимость от действий Франции.
Во Франции же в конце 30-х гг. все
больше закреплялась тенденция стремления
не к организации коллективного
отпора агрессору, а к соглашательству
с ним, к попустительству действиям
германского фашизма.
Столь же безуспешными
оказались попытки Советского Союза
достигнуть договоренности с Англией
и мобилизовать Лигу Наций. Уже в
начале 1935 года Германией был нарушен
Версальский договор (пункт о
запрете вооружения), что не привело
к каким-либо серьезным последствиям
для нее. По вопросу нападения
Италии на Абиссинию в конце 1934-1935,
хотя и была созвана срочная конференция
Лиги Наций, но она так же ничего
не решила. Принятые позднее, по настоянию
нескольких стран, санкции против агрессии
Италии, предусмотренные ст. 16 Устава
Лиги были слишком мягкими, а в
июле 1936 г. были отменены. Так же практически
без внимания остался еще ряд
инцидентов.
Вследствие этих
противоправных действий стран-агрессоров
и отсутствия соответствующей на
них реакции фактически разрушалась
вся Версальско-вашингтонская
Венцом политики
попустительства агрессии явился Мюнхенский
пакт руководителей Англии и Франции
с лидерами гитлеровской Германии и
фашистской Италии.
Текст Мюнхенского
соглашения от 29 сентября 1938 г. устанавливал
определенные способы и условия
отторжения Судетской области от
Чехословакии в пользу Германии «согласно
достигнутому принципиальному соглашению»
глав четырех государств: Германии,
Великобритании, Франции и Италии.
Каждая из сторон «объявляла себя ответственной
за проведение необходимых мероприятий»
для выполнения договора. Список этих
мероприятий включал в себя немедленную
эвакуацию Судетской области
в период с 1 по 10 октября, освобождение
от несения военной и полицейской
обязанности всех судетских немцев
в течение четырех недель и
др.[9]
В сентябре 1938 г., пользуясь
тяжелым положением Чехословакии, во
время так называемого
Выступление Советского
правительства имело своей
Неизбежным непосредственным
результатом Мюнхенского
15 марта президент
Чехословакии Гаха (заменивший ушедшего
в отставку Бенеша) и министр
иностранных дел Хвалковский
были вызваны в Берлин к
Гитлеру. Пока они туда ехали,
германские войска перешли
16 марта 1939 г. словацкий
премьер-министр Тиссо
Захват Гитлером
Чехословакии 15 марта 1939 г., резкое обострение
польско-германских отношений и
навязанное Румынии экономическое
соглашение, превратившее Румынию фактически
в вассала Германии, привели к
некоторому изменению позиции Чемберлена,
а вслед за ним и Даладье. Упорно
отказываясь в предшествовавший
период от неоднократно предлагавшихся
Советским правительством переговоров
по вопросу об укреплении системы
коллективной безопасности, правительства
Чемберлена и Даладье в середине
апреля 1939 г. сами сделали СССР предложение
начать переговоры о создании тройственного
фронта мира. Советское правительство
приняло это предложение. В мае
1939 г. в Москве начались переговоры
между представителями СССР, Великобритании
и Франции. Эти переговоры продолжались
до 23 августа 1939 года и не дали никаких
результатов. Неудача этих переговоров
была вызвана позицией правительств
Чемберлена и Даладье, которые в
действительности вовсе не стремились
к созданию фронта мира, направленного
против германского агрессора. При
помощи московских переговоров Чемберлен
и Даладье предполагали произвести
политическое давление не Гитлера и
заставить его пойти на компромисс
с Англией и Францией. Поэтому
переговоры, начатые в Москве в
мае 1939, тянулись так долго и в
конечном результате закончились неудачно.
Конкретно, переговоры натолкнулись на
определенные затруднения, а именно
Великобритания и Франция требовали
от СССР участия в договорах, предусматривавших
немедленное вступление в войну
Советского союза в случае агрессии
против этих двух стран и совершенно
не предполагавших их обязательную помощь
в случае нападения на союзников
СССР – прибалтийские государства.
И это при том, что Чемберлен
в своем выступлении 8 июня признал,
что «требования русских, чтобы
эти государства были включены в
тройственную гарантию хорошо обоснованны».
Далее, странным было то обстоятельство,
что Польша, которая могла явиться
непосредственным объектом германской
агрессии и о гарантии безопасности
которой шла речь во время переговоров,
сама упорно отказывалась от участия
в этих переговорах, а правительства
Чемберлена и Даладье ничего не сделали,
чтобы ее к ним привлечь.