Лекции по "Истории Казахстана"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:56, курс лекций

Описание работы

1. Предмет, цели, задачи курса истории Казахстана
2. Периодизация истории Казахстана. Исторические источники и литература
3. Каменный век Казахстана
4. Бронзовый век. Андроновская культура
5. Сакские племена на территории Казахстана
6. Государства усуней и кангюй
7. Хунну (гунны)
8. Тюркский, Западно-Тюркский каганаты

Работа содержит 1 файл

Экз.вопросы-Лекции.doc

— 1.70 Мб (Скачать)

 

3.       ХУННЫ

   Образование хуннского государства По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло в «период воюющих царств», т.е. 403 – 221 гг. до н.э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов. До поселения хунну в Центральной Азии жили сильные племена жунов и юэчжей -восточноскифские (сакские) племена, они занимали огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии, и вот вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен Сюнну, т.е. хунну.
Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай. В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых, выборным вождем (шаньюем).
В 209 году до н.э. сын вождя Тоумана (Тумана) Маодунь (Моде) объявил себя сенгиром – «высочайшим» - шаньюй.
В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательно установил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге. Но оставались два главных противника Китай и Юэчжи.
В 202 году до н.э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла новая династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гао-ди) стремясь обезопасить границу, зимой в 200 году лично повел войска против хунну. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 году поражением ханьских войск. Китайский император Гао – ди попал в окружение у горы Байден. Императора спасло от гибели только обещание заключить с гуннами мирный договор, основанный на родстве, т.е. выдать за Моде принцессу из императорского дома и платить ежегодную дань гуннам.
Самую жесткую войну Маодуню и его наследнику Лаошань шаньюю пришлось выдержать с юэчжами. Борьба длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. они окончательно разгромили юэчжи, а из черепа вождя юэчжи Лаошань сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юэчжи завладели землями в верховьях Аму-Дарьи и впоследствии создали там Кушанскую державу.
После смерти Моде мирный договор продолжался недолго и Китай в 123 году начал войну против хунну, война протекала с переменным успехом.
В 90 г. до н.э. у горы Яньшань китайцы потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира (основан на родстве). Однако мир сохранялся недолго.
В 59 (56) году до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы связанные с борьбой наследников Сенгира за власть и в 47 г. до н.э. хунну распались на две части южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и были вынуждены откочевать в страну канглы. Таким образом, начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана.
   Вторая волна началась в 1 в. до н.э. (93 г), когда северные хунну боясь агрессии Китая снова двинулись через территорию Казахстана далее на запад Евразии. Этот процесс, протекавший лавинообразно и длившийся более 300 лет (ІI - V вв. н.э), получил в мировой истории название «Великое переселение народов». В 395 г. н.э. хунны подошли к Константинополю- столице Византийской империи, а в середине 5 века вторглись в Западно-Римскую империю. После смерти Аттилы (453 г.), при котором хунны достигли наивысшего могущества, их держава из-за обострившихся междоусобиц распадается.


   Государственное устройство. Устройство гуннского государства было столь же строго иерархично, как их общественная структура. Держава хунну сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами и китайскими царствами. Основатели державы и их преемники видели свою главную цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами). Такое государство могло существовать только как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах.
Во главе государства стоял шаньюй, чья власть была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Сенгира называли «сыном неба» и «Небом и Землей рожденный», Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй.
Власть государя определялась его правами и функциями: а) правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими гуннам, и функцией охраны этой территории; б) правом об объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками; в) правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства и функцией определения внешнеполитического курса; г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.
У него в руках была сосредоточена сакральная власть, т.е. соблюдения культа (культовые обряды) исходили от шаньюя. Он «утром выходил из ставки и совершал поклонение восходящему солнцу, а вечером совершал поклонения луне».
Сенгира окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающее слово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.
Высшие после шаньюя лица в государстве – левый и правый т.е. (западный и восточный) «мудрые князья». Они были его сыновьями или родственниками. Они управляли западными и восточными территориями империи, и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией – все они носили различные титулы и назывались «начальники над десятью тысячами всадников (т.е. темники). Их число было строго фиксировано – 24 высших военачальника, распределенных между левым и правым крыльями войска, западной и восточной частью империи. Темников назначал сам государь. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с населением, проживающим на этой территории. Каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до нескольких тысяч войска. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Какое – либо перемещение племен без приказа шаньюя строго возбранялось.
В пределах своих владений, темник, подобно шаньюю, назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением.
Основной повинностью всего мужского населения государства была военная служба. Каждый гунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей каралась смертью. Все мужчины с детства и до смерти были приписаны к строго определенному воинскому подразделению, и каждый сражался под командованием своего темника.
Гунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижные организованные конницы. Вооружение состояло из лука, копья, меча, кольчуги и лат. Военная тактика у хуннов стояла довольно высоко, и не уступала китайской.
Трижды в год все начальники, как правило, выходцы из 4-х аристократических родов, съезжались в ставку шаньюя для принесения жертв предкам, небу, земле, духам и для обсуждения государственных дел и один раз, осенью – «для подсчета и проверки количества людей и домашнего скота. Эти совещания (собрания) были не столько государственным, а сколько семейным советом родственников – все их участники были родичами шаньюя.
Основным источником права у хуннов был обычай. За тяжкие преступления полагалась смертная казнь. За воровство конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.
В то же время у них появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде – сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.
   Хозяйство. Экономика гуннского общества по описанию Сыма Цяня весьма примитивна.
Основным видом хозяйственной деятельности гуннов всегда было кочевое скотоводство. При экстенсивном скотоводческом хозяйстве, когда корма для скота на зиму не заготовлялись, лошадь имела и то преимущество, что она могла тебеневать, т.е. круглый год находится на подножном корму, добывая траву из-под неглубокого снега.
Кроме огромных табунов лошадей, основным богатством у гуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности: каждая семья имела права на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи гунны, как отмечает Сыма Цянь «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах». Как и многих кочевников у гуннов существовало многоженство. Предусматривалась и семейная ответственность за чужого имущества, прежде всего скота – семья виновного могла быть обращена в рабство.
Хунну, как и другие кочевники Евразии жили в крытых повозках, войлочных шатрах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система – отопления – дымоходы очагов, положение горизонтально у стен, обогревали дома.
Одежда у гуннов изготовлялись в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажный материал.
Сегодня известно 10 укрепленных городов хунну и большое количество неукрепленных поселков.
Однако с представлениями о чисто кочевом характере гуннского общества никак нельзя согласиться. Упоминания в источниках о городах в глубине гуннских земель, о хранимых там запасах зерна можно сделать вывод о том, что гунны занимались земледелием, охотой и ремеслом.
В Забайкалье археологи исследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволга в Селенгу. Там обнаружены следы железоделательного и бронзоволитейного производства, а главное сошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменные зернотерки. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие деревянные, и земля выкапывалась не глубоко. Развитию земледелия, однако, препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственное производство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворяло потребности довольно многочисленного населения (по расчетам исследователей около 1,5 млн. человек).
   Социальное устройство. Социальное устройство гуннского общества и его государственная организация не могут реконструированы с достаточной полнотой, но социально развитый характер гуннской империи несомненен. Верхушку общества хунну составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины любого из этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех. Из сказанного можно сделать вывод, что в обществе хунну иерархия родов и племен играла немалую роль. На низшей ступени общества находились покоренные племена, адаптированные в родоплеменную систему хунну. Ниже них были покоренные племена, не включенные в состав хунну; они подвергались особенно безжалостной эксплуатации. Так, подвластные хунну дунху выплачивали постоянную дань тканями, овчиной и кожей. Если дань задерживалась, то хунну казнили родовых старейшин, отнимали и обращали в рабство женщин и детей данников, требуя затем особый выкуп за их освобождение.
Рабство у хунну часто упоминается источниками. Рабами были пленные, но в рабство за различные преступления попадали и сами хунну. Рабы – иноплеменники использовались, прежде всего, в оседлом хозяйстве, они жили вместе с хуннами в укрепленных городах, копали оросительные канавы, пахали землю, участвовали в строительных и горных работах, в различных ремесленных промыслах. Положение рабов – хунну неясно; возможно они составляли низшую часть большой патриархальной семьи.
Таким образом, правящий класс империи хунну, сложился из родоплеменной знати; отношение родства и свойства сохраняли решающее значение для определения социального положения и политической роли каждого, кто принадлежал к высшим слоям гуннского общества.

 

Тема № 4: ЭПОХА ПОЗДНИХ КОЧЕВНИКОВ

1.       Тюркский каганат

2.       Западно-Тюркский каганат

3.       Тюргешский каганат

4.       Карлукский каганат

5.       Государство  огузов

6.       Кимакский каганат

7.       Улус найманов

8.       Улус кереитов

9.       Государство Караханидов

10.   Кыпчакское ханство

11.   Каракитаи / каракидани

   1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552—603) — крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Средней Азии, Северного Кавказа.

   После падения могущества усуней Семиречье превратилось в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V веке отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юечжи, но после войн с жужанями в 418—419 годах они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Чу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад. Семиречье и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году  создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

   Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». Согласно мнению ряда ученых, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану.

   В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанес полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор.

   В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов. В 564 г. войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. под Бухарой. После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути.

   Тюрки и согдийцы, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле.

   В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 г. тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкого пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана (581) произошло ослабление Тюркского каганата, основными причинами которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат.

   Государственное устройство

Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы.

   Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

   Этнический состав

        Тюркюты

        Уйгуры

        Теле

        Кидани

        Енисейские кыргызы

        Согдийцы

   Хронология

   Ниже приведены известные события, относящиеся к истории древних тюрок и Тюркского каганата.

        552 — Тюркский каган Бумын поднял мятеж против жужаней. Гибель государства жужаней. Образование Тюркского каганата на Алтае. Смерть Бумына. На престол сел Кара Иссык Хан.

        553 — Смерть Кара Иссык Хана. На престол сел Мукан-каган.

        554 — Поход Истеми-кагана на запад.

        566 — Средняя Азия в составе Тюркского каганата.

        между 567 и 571 — Покорение Тюркским каганатом хазар и булгар.

        569 — Началось война с Персией.

        569 — мир с Персией.

        572 — Смерть Мукан-кагана. На престоле — Тобо Хан.

        576 — Смерть Истеми-кагана.

        576 — Смерть Тобо Хана.

        581 — Начало кризиса в Каганате.

        590 — Подчинение Гаочана Каганатом.

        593 — Кризис в Каганате закончился.

        603 — Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный. Территория Казахстана и Средней Азии вошло в состав Западно-Тюркского каганата

Каганы тюркского каганата из рода Ашина

        Бумын — каган 552—553

        Кара Иссык Хан — каган 553—554

        Мукан-каган — каган 554—572

        Тобо Хан — каган 572—581

        Амрак — каган 581

        Бага-Ышбара хан — каган 581—587

        Чоллыг-Джагбу-Бага хан — каган 587—588

        Юн-Улуг — каган 588—599

        Кара-Чурин-Тюрк — каган 599—603

2. ЗАПАДНО-ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ  (от Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и сев.-вост. Индии. Ядром был кочевой район Джунгарии, населённый племенем дулу, и Западный Тянь-Шань с племенами нушиби, которые вели ожесточённую междоусобную войну в 630 году по 651 год. Управлялся каганами династии Ашина. Опорой Западно-тюркского каганата на севере были кыпчаки)

Образование каганата

   В конце VI века от Тюркского каганата отделилась его восточная часть. С тех пор независимо друг от друга стали существовать Западный и Восточный каганаты.

  В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу от нее — пять племен нушиби.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"