Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций
1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты
В 766—775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII века распространили своё влияние на Фергану. В 791 году уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 году уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 году джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Иртыш. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам.
В 840 году енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат, карлукам удалось освободиться. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости, и карлукский джабгу правитель Испиджаба Бильге-Кюль Кадыр хан открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул каган.
Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов. Правитель Самарканда объявил «священную войну» против тюрков. В конце IX века арабы захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, население приняло ислам. Ставка кагана перенеслалась из Тараза в Кашгар.
История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана — чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии — Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлукские и тюргешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.
Часть карлуков от кочевали за реки Или и там создали новое государство — Карлукское ханство с столицей в Койлыке.
Карлукский каганат представлял собой систему, где племена владели уделами. Это препятствовало централизации власти, и власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, руководившие крупными племенами, стремились упрочить свои фактически независимые владения.
В государстве была военно-администртивная система правления, было социальное и сословное неравенство, общество делилось на богатых и бедных. Большая часть населения состояла из родовых общинников, которые были зависимы от власть имущих. Система господствовавшей аристократии имела строгую иерархию. Роды и племена карлуков разделялись по своей значимости.
Правящая карлукская знать владела не только пастбищами, но и городскими центрами, так в персидском географическом сочинении X века "Худуд-аль-Алам" упоминается о том, что в стране карлуков насчитывается 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерке, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барысхан, Сикуль, Талгар (Тальхиз) и др. Столица и большинство городов карлуков находились вдоль Великого Шелкового Пути и были важными культурными и экономическими центрами.
Арабские и персидские источники говорят о том, что карлукское объединение состояло из многочисленных родоплеменных групп. Арабский географ ал-Марвази (XII век) отмечает, что в состав карлукских конфедерации входило 9 племен. Наиболее крупные племена карлуков в Семеречье и Южном Казахстана: тусхи, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы.
Население также включило ираноязычных согдийцев, переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
5. ГОСУДАРСТВО ОГУЗОВ (756-1055)
Первоначально огузы расселялись в Семиречье. Вытесненные карлуками, огузы переселились в среднее течение Сырдарьи. Позднее они расселились от Сырдарьи до Волги. Политической консолидации союза племён огузов способствовала борьбе с печенегами.
Первое упоминание о государстве огузов встречается у арабского географа Аль-Якуби называл огузов «царями». В середине VII века в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинала Семиречье и ушла в предгорье Каратау и долину реки Чу. В начале IX века Огузы вместе в союзе карлукми и кимаками уничтожили Кангарский союз и захватили низовья реки Сырдарьяи и степи Приаралья. В IX веке на завоёванной территории огузы образовали своё государство.
Государство огузов играла выжную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году огузы в союзе с Киевской Русью покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы. На рубеже X—XI веков в государстве произошли народные восстания против хищнических сборов налогов. Особенно эти участились во второй половине X века при Али жабагу. Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, которые возглавили восстания захватили Жент, но вскоре были вынуждены оставить Жендельскую область. Во время правления последнего жабагу огузов Шахмалике государство усилилось. В 1041 году он покорил Хорезм, спустя 2 года попал в плен к сельджукам и был казнён.
Восстание народа против высоких налогов ослабили государство огузов. Борьбу против огузских правителей возглавили вожди сельджуков. Ослабленная держава огузов пала под натиском кипчакских племён. Значительная часть огузов под натиском кипчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию.
Жабгу — титул правителя. Власть передавалась по наследству. Выборы жабгу проводились на советах, которые были продолжением народных собраний эпохи военной демократии. Иналы — наследники престола, их воспитывали — атабеки. Кюль—еркины — заместитель жабгу. Сюбаши — главный предводитель войска. Основа имущественного неравенства в огузском обществе — это частная собственность на скот. Основная религия — язычество, шаманизм, позднее Ислам.
В состав огузского государство вошли полукочевые и кочевые племена Семеречья и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI век) огузы делились на 24 племён, из них 12 племён — бузуки, 12 племён — учуки. Бузуки пользовались большими привилегиями.
Традиционная племенная организация
Бузуки (Серые Стрелы)
Кайы (каи) (основатели Османской династии)
Баят
Алка-эвли
Кара-эвли
Языр
Догер
Додурга
Япарлы
Афшар
Кызык
Бегдили
Каркын
Учуки (Три Стрелы)
Баяндыр (баюндуры) (основатели династии Ак-Коюнлу)
Печене
Чавулдур
Чепни
Салур (основатели династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке)
Эймур (имуры)
Алаюнтлу
Юрегир
Игдир
Бюгдюз
Ивэ (основатели династии Кара-Коюнлу)
Кынык (основатели Сельджукской империи)
6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ – средневековое государство, располагавшееся на территории современного Казахстана, и существовавшее примерно с 750 по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.
История
Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше. Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыша и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей. Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племен присоединились к кимакам.
В Х веке огузы были союзниками кимаков. В работе X веке Ибн-Хаукаля была предоставленна карта, показывающая кипчак-киматские и огузские совместные паздбища к северу от Аральского моря, также об этом пишит в своих записях Ал-Масуди и добавляет о совместных учениях кипчаков с огузами вдоль реки Эмба.
На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. Аль-Бируни отмечал в своих произведениях, что огузы с кимаками пасут скот совместно в стране кимаков. Главные западными соседями кимак-кипчаков в Х в. были башкиры, с которыми тесно контактировали самые западные племена кипчаков. Подтверждением этих сведений служит широкое распространение по Южному Уралу в IX—X вв. каменных фигур людей, типично тюркам поясных ремней и др.
В начале XI в. кимаки и кипчаки вытолкнули огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в южно-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить свою сепаратистскую политику от централизованной власти кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим ему подвластным ополчением. Каждый отдельный хан, в свою очередь, имел и свое ополчение. В каганате в это время не было централизованной единой армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, окупируя земли, ранее принадлежащие огузам; мощь кипчаков намного усилилась, и заставила кимаков стать во многих аспектах зависимыми от них. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным планом захвата лучших пастбищ. Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы.
Общественный строй
Каганат делилось на 12 уделов, во главе которых стояли управители.
Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определенное количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше.
Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность.
Археология
В стране существовали десятки городов, развалины которых обнаружены в Южной Сибири и Казахстане. Умерших хоронили в курганах по способу трупоположения или сожжения (кремация). От тюрков — своих ближайших предков — кимаки унаследовали захоронение вместе с умершим коня, изготовление каменных статуй и поклонение богу Тенгри.
Религиозные верования в каганате
Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды, занимались астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддисты, позднее, с VIII в., — ислам.
Известные правители
Алир Кара Уран
Алир Дерек
Иналчик
Абархан
Бачман Хан
7. УЛУС НАЙМАНОВ. В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно, что они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен «секиз-огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.
Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.
Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.
8. УЛУС КЕРЕИТОВ. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере — 'меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.
Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитая-ми и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.
Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль о наличии генетической связи между кереитами и канглы.
Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплемен-ными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.
Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.