Ленинградский институт книговедения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:32, доклад

Описание работы

27 апреля 1917 года в Петрограде была организована Российская книжная палата, которая 14 октября 1920 года была преобразована в Петроградский институт книговедения, подчинённый Государственному издательству. В 1921 году он получил полную самостоятельность, а в 1926 году присоединён к Государственной публичной библиотеке и стал называться Научно-исследовательским институтом книговедения.

Работа содержит 1 файл

Ленинградский институт книговедения.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

  На совместном заседании Секции газетоведения и журналистики с Секцией теории и истории книговедения, 25 января 1930 года А. И. Малеин сделал доклад «„Из истории нелегальной студенческой журналистики" (Московский журнал „Изобличитель" 1859 года).»

  Необходимо  отметить и работу по проведению выставки на тему „Пресса большевизма", приуроченной ко Дню Печати 1930 года и устроенной совместно с Секцией теории и истории книговедения.

  Тематика  исследований Секции почти целиком  была посвящена вопросам газетоведения  не уделяя места вопросам журналистики, если не считать эпизодического доклада А. И. Малеина. В центре её внимания стояли главным образом актуальные и практические вопросы современной партийно-советской печати, и только одна тема „Газеты эпохи военного коммунизма" представляла исторический интерес.

  К числу чисто практических вопросов, прорабатывавшихся Секцией, относятся темы: а) „Единая транскрипция в газетах" и б) „Стандарт в газетах", поскольку результаты этих исследований могут служить практическим материалом для рационализации нашей газетной практики.

  Общее руководство работами Секции принадлежало ее президиуму в составе А. В. Иванова и А. Ф. Добрынина.

  III-я Секция Института (теории и истории книговедения) в настоящем виде образовалась осенью 1929 года из прежних двух самостоятельных Секций — Секции истории книги и Секции теории, методологии и истории библиографии. Являясь теоретической базой в исследованиях Института, Секция направляла свои работы по следующим линиям: а) теории  книговедения,   б)  методологии   библиографии,  в)  истории книги и г) подготовки кадров книжных и газетно-журнальных работников.

  Тематика  проделанной исследовательской  работы Секции представляется в следующем  виде: первое место в исследованиях Секции занимали общие и специальные вопросы теории книговедения (40 сообщений и докладов на 40 заседаниях), затем вопросы истории книги (29 сообщений и докладов на 32 заседаниях), далее вопросы классификации книг, общие и исторические вопросы библиографии (5 докладов на 4 заседаниях) и, наконец, вопросы подготовки кадров (4 сообщения на 6 заседаниях); к  проработке последних Секция подошла только с октября 1930 года.

  29 октября 1930 года был сделано  сообщение А. И. Малеина „Обзор  итальянских работ по теории  книговедения", в котором, в частности, отрицал необходимость таких введённых н.Сомовым терминов, как библиопегистика, библиополия.

  Была проведена работа по изучению иностранных библиографических указателей периодических изданий и их предметных рубрик, привлекая для более полного освещения вопроса и труды по библиографии Книг.

    На пленарных заседаниях Секции  были еще проработаны темы, посвященные классификации книг, общим вопросам библиографии и истории библиографии.

  Свой  доклад сделал А. Г. Фомин, общим вопросам библиографии было отведено два доклада - А. И. Малеина и И. С. Книжника.

  По  истории книги Секцией производились исследования: а) по истории русской книги XIX века, б) по нелегельным и запрещенным изданиям 60—70-х годов XIX века и наконец, разрабатывались отдельные вопросы из истории иностранной книги.

  На  основании заслушанных сообщений  об отдельных эпизодах из истории книги XIX века, были сделаны итоговые сводные сообщения А. И. Малеина, а также доклад А. И. Малеина „Анри Этьен. К 400-летию со дня рождения (1528—1928)".

  Вопросы подготовки кадров книжных и газетно-журнальных работников были проработаны Секцией в особой Комиссии, организованной в ударном квартале 1930 года.

  В заключение обзора деятельности III Секции теории и истории книговедения следует указать, что объектом ее исследований в области теории книговедения являлись с одной стороны, общие проблемы теории книговедения, сдругой — специальные вопросы теории книговедения, сосредоточенные, главным образом, на методологии библиографии.

  Общие проблемы теории книговедения в основном имели  своим объектом следующие вопросы: а) определение теории книговедения, как науки, б) рассмотрение основных проблем книговедения, их систематики и методов изучения, в) изучение типологии книги как теоретической и практической проблемы  и выявление   типов   научных печатных   изданий со стороны их библиографирования, г) определение „содержания*" и „формы" книги, как проблемы теории книговедения, и наконец, д) обзоры литературы по вопросам теории книговедения в периодических и непериодических изданиях, русских и иностранных.

  Специальные вопросы теории книговедения имели  своим центром методологию библиографии, в области которой Секцией проработаны темы о методах составления библиографических указателей, руководств и специальных картотек, о методах составления книгоиздательских и книгопродавческих каталогов, о методах построения библиографических отделов в массовой периодике, об иностранных библиографических указателях периодических изданий и их предметных рубриках.

  Наиболее  законченной явилась проработка методов составления библиографических указателей и картотек.

  Не  менее практическое значение имеет проработка Секцией вопроса о предметных рубриках в иностранных библиографических указателях периодических изданий, если принять во внимание тот острый интерес и то значение, которое получил сейчас предметный принцип в области библиографии и библиотековедения.

  В области истории книги Секцией  проработан по первоисточникам ряд вопросов о печати эпохи промышленного капитализма, причем в центре исследований здесь стояли нелегальные издания 60-х и 70-х годов прошлого века и вопросы изучения запрещенных изданий. Одновременно Секцией проводилось общее исследование по истории русской книги XIX века, основною особенностью которого явилось преимущественное использование в качестве источников — русских мемуаров XIX века. Указанные материалы фиксировались на особых карточках, заполнявшихся согласно выработанной программе и образовавших в конечном итоге специальную алфавитно — предметную картотеку выписок, относящихся к истории русской книги XIX века.

  Исследования  по вопросам подготовки кадров работников печати характеризуются чисто практическим подходом к его проведению.

  В связи с докладами на пленуме  Института, посвященными печати 1905 года, Секцией была организована специальная  выставка на тему: „Отражения революции 1905 года в советских изданиях", открытие которой состоялось 26 декабря 1930 года.

  В порядке массовой работы Секцией  теории и истории книговедения в  мае — июне 1930 года совместно  с Государственным Эрмитажем была организована выставка по истории книги на Книжном базаре (ул. Перовской), устроенном Ленот-гизом; выставка продолжалась с 16 мая по 20 июня.

  Руководство работами Секции принадлежало до половины 1930 года президиуму в лице А. Г. Фомина и А. И. Малеина, а затем президиуму в составе А. Е. Плотникова и В. И Селиванова.

  Исходя  из новой целевой установки Института, тематика проводившихся  исследований охватывала следующие узловые вопросы: 1) рационализации полиграфиздатпромышленности, 2) пропаганды и распространения произведений печати, 3) изучения потребителя книжной продукции, 4) подготовки кадров печати, 5) общих проблем книговедения и истории книжно-журнально-газетного дела.

  Наиболее  важными можно представляются второй и третий вопросы, в рамках которых  работами Институтом были проведены такие  исследования, как „Роль и соотношение различных видов рекламы,  как побудительных причин  при покупке книги", „Витрина,   как   один   из    факторов   продвижения    книги", „Стимулы  покупки книги по анкетным  данным  читателей", „Одежда   книги,  как   фактор   ее  продвижения   в   массы», „Рабочий, как покупатель книги", „Запросы потребителя книги в деревне", „Запросы потребителя к оформлению книги".

  Институтом  проведен ряд работ в области  теории книговедения и осуществлены исследования исторического порядка о русской книге в первую половину XIX века, о газетах эпохи военного коммунизма и т. д.

  Основным  методом проведения производственного  плана Института на данном этапе  его деятельности явилась коллективная проработка соответствующих тем исследований в специальных комиссиях и их рабочих группах в то время, как до отчетного периода преимущественное внимание Института уделялось индивидуальным исследованиям, получавшим свое оформление в виде докладов на пленумах Секций. Подтверждением этой но вой установки в методах работ Института служат цифровые данные, из которых видно, что в порядке коллективных исследований проработано 207 сообщений, между тем как на пленуме Секций обсуждено всего только 54 доклада.

  Практическими результатами проведенных Институтом исследований явились его издания, частью вышедшие в свет, частью представляемые  настоящим   сборником,   частью   подготовленные для печати. К первым относятся три работы по книжному набору,  одна  по  книжной  калькуляции и одна по методологии библиографии.

  Необходимо  отметить, что постоянным тормозом в проведении ряда исследований Института и в оформлении их результатов до последнего времени являлось отсутствие надлежащей материальной базы как в отношении достаточного количества  сотрудников,  так и в части  ассигнований  на научные работы Института. В силу этого не получили надлежащего развития экспериментальные исследования Института, нуждавшиеся в специальных лабораториях, создание которых до сих пор не выходит из области проектирования из-за отсутствия у Института средств.11 

  в. Последний период.

  В 1931-1933 годы структура Института книговедения, судя по сохранившимся в архиве документам, подверглась изменениям. В ней исчезли некоторые секции и появились новые структурные части — редакционно-издательская группа, полиграфический сектор и сектор подготовки кадров. Наряду с ними существовали бригады по книгораспространению и по истории советской печати.

  Редакционно-издательская группа, по-видимому, была создана вместо секции экономики, производства и социальной роли книги. Эта группа, как и секция, занималась научно-исследовательской работой. В ее состав входили рабочие бригады, которые изучали содержание, нормы и учет работы редакции в целом, технического редактора и корректора, технику корректурной правки, оборачиваемость в издательской промышленности, технику печатания   газеты-многотиражки,   методы  и  технику   оформления книги.

  Существовал также полиграфический сектор. Бригада по книгораспространению работала над проблемами классификации советской книги в издательстве и книготорговле, тематического планирования издательской продукции и книгораспространения.

  Бригада по истории советской печати занималась изучением печати первых лет Советской власти. В круг ее научных разработок входили такие темы, как «Массовая книга в эпоху военного коммунизма», «Агитационная, пропагандистская и организационная работа петроградских советско-партийных газет в годы военного коммунизма», «Советская листовка эпохи военного коммунизма», «Советское книгораспространение в период военного коммунизма». Кроме того, в ее план научной работы была включена тема «Материалы по истории запрещенной книги в России в эпоху промышленного капитализма».

  Комиссия  по подготовке кадров, входившая в состав секции теории, методологии и истории книговедения, с 1931 г. существовала как самостоятельный сектор подготовки кадров.

  Комиссия  по книгораспространению провела в 1931 гг. широкое экспериментальное обследование книготорговой сети в целях изучения роли и соотношения различных видов книжной рекламы.

  Наряду  с этим, комиссия занималась разработкой программ для Межобластного комбината книжного образования по курсам: «Книгораспространение в системе массовой политпросветработы» и «Экономика и планирование книготорговли».

  Продолжали  работу Секция теории, методологии и истории книговедения, которая играла в Институте ведущую роль, занималась широким кругом вопросов, Комиссия по подготовке кадров. 12

    Кадровый состав Института книговедения, как и денежные ассигнования, никогда не обеспечивали программу его деятельности, о чем свидетельствуют документы — штатные ведомости, заявления о приеме на работу и увольнении сотрудников, приказы директора Института и Ликвидационной комиссии и др. и финансовые документы — сметы, ведомости на зарплату, отчеты об израсходовании кредитов и др.. Штат Института, как правило, не превышал 25 человек и не мог справиться со стоявшими перед Институтом задачами. Поэтому в его работе постоянно принимали участие внештатные сотрудники, количество которых значительно превышало число штатных. В их числе были такие научные работники, как А. Г. Фомин, Н. Я. Марр, С. Н. Валк, С. Г. Бархударов, П. Н. Берков, Н. С.  Державин, М.  Н. Куфаев,   А. Д.   Торопов,  А. И. Малеин и др.

Информация о работе Ленинградский институт книговедения