Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций
Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.
Августовские события
1991 г. и победа российского
руководства развязали руки
Сократилось потребление у большей части населе¬ния, усилилось расслоение общества по уровню доходов. У более чем 80 % населения России сократились реальные доходы и многие из них опустились ниже черты бедности. Вследствие структурной перестройки хозяйства, разрыва хозяйственных связей и других причин нарастало снижение объемов общественного производства и к началу 1994 г. составило в среднем 50 %. Возникло недовольство значительной части населения сложившейся экономической ситуацией.
Обновленное правительство России с осени 1993 г., не отказы¬ваясь от курса реформ, стремится усовершенствовать некоторые методы государственного регулирования производства. Страна вновь оказалась перед выбором своего пути. Смысл его заключает¬ся в следующем: либо, преодолев тяготы и лишения переходного периода, вернуться в лоно мировой цивилизации, либо, не выдер¬жав трудностей этого периода, попытаться возвратиться на неиз¬вестное время назад, к тоталитарному, авторитарному режиму.
Исторический опыт российского реформаторства свидетельст¬вует, что успех будет зависеть от того, удастся ли осуществить ра¬дикальные преобразования в минимальные сроки и предотвратить социальный взрыв в стране. Судьба реформ зависит от меняющегося соотношения сил в правящей элите, различных событий внутренней и внешней политики, особенностей национально-государственного устройства России.
А пока нет в стране четкой программы
выхода из экономического кризиса.
Высокий уровень инфляции привел
к неуверенности и тревоге
большинства населения о
Кризисные явления в экономике не обошли стороной и Башкортостан. Составляя единое экономическое пространство с Российской Федерацией, он занимает десятое, место по объему производства промышленной и четвертое место — сельскохозяйственной продукции, седьмое — по объему основных фондов. В Баш¬кортостане производится 25 % общероссийского объема производ¬ства нефтеаппаратуры, 44 % — кальцинированной соды, 16 % — хи¬мических средств защиты растений, более 10 % — моторных топлив.
Из-за разрыва экономических связей, взаимных неплатежей в 1992 г. объем промышленного производства в республике сокра¬тился на 9 % (по РФ — на 18,8 %). В 1993 г. спад производства (кроме продукции сельского хозяйства) продолжался.
Определенные надежды на укрепление взаимовыгодных связей со всеми регионами страны, на урегулирование отношений с цен¬тром возлагаются на Федеративный договор и Приложения к нему.
Результатом многолетнего поиска путей
дальнейшего полити¬ческого, экономического
и социально-культурного
Важными событиями стали принятие
24 декабря 1993 г. новой Конституции
РБ и подписание 3 августа 1994 г. Договора
Россий¬ской Федерации и
Таким образом, начавшаяся в 1985 г. перестройка экономиче¬ских отношений в стране в 1994 г. оказалась далекой от заверше¬ния. Из множества концепций перехода к рыночной экономике ни одна из них не стала государственной политикой. Трудности поис¬ка путей и осуществления экономических преобразований со всей тяжестью, как и прежде, легли на плечи большинства населения России.
3. Новые подходы во внешней политике
Застой в экономике и
Как отмечалось на XIX конференции КПСС:
“Добиваясь военно-стратегического
паритета, в прошлом не всегда использовали
воз¬можности обеспечить безопасность
государства политическими сред
После 1985 г. начинается новый внешнеполитический курс со¬ветского государства на основе так называемого нового политиче¬ского мышления. Этот курс исходил из тезиса о многообразном, взаимозависимом и целостном мире. Провозглашалась невозмож¬ность решения международных проблем силовыми методами. Уни¬версальным способом решения международных вопросов объяв¬лялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство осознало реальную угро¬зу ядерного самоуничтожения человечества, невозможность эконо¬мики дальше выдержать колоссальную нагрузку холодной войны.
В ходе обновления внешней политики СССР были выведены со¬ветские войска из Афганистана, нормализованы отношения с Ки¬таем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет сред¬ней и малой дальности и о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия.
Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к со-трудничеству между государствами с различными социальными системами и отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводи¬лось на язык конкретных политических инициатив. В 1985—1988 гг. в ней продолжал оказываться пропагандистский налет. Тем не менее СССР выступил инициатором ликвидации международной кон¬фронтации и “холодной войны” в отношениях между государства¬ми.
С 1989 г. идеологические принципы стали оказывать все мень¬шее влияние, на внешнюю политику СССР. На первый план во внешней политике выступили не идеи мировой революции, а обще¬человеческие, мировые глобальные проблемы: спасение человече¬ства от ядерной войны, экологической катастрофы, нищеты, голо¬да, болезней и т. д.
Глобальные проблемы человечества можно решить лишь сооб¬ща на основе взаимодействия всех государств, а для этого нужно сбросить с плеч народов бремя милитаризма. На гонку вооружений в мире ежегодно расходуется около 1 триллиона долларов, Этих денег с избытком хватило бы на решение всех проблем эко¬логии.
Конструктивное решение
В связи с демократическими революциями в странах Восточной Европы изменились отношения между ними, распался военно-по¬литический союз социалистических государств — Варшавский договор. Эти драматические события, а также распад СССР потребо¬вали от России налаживания новых международных отношений, переоценки имеющихся прежних связей и договоренностей. Прежние союзные республики, став самостоятельными государствами н членами ООН, потребовали от России строить свои отношения с ними на равноправных основах как с субъектами международного нрава. Налаживание отношений с “ближним Зарубежьем” для России стало одним из главных.
Таким образом, в области внешнеполитических отношений про¬изошло фундаментальное переосмысление всех прежних опенок с перспективой мирного сосуществования. “Третий мир” перестал быть сферой конфронтации между великими державами, между Востоком и Западом. Россия выступила правопреемником обязательств СССР в международном масштабе. Это потребовало со¬гласования в разрешении международных проблем.
* * *
Всеобъемлющий и углубляющийся кризис сопровождает наше государство в последние два десятилетия. Неприятие реформ руко-водством страны до середины 80-х годов, а позже — нерешитель¬ность в принятии и осуществлении назревших перемен привели к полному отрицанию семидесятилетнего опыта политического и со¬циально-экономического развития, к хаотическому процессу изме¬нений. В области экономики страна отброшена в разряд “третье¬степенных” государств и может превратиться в сырьевой придаток Запада. Развал СССР несет в себе последствия, сила и тяжесть которых будут проявляться еще длительное время. Вместе с тем продолжают набирать силу центростремительные силы. Новое по¬литическое мышление послужило основой для пересмотра внешнеполитических задач. Однако еще предстоит большая работа для восстановления авторитета и значимости России на международной арене.
Лекция 18. Россия в 90-е гг. ХХ в.
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково-
дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического
и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их
числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он
составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли
110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В
1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-
1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".