Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций
1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты
Возвышение Казахского ханства, связано с именем Касыма, сына Джанибека, одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель».
Касым родился приблизительно в 1445 году. Осенью 1513 года, когда на берегу р. Чу произошло свидание между Касымом и Чагатаидом Саид ханом, по словам их современника Мирзы Хайдара Дулати, «возраст Касым хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти». Мать его по имени Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд-султана, брата Шейбани хана. Как истинный сын степей, свято чтущий освященную временем традицию подчинения старшему, Касым султан, по примеру отца, был сначала во всем послушен и покорен Бурундук хану, пишет Мирза Хайдар.
Хотя Касым-султан видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находятся в его руках, но как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 году, когда Шейбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара « еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто не думал о Бурундук хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, это означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он старался держаться подальше от Бурундук хана».
Мухаммед-Шайбани хан, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издав указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. Объявленная М. Шайбани, по существу, экономическая блокада – запрет на торговлю с казахами, а так же военные меры, естественно, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов.
Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны. В этих кровавых столкновениях Касым хану удалось отвоевать у М. Шайбани Туркестан, Сайрам и другие города.
В результате установившихся удачных отношений с правителями Могулистана, Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племен откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек, а численность войск – до 300 тысяч.
«Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество, каких еще никто не имел после Джучи хана,» - писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против шайбанидов.
Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство во времена правление Великого князя Василия III (1505-1533). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австралийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 г.г.).
Что касается взаимоотношений казахских правителей и Шибанидов в последние годы правления Касым хан, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента; правителю этого вилайета Суюнджи-Ходжа хану несколько раз приходилось сражаться с казахами. Впрочем, не только ему. По сообщению Васифи, против казахов был предпринят совместный поход шибанидских султанов во главе с Кучум ханом, который состоялся, очевидно, зимой 1516-1517 гг.
Этот объединенный поход Шибанидов в Кипчакские степи, по-видимому, последнее по времени сообщение, относящееся к периоду правления Касым хана.
Касым хан, по отзывам современников – Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Хондамира, Мирзы Хайдара, - любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других; на основе их высказываний создается образ человека с высокими, моральными качествами, достойными подражания.
Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основании, что их ханы и беки более родовитые и знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда. «Если будет так продолжаться, - думал Касым хан, - то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам».
И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе – определены сроки наказания за конкретные преступления (Уголовный закон). В третьей главе – освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления (Военный закон). Четвертая глава – посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики (Посольский закон – обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т.д (Закон общественности). Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон – свидетельство справедливости и поэтому носит название «Светлый путь Касым хана».
Суровой зимой 1521 года в возрасте 76 лет Касым хан умер.
Перед смертью он вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему:
- Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра–молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц! Но у меня в душе тревога за вас! После смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб приемник Касым хана Мамаш-хан.
Середина и вторая половина XVI века отмечены в истории Казахского ханства практически беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Могулистаном, Ногайской Ордой и Бухарой. К этому периоду относится ряд серьезных поражений казахских владетелей от узбеков, моголов и калмыков, следствием чего явились гибель целых султанских фамилий, потеря казахами части своих кочевий. В этот тяжелый для казахов период остро проявилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства.
Именно таким лидером оказался Хак-Назар хан (1538-1580) – сын Касым хана, внук Жанибек хана. Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению казахских народов. В 50-х годах возникли междоусобицы среди мангытских мурз. Часть их хотела перейти в русское подданство, часть ориентировалась на казахов. В итоге большая группа ногайских народов откололась от юрта и приняла казахское подданство. Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 году совершил поход против Мангытского Юрта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. В период 1555-1558 годы войска Хак–Назара держали в постоянном напряжении правителя Ташкента, Наурыз-Ахмета. В этот же период разворачивается борьба с Сибирским ханом шайбанидов Кучумом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства. На северо-востоке Хакназар вел войну с войсками калмыков, они постоянно набегали на Казахское ханство. Кроме того, Хакназар мужественно выступил в схватке с могущественным Могулистаном. В итоге казахи в середине XVI века не только занимали среднее течение реки Сырдарьи, но и кочевали в Могулистане. Попытка вытеснения казахов из степей Могулистана послужила причиной казахо–могольской войны. В этой войне был разгромлен Абдурашид–хан, давний обидчик казахов и киргизов. В одном сражении было полностью истреблено войско под предводительством Абдулатиф-султана, сына Абдурашид-хана. Результатом победы Хак-Назара над Могулистаном, контролировавшим весь Восточный Туркестан и претендовавшим на Семиречье, явилось то, что государство Великих Моголов было отброшено за хребты Тянь–Шаня. В 1569 году Хак-Назар произвел нападение на ногаев. В результате победы границы Казахского ханства расширились до междуречья Волги и Урала. В состав ханства вошла часть башкирского народа. В 1577 г. Хак-Назар начинает второй поход против ногайцев с целью захватить низовья Волги и Урала. Одной из самых драматичных (трагических) страниц жизни Хак-Назар хана является его война с Ташкентской ветвью династии шайбанидов в чьих руках находились важные города Ташкент, Туркестан, Фергана. Правил данными территориями сын Наурыз–хана, Ахмет Баба. В 1579 году правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами, с другой войсками Абдаллаха Бухарского, потерпел поражение и удалился на север. Баба султан решил отомстить Хак-Назару и приказал убить прибывших для переговоров двух сыновей Хак-Назара, и вскоре, в 1580 году от рук наемного убийцы пал и сам Хак-Назар хан. Так закончился славный путь великого сына казахского народа хана Хак-Назара.
В народных преданиях имя Хак-Назар хана окружено славой. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, которые относят образование трех казахских жузов ко времени его правления, но даже у башкир и ногаев. Несмотря на вспыхивающие постоянно войны Хак-Назару удалось объединить распадавшееся после смерти Касым хана Казахское ханство. К концу его правления границы ханства на западе проходили по Уралу (Жаику), на севере – Есилю и Нуре, на востоке – Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения в плотную подходили к Ташкенту. Кроме казахов ему подчинялась часть башкиров и кыргызов. При нем развивались торговые и культурные связи между близкими в этническом отношении кочевым и оседлым населением Центральной Азии.
Власть Хак-Назара наследовали Шигай–хан (1580-1582) – сын Жадик султана, внук Жанибек хана, Таукель–хан (1582-1598) сын Шигай хана. Затем на престол пришел брат и наследник хан Есим (1598-1628). Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в своем Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и в 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи.
В 1613 году правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрух. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце XVI века западно-могольские племена ойратов продвинулись далеко на запад по территории Казахстан. Их улусы появились на Есиле, Ертысе, Тарбагатае и Тянь-шане. Уже в начале XVII в. ойраты совершали набеги на среднеазиатские государства и кыргызские кочевья. В 1604 году ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов, Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими приближенными. Есим ненадолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти.
После смерти Есим хана в 1628 году Казахское ханство раздирали усобицы. Ташкентом и его окрестностями правил Аблай султан, казах, владевший Андыжаном. Власть перешла к сыну Есима – Жангиру (1628-1652). Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ назвал его «Салкам Жангир» («Внушительный»). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества, как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Эти качества поставили его имя в ряд с именем его отца и спасли казахские племена от междоусобицы и внешней угрозы. Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 году, однако, как утверждают некоторые исследователи, Жангира, в качестве верховного правителя казахов очень долгое время не признавали. Одна из героических страниц истории Казахстана связана с борьбой Салкам Жангир султана против правителя государства Джунгария, Ерден-Батур хунтайши. В этих военных действиях Жангиру удается отстоять территорию и интересы Казахского ханства, несмотря на большой перевес армии неприятеля. В 1643 году Бату–хунтайши, собрав огромное войско из 50 тысяч воинов, захватывает земли в южных и юго-восточных частях Тань–Шаня.
Для битвы с джунгарами Жангир выбирает горное место рядом с рекой Ор. Поскольку силы были не равными, тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод, который очень редко использовался до этого казахами в военных сражениях. Применяя новую тактику ведения боя с использованием стрелкового оружия, умело используя естественно-географические особенности ландшафта прилегающих к ущелью местностей, по данным летописи Сибирского губернаторства России, Жангиру в двух сражениях удается ликвидировать более 10 тысяч хунтайши. К началу третьего сражения, согласно военному союзу между Казахским и Бухарским ханствами успевает прибыть правитель Самарканда Жалантос с двацатитысячной армией. Батур хунтайши, не сумев противостоять объединенным силам, пакидает поле боя. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, вновь выступили против казахов и кыргызов. Кыргызы были вынуждены признать свою зависимость от джунгарского хунтайши. В одной из битв в поединке погиб и Жангир хан. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть пределы Алатау, занятые джунгарскими кочевьями. В 1652 году тело погибшего на поле брани Салкам Айбынды Жангира было доставлено в столицу Казахского ханства город Туркестан и со всеми почестями похоронено в мавзолее Азрет Султана. После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось.
После Батыр хан на престол взошел сын Жангира - Тауке (1680-1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами за господство над Присырдарьинскими городами, а на Юго-Востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально–Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли».
Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности:
1. Принятие важных государственных и политических решений;
2. Исполнение судебных функций;
3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив.
В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местности Культобе.
Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался консенсус. Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз устанавливает отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе.
Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Культобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов:
1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно–брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный закон, регламентирующий исполнение воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства.
5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств.
6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших.
Кроме «Жеты Жаргы» продолжали использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі» - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.
В « Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. Законы Тауке хана юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.
Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним - 27 баранов. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и другие наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскорбление родителей.
Существовал принцип коллективной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.
Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком - башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов. Но при хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий. Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Галдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. В годы Тауке хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712, 1714, 1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан. Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на Восток.
Однако можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным правителем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые, однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза
Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Патриархальные пережитки пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов.
Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношение мясом - согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар. Принимали на постой войска - каналга, а также знатных людей - жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск - тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.
Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек - белая кость, к ней относились только чингизиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек - черной кости. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов « Жеты Жаргы». Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки.
Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы.
В конце XVII - начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе - Болат хан, в Среднем жузе - (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе - Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства.
Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с северо - сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств. Об этой сложной исторической эпохе Ч.Уалиханов писал: « Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, угоняли скот и уводили в плен целыми семействами». В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Стратегическая цель джунгарских правителей была - подчинение огромных просторов Казахстана. Отсутствие устойчивых политических и экономических связей между жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшие бедствия и лишения.
3. Социальный строй Казахского ханства. Жузы
Управление ханством осуществлялось верховным правителем - ханом через султанов и биев, которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов « Жеты Жаргы». Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки.
В основе сословного разделения казахского общества на две основные группы – ақ сүйек (белая кость) и қара сүйек (черная кость) лежало социальное происхождение. Торе и кожа относились к аристократическому сословию «ақ - сүйек». Все остальные категории населения (в том числе бии, баи), независимо от уровня своего благосостояния и положения в обществе, считались қара сүйек.
Жуз (каз. жүз — «союз», часто неправильно переводят как «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов. Вне жузовой классификации состоят:
1. Торе - прямые потомки Чингисхана по мужской линии;
2. Қожа́ — считаются потомками Мухаммеда и четырёх его сподвижников — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров;
3. Толенгуты — каста бывших джунгарских (калмыкских) военнопленных, из которых образовывались ханская дружина, телохранители и придворная прислуга;
О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы. Не полностью раскрыто ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.