Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 01:17, реферат
После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.
После окончания
Первой Мировой Войны вопросы
мирного сосуществования
Попытки найти определение
нападающей стороны начались почти
с момента создания Лиги Наций. В
Уставе Лиги Наций применяется понятие
агрессии и агрессора, однако, само
понятие не расшифровывается. Так, например,
ст. 16 Устава Лиги говорит о международных
санкциях против нападающей стороны, но
не дает самого определения нападающей
стороны. В течение ряда лет существования
Лиги работали различные комиссии,
которые безуспешно пытались определить
понятие нападающей стороны. Ввиду
отсутствия общепризнанного определения
право установления нападающей стороны
в каждом отдельном конфликте
принадлежало Совету Лиги Наций.
В начале 1930-х гг.
СССР не состоял членом Лиги и не
имел никаких оснований доверять
объективности Совета Лиги в случае
того или иного конфликта между
СССР и какой-либо другой страной. Исходя
из этих соображений, уже в этот период
Советский Союз выдвигает ряду европейских
государств предложения заключения
договоров о ненападении, с целью
«укрепления дела мира и отношений
между странами» в условиях «переживаемого
ныне глубокого мирового кризиса».[1]
Советские предложения о
Со временем, учитывая
усиление агрессивных тенденций
в международной политике, возникает
вопрос о необходимости определения
понятий агрессии и нападающей стороны.
Впервые советская делегация
подняла вопрос о необходимости
заключения специальной конвенции
по определению нападающей стороны
на конференции по разоружению в
декабре 1932 года. Советский проект определения
нападающей стороны предусматривал
признание таковой в
6 февраля 1933 г.
советский проект конвенции
Однако в это
время происходит все большее
дестабилизация обстановки и рост агрессивных
тенденций в международных
Впервые предложение
о необходимости борьбы за коллективную
безопасность было выдвинуто в постановлении
ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. 29 декабря
1933 г. в речи на IV сессии ЦИК СССР
нарком иностранных дел СССР М. Литвинов
изложил новые направления
1. ненападении и
соблюдение нейтралитета в
2. политике умиротворения
в отношении Германии и Японии,
несмотря на агрессивный и
антисоветский курс их внешней
политики в предшествующие
3. свободном от
иллюзий участии в усилиях
по созданию системы
4. открытости в
отношении западных демократий
– также без особых иллюзий,
учитывая то, что в этих странах,
ввиду частой смены
Проект коллективной
безопасности основывался на равенстве
всех участников предполагаемого регионального
договора и на универсализме, состоящем
в том, что в создаваемую систему
включались все без исключения государства
охватываемого региона. Участники
пакта должны были пользоваться равными
правами и гарантиями, при этом
отвергалась идея какого-либо противопоставления
одних стран другим, исключение кого-либо
из системы коллективной безопасности
или получение кем-либо из стран-участников
преимуществ по сравнению с другими
государствами за их счет.
Советский Союз в
осуществление своей идеи коллективной
безопасности выступил с предложением
о заключении Восточного пакта, который
дал бы гарантии безопасности всем
европейским странам и устранил
бы «испытываемое повсеместно
Советские предложения
предусматривали также
Политическая атмосфера
в начале 1934 года, в связи с
непрерывным ростом гитлеровской агрессии,
давала значительное количество поводов
опасаться, что независимость
К проекту Восточного
регионального пакта имеет
Внешняя политика Лаваля
весьма отличалась от внешней политики
его предшественника. По вопросу
о Восточном пакте тактика
Лаваля заключалась в следующем:
учитывая настроение французского общественного
мнения, которое в тот момент в
значительном большинстве своем
высказывалось за доведение переговоров
о Восточном пакте до конца, Лаваль
продолжал делать успокоительные публичные
заверения в этом направлении. Одновременно
он давал понять Германии, что готов
пойти на непосредственное соглашение
с нею и одновременно с Польшей.
Одним из вариантов такого соглашения
являлся проект Лаваля о тройственном
гарантийном пакте (Франция, Польша,
Германия). Само собой разумеется, что
подобный гарантийный пакт был бы
направлен против СССР. Намерения
французского министра иностранных
дел были понятны Советскому Союзу,
который ставил своей целью нейтрализовать
подобные интриги: 11 декабря 1934 года к
франко-советскому соглашению от 5 декабря
1934 года присоединилась Чехословакия.
Это соглашение предполагало информирование
других участников соглашения о всяких
предложениях иных государств о проведении
переговоров «могущих нанести ущерб
подготовке и заключению Восточного
регионального пакта, или соглашении,
противных духу, которым руководствуются
оба правительства».[5]
Согласно плану
о Восточном пакте, система безопасности,
создаваемая им, должна была быть также
дополнена вступлением СССР в
Лигу Наций. Позиция СССР в этом вопросе
была определена в беседе И.В. Сталина
с американским корреспондентом
Дюранти, происходившей 25 декабря 1933 года.
Несмотря на колоссальные недостатки
Лиги Наций, СССР в принципе не возражал
против ее поддержки, ибо, как сказал
в указанной беседе Сталин, «Лига
сможет оказаться неким бугорком
на пути к тому, чтобы хотя несколько
затруднить дело войны и облегчить
в некоторой степени дело мира».
Вступление СССР
в Лигу Наций приобретало особый
характер, вследствие того, что в 1933
году из состава Лиги вышли два
агрессивных государства –
Обычный порядок
вступления отдельных государств в
Лигу, а именно просьба соответствующего
правительства о допущении в
Лигу, был естественно неприемлем
для Советского Союза как великой
державы. Вот почему с самого начала
в соответствующих переговорах
было условленно, что СССР может
войти в Лигу Наций лишь в результате
просьбы Ассамблеи, обращенной к
Советскому Союзу. Для того чтобы
быть уверенным в результате последующего
голосования, необходимо было, чтобы
это приглашение было подписано,
по крайней мере, двумя третями
членов Лиги Наций, ибо для принятия
в Лигу требуется большинство
в две трети голосов. Ввиду
того, что в Лиге в это время
состояло 51 государство, необходимо было,
таким образом, чтобы приглашение
было подписано 34 государствами. В результате
переговоров, которые велись министром
иностранные дел Франции Барту
и министром иностранных дел
Чехословакии Бенешем, приглашение, подписанное
представителями 30 государств, было послано.
Правительства Дании,
Швеции, Норвегии и Финляндии, ссылаясь
на свою позицию нейтралитета, уклонились
от подписания общего приглашения, направленного
СССР, и ограничились лишь заявлением,
что их делегаты в Лиге будут голосовать
за принятие СССР в Лигу, и отдельными
извещениями, выражающими их благожелательное
отношении к вступлению СССР в
Лигу Наций. В данном случает ссылка
на позицию нейтралитета прикрывала
боязнь этих стран Германии, которая
могла бы счесть приглашение СССР
вступить в Лигу Наций после того,
как сама Германия вышла из Лиги,
в качестве недружелюбного по отношению
к ней шага. В сентябре 1934 года
СССР был официально принят в Лигу
Наций. Одновременно при переговорах
был решен не вызывавший, впрочем,
сомнения вопрос о предоставлении СССР
постоянного места в Совете Лиги.