Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:32, доклад
27 апреля 1917 года в Петрограде была организована Российская книжная палата, которая 14 октября 1920 года была преобразована в Петроградский институт книговедения, подчинённый Государственному издательству. В 1921 году он получил полную самостоятельность, а в 1926 году присоединён к Государственной публичной библиотеке и стал называться Научно-исследовательским институтом книговедения.
В этом же предпоследнем III периоде существования Института Книговедения, когда сделана была попытка новой идеологической установки его деятельности, вопрос об Институте был поставлен на заседании Агиотдела Ленинградского Губкома 24 июня 1925 г., которое по докладу И. С. Книжника и Л. В. Булгаковой вынесло постановление во-первых, о централизации дела библиографии и книговедения в общегосударственном масштабе при Институте Книговедения, во-вторых, о привлечении к работам в этом направлении, кроме Главнаукп, еще и Главполитпросвета, Культотдела ВЦСПС, Коммунистической Академии и других научных и партийных учреждений.
В конце июня 1925 года при Главнауке состоялось методическое совещание по вопросу об организации библиографического дела в связи с переустройством соответствующих учреждений, на котором были вынесены следующие постановления: «А. Признать разграничение сферы деятельности Института Книговедения, Книжной Палаты и Института Библиотековедения следующим образом: 1) Институт Книговедения — строго научно-исследовательская работа, к каковой он должен приступить немедленно в первую очередь. 2) Книжная Палата—описательная библиография. 3) Институт Библиотековедения — библиотековедение. Б. Признать необходимым и целесообразным для развития научно-исследовательской работы Института Книговедения присоединение его к Публичной Библиотеке с сохранением его самостоятельности в научной работе, как Научно-Исследовательский Институт при Публичной Библиотеке.»
Это
Положение поставило перед
Для осуществления указанных задач в составе Института были организованы 3 Секции: I Секция — Эволюции книги со стороны техники и содержания; II Секция — Экономики н социальной роли книги; III Секция — Теории и методологии библиографии,. и сохранены 5 вспомогательных учреждений: Музей Книги, Библиографическая Библиотека, Консультационно-Справочное Библиографическое Бюро, Литературно-Библиографическое собрание проф. С. А. Веигерова и постоянные Курсы Книговедения.
В таком виде Положение об Институте получило утверждение в соответствующих инстанциях и Фактическое осуществление в жизни с начала 1926 года.
Общее
руководство деятельностью Института
легло на директора и Коллегию в составе:
директора А. Е. Плотникова, ученого секретаря
Л. В. Булгаковой, заведующего I Секцией
А. И. Малеина, заведующего II Секцией (директор),
заведующего III Секцией А. Г. Фомина, представителей
Государственной Публичной Библиотеки
В.Э.Банка и И.И.Яковкина и представителя
Отдела Печати Сев. Зап. Бюро ЦК ВКП (б)
П. И. Болдина.9
Новый этап существования Института , развёртывающийся до 1933 года, начинается во второй половине 1925 года, после преобразования Института в научно-исследовательское учреждение и присоединения его к Государственной Публичной библиотеке. Исследовательская работа в Институте книговедения проводилась по секциям, а внутри секций — по комиссиям и рабочим группам в форме эксперимента, анкетных обследований издательств, типографий, книготорговой сети и т. п., разработки отдельными сотрудниками научных и технических тем, связанных с полиграфической промышленностью, с последующим обсуждением их докладов на научных заседаниях. Лучшие работы публиковались как в изданиях Института книговедения, так и в других издательствах.
Однако
внутри этого этапа также можно
выделить определённые периоды, что
связано с изменением внутренней
структуры Института.
Деятельность Научно-исследовательского Института в указанный период определяется новым Положением об Институте, рассмотренным Библиотечной Комиссией ГУС’а 28 февраля 1927 года. Этим положение6м перед Институтом ставились следующие задачи: 1) организация и проведение исследовательских работ в области истории, теории и практики книжного и газетно-журнального дела, вызываемых государственными потребностями; 2) исследование вопросов экономики, производства и социальной роли книги, газеты, журнала, а также вопросов организации книжного и газетного хозяйства в соответствии с практическими нуждами партийно-советской печати; 3) проведение исследований в области книговедения, имеющих производственное значение для Государственной Публичной Библиотеки; 4) подготовка и переподготовка работников практиков и теоретиков книжного и газетно-журнального дела и 5) популяризации научных знаний в области книговедения, журналистики и газетоведения.
Научно-исследовательская деятельность Института в течение указанного времени складывалась из коллективных и индивидуальных работ, проводившихся в 4-х секциях: I-й – истории книги; II-ой – экономики, производства и социальной роли книги; III-й – теории, методологии и IV-й – журналистики и газетоведения. Секционное деление работы Института уточняло деятельность его отдельных частей и создавало возможность наибольшего привлечения практиков и теоретиков книжного дела, работавших в 11 постоянно действовавших при Институте Комиссиях. Эта работа в свою очередь дополнялась деятельностью 5-ти научно-вспомогательных учреждений Института, к которым относится: Библиотека, Литературно-библиографическое собрание С.А. Венгерова, Музей Книги, Техникум Печати и находящаяся при нём Типо-лаборатория.
Общее руководство научной деятельностью Института лежало на его Коллегии в составе: директора А.Е. Плотникова, учёного секретаря Л.В. Булгаковой, заведующего I-ой Секцией А.И. Малеина, заведующего II-ой Секцией П.И. Болдина, заведующего III-ей Секцией А.Г. Фомина и временно исполняющего обязанности заведующего IV-ой секцией П.А. Корыхалова.
Имея предметом своего изучения—исследование эволюции книги от рукописного свитка и инкунабулов, от древнерусской, старопечатной книги до образцов книги нашей современности, I-я Секция в течение указанного времени сосредоточила свое внимание на изучении русской дореволюционной книги, останавливаясь, главным образом, на нелегальных изданиях, запрещенных царской цензурой, на страницах которых пробивались первые ростки русской революционной мысли, впервые зарождалась пропаганда социалистических идей.
Одновременно с этим Секцией велось исследование вопросов древнерусской книжности и письменности, древнерусских рукописей и старопечатных книг. Достаточное место было уделено и изучению иностранной книги.На заседаниях доклады делали в том числе А.И.Малеин и М.Н.Куфаев.
В задачи II-ой Секции входит изучение экономических и социальных проблем книжного дела, а также всестороннее исследование производственных процессов создания книги, как продукта человеческого труда.
Исходя из указанных задач II-ая Секция за отчетный период 1926 27—1927/28 академических года занималась изучением вопросов книжного хозяйства СССР, исследованием процессов техники и организации книжного производства и проработкою тем о методах пропаганды книги и активного книгораспространения. Строя свою деятельность, главным образом, на изучении книжной продукции СССР, Секция в то же время вела некоторые работы и в области учета состояния книжного дела на Западе и в Америке.
По своему содержанию доклады, обсужденные Секцией, распределяются таким образом: а) общим вопросам методологии книжного дела был посвящен 1 доклад; б) экономике книги— 9 докладов; в) организационно-хозяйственным и редакционным вопросам книгопроизводства—5 докладов; г) технике кинопроизводства—4 доклада; д) книжной графике—3 доклада и е) вопросам социальной роли книги—6 докладов.
Одновременно
с проведением указанных
и Л. В. Булгакова) и 3) Комиссии по изучению
книжной графики (исследование проблем
книжной графики путем проведения специальных
докладов в Комиссии и на пленумах IIСекции.
организации соответствующих
экспериментальных работ
и путем устройства
специальных выставок и конкурсов).
Кроме проведения исследовательской работы в указанных направлениях, Секцией были предприняты также мероприятия научно-просветительного значения, в виде устройства 6-ти выставок, из которых одна была посвящена советской печатной продукции за 10 лет, одна—иностранной литературе по книжному делу и четыре выставки были посвящены книжной графике.
III-я Секция (теории, методологии и истории библиографии), ставя перед собой задачи разработки: а) общих вопросов библиографии и ее теории, б) общих вопросов методологии библиографии, в) методов библиографирования и аннотирования отдельных видов печатных произведений, г) методов составления различных видов библиографических указателей и д) истории библиографии, в течение указанного периода 1926—1928 гг. в первую очередь занималась изучением наиболее актуальных проблем современной библиографии, уделяя преимущественное внимание разработке общих вопросов методологии библиографии.
Соответственно стоящим перед Секцией задачам и очередным проблемам производственного плана, распределение пленарных докладов по их содержанию представляется в следующем виде: общим вопросам библиографии и ее теории уделено
7 докладов; общим вопросам методологии библиографии—11 докладов; методам библиографирования и аннотирования отдельных видов печатных произведений—3 доклада; методам составления библиографических указателей—5 докладов; истории библиографии—2 доклада.
Значимым представляются доклады Л. В. Булгаковой, А. Г. Фомина, А. И. Малеина.
Наряду с индивидуальными научными докладами, выполненными по определенному производственному плану и обсужденными на пленарных заседаниях Секции, в указанный период времени производились коллективные работы в следующих, состоящих при Секции, Комиссиях: 1) Комиссии по аннотации (поставила своей задачей выработку инструкции по составлению аннотаций и на 4-х проведенных заседаниях продолжала работу, начатую в предшествовавшем академическом году; руководство работами - А. М. Белов), 2) Комиссии по методам библиографирования газет (разработка вопросов библиографирования газет; руководство - Л. В. Булгакова), 3) Комиссии по библиографированию русских изданий, запрещенных царским правительством (составление сводного указателя этих изданий; руководство - А. Г. Фомин) и 4)Комиссии по иностранной библиографии (коллективное изучение иностранных указателей периодических изданий и их предметных рубрик; руководство работами - В. Э. Банк).
Общее руководство работой III Секции принадлежало А. Г. Фомину.
IV-я Секция (журналистики и газетоведения) имела целью научную разработку вопросов журнала и газеты в связи с их историей, производством, экономикой и социологией, изучает характер и качество основных видов журнально-газетнои продукции и исследует вопросы хозяйства и организации периодической печати. Секция организовалась в апреле 1927 года, планомерная же ее деятельность развернулась лишь в 1927—28 академическом году. В период с октября 1927 года по июль 1928 года проведено 7 пленарных заседаний, на которых обсуждено 7 докладов, распределяющихся по своему внутреннему содержанию следующим образом: вопросы методологии журналистики и газетоведения — 2 доклада, история и современное состояние периодической печати Запада — 3 доклада, специальные вопросы газетоведения и газетного дела — 2 доклада.
В деятельности IV Секции необходимо еще отметить следующие ее мероприятия. В мае 1927 года Секцией было устроено совещание специалистов полиграфической промышленности, посвященное обсуждению вопросов качества газетной продукции. Совещание пришло к заключению о необходимости технической переписи газет СССР.
В связи с 15-летием газеты „Правда", Секцией был организован „Вечер воспоминаний старых «правдистов» и выпущено специальное издание — брошюра „История «Правды» в датах и числах 1912—1927 гг."
В плане работ по изучению организации газетной редакции Секцией проведено специальное совещание, посвященное вопросу „Практика редакционной работы русских дореволюционных газет", в котором приняли участие старейшие журналисты Ленинграда, в количестве 15 человек. Членами собрания были сделаны сообщения о штатах и строении редакций, о распределении работ, о репортаже, корреспондентах, о телеграфных агентствах, о цензуре, верстке, тиражах и условиях распространения, об оплате труда в дореволюционных газетах.
Непродолжительное существование IV Секции не позволило в первый же год осуществить ее работу в предположенных размерах. Много времени было затрачено на организационное оформление самой Секции. Тем не менее, деятельность Секции встретила живейший отклик со стороны практических работников печати, подтвердивших жизненность этого нового начинания Института.
Общее руководство работами Секции временно было возложено на П. А. Корыхалова.
Приведенную характеристику работ I, II, III и IV Секций Института в период двух указанных академических лет необходимо дополнить указанием на те доклады, которые заслушивались на объединенных заседаниях пленума всех четырех Секций Института.