Лекции по "Истории Казахстана"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций

Описание работы

1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты

Работа содержит 1 файл

Экз.вопросы-Лекции.doc

— 1.70 Мб (Скачать)

 

 

 

ТЕМА №8: КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

 

1.       Переселенческая политика царизма в Казахстане в начале ХХ века

2.       Казахстан в годы российской революции 1905-1907 гг.

3.       Национально-освободительное движение 1916 года

 

1. Переселенческая политика царизма в Казахстане в начале ХХ века

   В Казахстане в начале ХХ века наблюдался новый подъем национально-освободительного движения. Его характерной особенностью было то, что национальная интеллигенция, прежде всего будущие лидеры движения Алаш, возглавившие это движение, ставили перед собой не только культурно-просветительские цели (как в предшествующий период), но прежде всего политические цели защиты в новых исторических условиях политических, социально-экономических, культурных прав своего народа.

   Одной из таких целей была борьба против переселенческой политики царизма. Как известно, в начале ХХ века движение переселенцев из различных районов Российской империи в Казахстан усилилось. Царское правительство всячески поощряло этот процесс, преследуя вполне определенные цели: отвлечь крестьян (потенциально главную движущую силу революции), составлявших основную массу переселенцев, от участия в революционном движении; решить за счет ущемления интересов местного населения аграрный вопрос в самой России; укрепить здесь свое присутствие, в том числе военное. Например, к началу ХХ века в Казахстане, помимо регулярных частей царской армии, было сосредоточено около 1 млн. казаков, перед которыми, помимо других, стояла задача предупредить рост освободительного движения. На примере двух наиболее крупных этнических групп Казахстана в начале ХХ века – казахов и русских – можно проследить изменение демографической ситуации. С 1897 года, когда была проведена первая общероссийская перепись населения, по 1917 год русское население Степного края увеличилось более чем в два раза. За это же время численность казахов возросла лишь на 17,5 %.

   В ходе осуществления переселенческой политики имело место массовое изъятие самых лучших, плодородных земель у местного, преимущественно казахского населения. Царские чиновники в свое оправдание приводили довод о малой плотности населения в Казахстане, большом количестве якобы пустовавших, либо непродуктивно использовавшихся земель. Абсолютно не учитывался тот факт, что на территории Казахстана с учетом суровых, резко-континентальных природно-климатических условий, веками складывались традиционные районы земледелия и скотоводства с разумным, экономически обоснованным балансом между количеством населения и земли. Известно, что значительная часть территории Казахстана по почвенно-климатическим показателям относится к зоне «рискованного земледелия». Переселенцы, будучи в большинстве своем земледельцами, использовали предоставлявшиеся им участки земли по прямому назначению, то есть для выращивания, прежде всего зерновых культур. Тонкий верхний плодородный слой земли (гумус) быстро истощался, урожайность постепенно падала, снижались доходы переселенцев. Во многих случаях они были вынуждены переходить к традиционному для степных районов скотоводству, либо, не сумев приспособиться к местным условиям, возвращались обратно. Набирал темпы процесс обратного переселения.

   К 1917 году у казахов в общей сложности было изъято примерно 45 млн. десятин земли (1 дореволюционная земельная российская десятина = 1,45 га). Естественно, что это, равно как и ущемление иных интересов вызывало очень серьезное недовольство местного населения. Аграрно-переселенческий вопрос был одним из важнейших политических вопросов в масштабе всей Российской империи, в том числе Казахстана. Как показала отечественная история первых десятилетий ХХ века, нерешенность земельного вопроса послужила одной из причин серьезных исторических событий.

 

2. Казахстан в годы российской революции 1905-1907 гг.

 

   Первая российская революция 1905-1907 гг. безусловно оказала влияние на Казахстан, способствуя росту национально-освободительного движения. Однако, в Казахстане, в силу малочисленности и недостаточной политической организованности рабочих, революционно-рабочее движение не получило широкого размаха в отличие от России. Национальная интеллигенция, прежде всего будущие лидеры движения Алаш, ставили не только культурно-просветительские цели, но и стремились законными, политическими методами защитить в новых исторических условиях права своего народа. В это период появились новые формы политической борьбы, которые способствовали росту национального самосознания – митинги, демонстрации, съезды общественности, политические статьи на страницах газет и журналов.

   В июле 1905 года на ярмарке недалеко от г. Каркаралы было принято обращение к царскому правительству, в котором содержалось требование прекратить переселенческое движение из России, ввести официальное делопроизводство на казахском языке и т.д. Широкий резонанс в казахской степи получил царский манифест от 17 октября 1905 года, который даровал народам России политические свободы, в том числе впервые в российской истории провозгласил всеобщие выборы в Государственную Думу. Благодаря усилиям представителей казахской интеллигенции, содержание манифеста было своевременно переведено на казахский язык и стало предметом активного обсуждения на многочисленных съездах, собраниях общественности. В декабре 1905 года в Уральске и в феврале 1906 года в Семипалатинске состоялись съезды казахской интеллигенции с участием представителей оппозиционных политических партий России. Наряду с обсуждением актуальных общественных проблем на этих съездах впервые в истории национально-освободительного движения в Казахстане был поставлен вопрос о необходимости создания национальной политической партии.

   Казахские депутаты приняли активное участие в работе 1-й и 2-й Государственной Думы. Совместно с депутатами от других мусульманских народов России в составе Думы была образована мусульманская фракция. Помимо работы в Думе, представители казахской интеллигенции участвовали в 1-3 съездах Союза мусульман России, публиковали свои статьи на страницах общероссийских периодических изданий, как официальных, так и оппозиционных. 1-я и 2-я Государственные Думы как высшие законодательные органы власти России, работавшие в период 1905-1907 гг., пытались проводить политику широких буржуазных реформ. Это приводило к постоянному противостоянию с царским правительством, защищавшим интересы самодержавной власти. В результате обе Думы были распущены царскими указами. Так, 3 июня 1907 года одним указом была распущена 2-я Дума и введен в действие новый избирательный закон, по которому представительство многих российских народов в будущей Думе сильно сокращалось, а казахский народ вообще был лишен избирательных прав. Таким образом, казахи были лишены возможности легальными политическими методами отстаивать национальные интересы в высшем законодательном органе власти России.

   После событий 3-го июня 1907 года революционное движение в России и национальное движение в Казахстане пошли на спад. Начались политические репрессии. Тем не менее национально-освободительное движение Казахстана продолжило свое развитие, главным образом, через политическую прессу. Одним из наиболее крупных и авторитетных периодических изданий дореволюционного Казахстана является газета «Казах», вокруг которой сплотились Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Смагул Садуакасов и многие другие видные представители казахской интеллигенции.

   Национальное движение Казахстана в начале ХХ века разделилось на два политических направления – «западников» и «тюркофилов». «Западники» (в будущем движение Алаш) выступали за сохранение и развитие национальной культуры. Вместе с тем, они считали необходимым и возможным сознательное усвоение передового опыта развитых стран мира. По их мнению, Казахстан должен был быть светским демократическим государством. «Тюркофилы» (позднее партия Шура-и-исламия) стремились к полному отделению от России и созданию в Казахстане исламского государства на основе шариата.

 

3.Национально-освободительное движение 1916 года

   Национально-освободительное движение 1916 года – одно из важнейших событий отечественной истории, в том числе истории национально-освободительного движения.

   Главной причиной вооруженного выступления явилось негативное восприятие колониальной политики царизма в Казахстане, которая находила выражение в различных аспектах – продолжавшееся движение переселенцев, массовое изъятие земель у местного населения, произвол царской администрации, политическое, духовно-культурное бесправие казахов. Все эти факторы накапливали критическую массу народного недовольства. Кроме того, продолжавшаяся 1-я мировая война, в которой Россия принимала участие, до предела обострила ситуацию внутри России, в том числе в Казахстане.

  Поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации на тыловые работы мужского «инородческого» населения в возрасте от 19 до 43 лет.

   Отношение к царскому указу и начавшемуся вооруженному сопротивлению в казахском обществе было неоднозначным. Небольшая часть аристократической верхушки, преследуя личные цели, прежде всего опасаясь за свое имущественное и социальное благополучие, выступила в поддержку указа и против восстания. Революционная интеллигенция, т.е. будущие большевики, наоборот поддержали и возглавили вооруженную борьбу (Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин и др.). Позиция представителей движения Алаш вплоть до недавнего времени в исторической науке Казахстана оценивалась необъективно. Например, в одном из учебных пособий (см. История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993) действия лидеров Алаша определяются как  «нерешительные». На самом деле ни о какой нерешительности не шло и речи. Лидеры Алаша преследовали единственную цель – уберечь народ от жертв и кровопролития. Будучи дальновидными политиками, учитывая предшествующий опыт освободительного движения и современную ситуацию, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и их соратники прекрасно понимали, что открытое вооруженное столкновение с превосходящей по силам Россией преждевременно и гибельно для казахов. Об этом было написано в обращении «К сынам Алаша», опубликованном в газете «Казах» в 1916 году. Кроме того, они неоднократно обращались лично к соотечественникам с призывами во имя будущего подчиниться царскому указу и прекратить вооруженное сопротивление. Алихан Букейханов в период восстания был заведующим инородческим отделом при штабе Западного фронта. Не ограничиваясь призывами проявить благоразумие, он вместе со своими соратниками предпринимал практические усилия для облегчения положения соотечественников, мобилизованных на тыловые работы и скорейшего возвращения их на родину.

   Тем временем, вооруженное восстание охватило практически все районы Казахстана. Наиболее массовым и организованным было выступление в Тургайской области под руководством Амангельды Иманова. Несмотря на героизм восставших, их сопротивление было подавлено. Тем не менее, вооруженная борьба продолжалась вплоть до Февральской революции 1917 года. Репрессии коснулись и местного населения. Жестокость царизма по подавлению восстания вызвала возмущение как в Казахстане, так и в самой России. Представители многих буржуазный политических партий, в том числе будущий глава Временного правительства Александр Керенский, выразили свой протест.

   Восстание 1916 года как важнейший этап истории казахского национально-освободительного движения имеет большое историческое значение. Оно в немалой степени способствовало дальнейшему нарастанию политического кризиса в России в целом и явилось одной из предпосылок Февральской революции 1917 года.

   Современная историческая наука Казахстана характеризует восстание 1916 года как антиколониальную, национально-освободительную революцию, как один из этапов борьбы народов Востока против колониального господства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА № 9: КАЗАХСТАН В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

1.       Февральская революция 1917 года в Казахстане

2.       Октябрь 1917 года. Установление советской власти в Казахстане

3.       Гражданская война на территории Казахстана

4.       Политика «военного коммунизма»

 

1.       Февральская революция 1917 года в Казахстане.

   Восстание 1916 года в Казахстане было составной частью все нарастающего революционного движения в России. Поражения России на фронте, гибель миллионов людей, ухудшение положения народа – все это породило массовое недовольство. В итоге в стране сложилась революционная ситуация. В 1917 году, в результате февральской буржуазно-демократической революции 23-27 февраля, было свергнуто самодержавие, и закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Царская власть окончательно пала. Это был главный итог революции. В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции.
   Главным отличием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие: буржуазное Временное правительство и Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В Казахстане, как и во всей стране, в марте и апреле 1917 года, наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов в Семипалатинске, Алма-Ате, Петропавловске, Кокчетаве, Павлодаре и др. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1 – 3 марта прошли выборы в Советы и состоялись первые их заседания.
   В первое время после февральской революции население края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам – землю, а рабочим – восьмичасовой день. Но буржуазное Временное правительство продолжило аграрную и национальную политику самодержавия. В Казахстане продолжалось изьятие земель и преследование участников восстания 1916 года.
Основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явилась Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство устранило от власти бывших военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной администрации. В марте 1917 года были арестованы вице-губернатор Уральской области, генерал-губернатор Западной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске, Петропавловске, Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные действия были применены и по отношению к чинам колониальной администрации в ряде уездов Семиреченской и Семипалатинской области. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и другие. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы.
   Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников, а так же представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев – Семиреченской области, М.Шокай в Туркестане. Кроме того, в Семипалатинской области комитет Временного правительства возглавил комиссар К.Ляшкевич – председатель Семипалатинского союза кооператоров. Комиссаром Уральской области 8 марта 1917 года был назначен военный губернатор области Г.Бизянов, в Акмолинской области комиссаром стал Н.Лепко. Комиссаром временного правительства по всему Степному генерал-губернаторству был назначен И. Законов, а для управления Туркестанским краем 7 апреля 1917 года Временным правителством был создан Туркестанский комитет во главе с членом Государственной Думы Н. Щепкиным.
   В Казахстане были образованы национальные областные и уездные комитеты во главе с казахской интеллигенцией. В областях и уездах были созданы казачьи комитеты, органы власти казачьих станиц Оренбургского, Сибирского, Уральского и Семиреченского казачьих войск, которые поддерживали Временное правительство. Татарские и уйгурские купцы объединились в мусульманские, татарские и другие комитеты. Так, 7 марта 1917 г. в Верном был образован общемусульманский комитет – курултай во главе с З. Тазетденовым. Эти комитеты создавались для поддержки Временного правительства.
   В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы, большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Казахстане стали Советы как органы народной власти. В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы, меньшевики и эсеры.
   Политические партии и течения в Казахстане. Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция Южных областей Казахстана, входившие в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз».
   Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интеллигенции. Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года, включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте, в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.
   В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и других образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная спеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д.
Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие-Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения. Основная задача революционного союза была борьба с Временным правительством, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.
   Март 1917 года был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников. Городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте и других городах и железнодорожных станциях Казахстана были объедененными: в них состояли как большевики, так и меньшевики.
   Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии, отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шура-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шура-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шура-и-Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».
   Партия «Үш жұз» сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Кольбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.

   Как показала история, Временное правительство так и не решило двух главных вопросов -  аграрного (возврат незаконно отнятых в ходе переселенческого движения земель) и национального (предоставление автономии). Как следствие – дальнейшее обострение политического кризиса в России, приведшее к событиям Октября 1917 года.


2. Октябрь  1917 года. Установление Советской власти в Казахстане.

   Победа буржуазно-демократической революции в феврале 1917 года резко изменила расстановку политических сил в стране. Все политические силы условно можно было разделить на два больших лагеря: умеренный (кадеты, правые эсеры, меньшевики), радикальный (большевики, левые эсеры, анархисты). Первый лагерь ориентировался на развитие страны по пути представительной демократии (диктатура буржуазии). Второй лагерь ориентировался на развитие страны по пути социалистической революции т. е требовал передачи всей власти в руки Советов, либо мирным путем, либо путем вооруженного восстания, при этом большевики стояли на позициях установления диктатуры пролетариата. Политическая ситуация в стране: война, разруха, продовольственные трудности, хаос и анархия делали неизбежным дальнейшее обострение кризиса.

   Лидер большевиков В. И. Ленин разработал план борьбы партии и народа за переход от буржуазно-демократического этапа революции к социалистическому. Основу плана составили “Апрельские тезисы”, в которых определялись стратегия и тактика партии по мирному развитию революции. Наличие оружия в руках народа, отсутствие со стороны реакции над народом обеспечивали возможность мирного пути к социалистической революции. В этот период лозунг большевиков был “Вся власть Советам!”. Это означало, что власть могла перейти к Советам мирным путем, но Ленин настаивал на вооруженном восстании, так как полагал, что противники власти Советов не отдадут власть так просто. Так и случилось. 10 октября, а затем 16 октября 1917 года на заседаниях ЦК партии большевики приняли решение: курс – на вооруженное восстание.
   24 октября вечером в Смольный – центр восстания, из своего последнего подполья прибыл Ленин, восстание вступило в решающую фазу. Утром 25 октября (7 ноября) Военно-революционный комитет (ВРК) обратился с подготовленным Лениным воззванием “К гражданам России”, в котором было сказано: “Товарищи рабочие, солдаты, крестьяне и все трудящиеся! Берите всю власть в руки своих Советов. Берегите, храните как зеницу ока, землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт – все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием. Временное правительство низложено” (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.16, с.53)
II съезд Советов. Вечером (22 часа 45 минут) 25 октября 1917 года открылся II Всероссийский съезд Советов. Съезд принял, в ночь с 25 на 26 октября воззвание “Рабочим, солдатам и крестьянам!” и провозгласил установление Советской власти.
Вечером 26 октября открылось второе заседание съезда. На этом заседании были приняты первые декреты Советской власти – “Декрет о мире”, “Декрет о земле”, и “Декрет о власти”.
   Декрет о мире, предлагал воюющим сторонам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. В нем также провозглашался отказ от тайной дипломатии и от договоров, подписанными царским и Временным правительствами. Сущность Декрета о земле сводилась к отмене частной собственности на землю, национализация всей земли и ее недр. Конфисковывались земли помещиков и крупных собственников. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Запрещались применение наемного труда и аренда земли. Вводилось уравнительное землепользование.
На II съезде Советов было создано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). В Совнарком вошли крупные деятели большевистской партии: А.И Рыков – нарком внутренних дел, Л.Д Троцкий – нарком иностранных дел, А.В Луначарский – нарком просвещения, И.В Сталин – нарком по делам национальностей. П.Е Дыбенко, Н.В Крыленко и В.А Антонов-Овсееенко стали комиссарами по военным и морским делам. Возглавил первое советское правительство В.И Ленин.
II съезд избрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). В него вошли большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались от участия в работе ВЦИК. Председателем ВЦИК стал Л.Б Каменев. Таким образом, II съезд Советов провозгласил об установлении Советской власти в стране и о начале новой эры в истории человечества.
2 ноября 1917 года была опубликована “Декларация прав народов России”, провозглашавшая равенство и суверенитет народов России, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования отдельных государств, и также, провозглашалась отмена национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населявших Россию.
20 ноября 1917 года было опубликовано обращение Советского правительства “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”, в котором были опубликованы свободными и неприкосновенными национальные и культурные учреждения, обычаи и верования мусульман.
  Весть о победе вооруженного восстания в Петрограде и утверждении там Советской власти достигла Казахстана. Началось установление Советской власти в Казахстане.
В промежутке с конца октября 1917 года до марта 1918 года Советская власть была установлена главным образом в городах и других наиболее населенных пунктах Казахстана.
   Процесс установления власти Советов в Казахстане по ряду причин затянулся. На большой части края, в особенности в районах, прилегающих к железным дорогам и крупным рабочим центрам, где контрреволюция не смогла организовать вооруженное сопротивление революции, Советская власть устанавливалась мирным путем. Там же, где контрреволюция имела реальную возможность для вооруженного сопротивления (главным образом в районах казачьих войск), Советская власть победила в результате разгрома сил контрреволюции. Первыми взяли власть в свои руки 30 октября 1917 года рабочие и солдаты Перовска (Кзыл-Орда), в то время крупной железнодорожной станции, где размещался сравнительно большой гарнизон. После победы вооруженного восстания 28 октября 1917 года в Ташкенте, возглавляемом большевиками (административный центр Туркестана) советская власть мирным путем утверждается в Аулие-Ате (г. Джанбул), Черняево (г. Чимкент), Казалинске, 22 ноября 1917 года свершился переход власти к Советам в Петропавловске, 27 декабря в Акмолинске.
В Уральске, Оренбурге, Верном с участием меньшевиков и эсеров были созданы “войсковые правительства”, взявшие курс на подготовку и развертывание борьбы с Советской властью. В Семипалатинске, Павлодаре и Усть-Каменогорске правили ставленники мелкобуржуазного “делегатского собрания”. Наряду с казачьими полками, дружинами, офицерско-юнкерскими отрядами реакция получила в этих краях (местах) активную поддержку от казахской интеллигенции. После того, как атаман А.И Дутов совершил 14 ноября в Оренбурге переворот и начал открытые военные действия против красногвардейских отрядов Поволжья и Приуралья, лидеры казахской интеллигенции 5–13 декабря 1917 года созвали в Оренбурге съезд партии “Алаш”, который выработал программные установки; объявил об установлении автономии Алаш-Орды и создании правительства во главе с А.Букейхановым. Этот съезд наметил создание национальной вооруженной силы в форме милиции численностью 25 тысяч человек. Лидеры партии “Алаш” и правительства Алаш-Орды установили тесную связь с войсковыми правительствами Уральска, Верного и вошли в состав “делегатского собрания” в Семипалатинске. На борьбу с силами Дутова, которые отрезали Туркестан и Южные районы Казахстана от центра, были направлены крупные соединения войск во главе с П.А Кобозевым, С.Д Павловым, В.А Блюхером, А.Т Джангильдиным. Вместе с красногвардейцами Ташкента, Казалинска, Перовска, Актюбинска они разгромили дутовцев, ликвидировали “оренбургскую пробку”. 25 декабря 1917 года была установлена Советская власть в Кустанае.
   Разгром атамана Дутова, победа Советов в Западной Сибири и на севере Казахстана оказали большое влияние на положение дел в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Павлодаре. Эсеры и меньшевики быстро теряли там влияние на массы, особенно после того как население узнавало о декретах Советской власти. 19 января Павлодарский Совет взял власть в свои руки. В Семипалатинске 1 января 1918 года была создана самостоятельная большевистская организация и в результате 14 февраля (1 января) в 1918 году Семипалатинский Совет принял решение о переходе власти к Советам и 15 февраля 1918 года избрал “Временный комиссариат”, возложив на него руководство делами города и области.
   В Семиречье, где контрреволюция долго сохраняла военное превосходство, борьба затянулась до весны 1918 года, Советская власть была установлена 3 марта 1918 года в Верном. Значительно сложней была обстановка в Уральской области. Получив поддержку от хлынувших в пределы области из центра представителей офицерства, юнкерства и сыграв на недовольстве казачества Брестским миром, войсковое правительство вскоре после завершения работы областного съезда Советов произвело переворот, казнив большую часть членов избранных на съезде исполкома. Только в Букеевской степи трудящимся при помощи рабочих и солдат Царицына и Астрахани удалось утвердить Советскую власть в декабре 1917 года. На полуострове Мангышлак, Советская власть была установлена еще в ноябре 1917 года. 22 ноября в форте Александровском был организован уездный Совет рабочих, солдат, крестьян и мусульманских депутатов.
Борьба за установление власти Советов на обширной территории Казахстана продолжалась несколько месяцев, среди казахов выделились такие видные борцы за власть Советов, как А.Джангильдин, А.Иманов, С.Сейфуллин и другие.
   Установление Советской власти в Казахстане, начавшееся сразу после событий Октября 1917 года, формально завершилось в марте 1918 года.
Большевики и историки-марксисты (отечественные и зарубежные) назвали Октябрь 1917 года Великой Октябрьской социалистической революцией. Есть и другая точка зрения, согласно которой события Октября 1917 года это государственный переворот, незаконный захват власти и насилие над народом.
 

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"