Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция

Описание работы

Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

Содержание

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но

Работа содержит 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     К числу основных принципов, на которых  построена Конституция 1949 г., относятся разделение властей и буржуазный федерализм. Первый из них не препятствует закреплению ведущего положения исполнительной власти, доминирующей роли федерального правительства. Второй (в отличие от Веймарской конституции) предусматривает значительное расширение прав земель и отдает приоритет им перед федерацией в осуществлении государственной власти.

     Характерной особенностью Конституции 1949 г. является закрепление в ней специального механизма, призванного гарантировать «охрану конституции». С этой целью предусмотрены нормы о возможности лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их «антиконституционности», о недопустимости изменения ряда «основополагающих» установок конституции и др.

     Основополагающие  принципы конституционного устройства ФРГ находят непосредственное выражение в системе высших органов государственной власти: бундестага, бундесрата, президента, правительства и органов правосудия.

     Бундестаг (его функции изложены в 38-48 статьях) является общегосударственным

органом народного представительства. Он избирается на четыре года населением всеобщим, прямым и тайным голосованием по смешенной избирательной системе. Его депутаты являются представителями всего народа, « не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести» (ст. 38).

     Бундестаг наделен законодательными полномочиями, а также правом ратификации международных договоров, участия в выборах федерального президента, формирования правительства.

     Он  утверждает бюджет, избирает главу  правительства, может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства. Неодобрение бундестагом деятельности правительства влечет за собой вотум недоверия, который выражается не отдельному министру, а федеральному канцлеру, вместе с которым должно уйти в отставку и правительство.

     Бундесрат, вторая палата парламента, формируется  правительствами земель из числа их членов и не является представительным органом. (Его функции определены в 50-53 статьях Конституции 1949 г.). Число представителей земли колеблется от трех до пяти человек. «Через бундесрат земли участвуют в законодательстве и администрации Федерации и в делах Европейского союза» (ст. 50). Согласие необходимо для принятия законов, когда они изменяют конституцию, касаются структуры земельных органов. Законопроекты правительства ФРГ перед их внесением в бундестаг передаются на рассмотрение бундесрата, который высказывает по ним свое мнение.

     Полномочия  федерального президента, главы государства, определены 54-61 статьями Конституции (59 статья отменена 24 июля 1968 г.). Он избирается на пять лет федеральным собранием, которое созывается на этот случай в составе всех депутатов бундестага и равного им числа представителей земель, избранных их парламентами (ландтагами). Права президента - представительство федерации, заключение международных договоров, объявление состояния войны и др.; во внутренних делах - назначение и увольнение федеральных судей и чиновников, право помилования, выбор кандидатуры канцлера для его последующей баллотировки в бундестаге и т.д. По сравнению с Веймарской Конституцией роль президента существенно ослабла. Она ограничена в пользу федерального правительства и его главы - канцлера.

     Статья 61 предусматривает возможность «возбудить перед федеральным Конституционным судом обвинение против федерального Президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона». Решение о предъявлении обвинения требует большинства двух третей членов бундестага или двух третей голосов бундесрата.

     Центральное место в системе высших органов  федерации занимает правительство, полномочия которого определены в 62-69 ст. Конституции. Западногерманский парламент формирует и отзывает не все правительства. Он избирает без обсуждения только канцлера и может выразить недоверие только ему (при одновременном избрании другого канцлера). Отказ канцлеру в доверии бундестагом может быть преодолен в определенных случаях путем роспуска президентом самого бундестага. Остальные члены правительства назначаются и отзываются с должности президентом по предложению канцлера.

     Федеральное правительство пользуется правом законодательной  инициативы. Оно может провести интересующий его законопроект даже вопреки позиции бундестага в случае «законодательной необходимости». На основании закона правительству и министрам может быть предоставлено полномочие на издание нормативных актов.

     Правительство ФРГ занимает ведущее положение в сфере исполнительной власти. Особая роль здесь принадлежит канцлеру. Он определяет основы внешней и внутренней политики государства, контролирует деятельность федеральных министров в закрепленной за ними области, вносит изменения в состав правительства и в компетенцию отдельных его членов.

     Важным  звеном государственной организации  ФРГ являются органы конституционного надзора и судебная система. К числу федеральных органов относятся федеральный конституционный суд и федеральные суды. Судебная власть осуществляется судьями, которые назначаются пожизненно. Члены федерального конституционного суда избираются поровну бундестагом и бундесратом. 

     Конституционный суд наделен широкими полномочиями: осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов; рассматривает споры о правах и обязанностях между высшими органами федерации, федерации и земель; имеет право запрещать деятельность политических партий за их «антиконституционность»; лишает граждан конституционных прав. Конституция предусматривает создание также федеральных судов в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции.

     В ФРГ как федеративном государстве  существует весьма разветвленная система  земских органов. Согласно Конституции 1949 г. конституционное устройство земель должно соответствовать принципам основного закона федерации. В землях на основе принятых в них конституций создаются однопалатные (кроме Баварии, где существует двухпалатный парламент) представительные органы (ландтаги), правительства и другие органы управления. В Конституции ФРГ содержится ряд положений о приоритете федерального права над правом земель, об осуществлении федерацией права наблюдать за исполнением землями федеральных законов, которые использовались правящими кругами страны для централизации государственной власти, дальнейшего подчинения земель федерации.

     В отличие от многих буржуазных стран  в основном законе и законодательстве ФРГ содержатся многочисленные положения  о назначении, организации и деятельности политических партий.

     Основной  партией крупной западногерманской  буржуазии является Христианско- демократический  союз (ХДС), которая организационно оформилась в 1950 г. на базе местных организаций, существующих с 1945 г. Очень близка к ХДС партия Христианско-социальный союз (ХСС), которая основана в 1945 г. Влиятельной буржуазной партией является созданная в 1948 г. Свободная демократическая партия (СвДП). Массовой партией реформистского характера является воссозданная в 1946 г. Социал- демократическая партия Германии. Имеются и другие политические партии. Однако их влияние на политическую жизнь страны, как правило, не очень высокое. И добиваются они успехов лишь в союзе с крупными партиями.

     Важнейшее значение для развития государственности  и политического строя Западной Германии имело длительное правление ХДС/ХСС. С 1949 по 1968 г.г. этот блок возглавлял правительство, вступая в разные годы в коалиции как с открыто реакционными партиями, так и со СвДП и СДП Г. В указанные годы в государственном механизме в еще большей мере возросла роль правительства, развивались централистские тенденции в государственном устройстве, сложилась система канцлерского правления.

     В 1954 и 1956 г.г. были приняты поправки к  конституции, открывшие путь ФРГ  для участия в НАТО и создания бундесвера, в том числе для введения всеобщей воинской повинности. Эти изменения сопровождались изданием в 1955 г. закона об утрате силы всех законов Союзного контрольного совета о демилитаризации Германии.

     В 1968 г. были приняты чрезвычайные законы. Они содержат значительные ограничения конституционных прав граждан (на выбор профессии, свободное передвижение по стране и др.) и предоставляют правительству большие полномочия в вопросах мобилизации экономических ресурсов, регулирования трудовых отношений и т.д.

     В 1968 г. были приняты также поправки к Конституции 1949 г., получившие название «чрезвычайной конституции», которая предусматривала возможность введения бундестагом чрезвычайного положения в форме «состояния обороны» или «состояния напряженности». Введение «состояния обороны» влечет за собой расширение законодательных и исполнительных полномочий федерации за счет земель, дальнейшее ограничение прав граждан и т.д. «Состояние напряженности» может объявляться бундестагом при наличии опасности для «существования» ФРГ или «свободного демократического строя» федерации или земель, а по существу при любом серьезном обострении внутриполитического положения. В этом случае федеральному правительству предоставляются широкие полномочия по использованию вооруженных сил для оказания «поддержки полицией борьбы с вооруженными и организованными группами», защиты гражданских объектов и т.д.

     Нарастание  социально-экономических трудностей в ФРГ в конце 60-х годов, кризис внешней политики, которую проводила коалиция ХДС/ХСС обусловили приход к власти в 1969 г. «социально-либеральной» (или «малой») коалиции СДПГ СвДП, которая находилась у власти до 1982 г.

     Новый правительственный блок выдвинул более  реалистический курс во внешней политике, отразившийся в «новой восточной  политике» канцлера В. Брандта. Положительным результатом этого курса явилось подписание ФРГ договоров о нормализации отношений с СССР и восточноевропейскими странами.

     В начале 80-х годов «малая коалиция»  переживала глубокий кризис. Он был  вызван явными неудачами социальной политики и попытками преодолеть экономические трудности, непопулярной линией правительства на активную поддержку военных приготовлений НАТО. В октябре 1982 г. «малая коалиция» распалась, правительство возглавил лидер ХДС Г. Коль. На последовавших в марте 1983 г. выборах в бундестаг победу одержал блок ХДС/ХСС (48,8% голосов), который в союзе со СвДП образовал федеральное правительство.

     Объединение Германии. Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР, который назревал в течение последних четырех лет и привел к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с октября 1989 г. по октябрь 1990 г., когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением.

     После серьезных политический изменений  в ГДР в конце 1989 - начале 1990 гг. правительство Г. Коля активизировало свою деятельность за объединение двух германских государств. Образование единого германского государства, официально провозглашенного 3 октября 1990 г., стало возможным прежде всего благодаря подъему весной 1990 г. массового гражданского движения в ГДР за объединение страны и советской внешней политики, основанной на концепции нового политического мышления.

     Создание  общегерманского государства происходило на договорной основе. 18 мая 1990 г. был подписан первый государственный договор между ФРГ и ГДР о валютном, экономическом и социальном союзе. Для смягчения действия ряда неблагоприятных социально-экономических последствий объединения для населения ГДР был предусмотрен ряд переходных мер в промышленности, сельском хозяйстве, социальном страховании.

     31 августа 1990 г. был подписан  второй государственный договор  о механизме вхождения ГДР  в ФРГ. Он вступал в силу 3 октября 1990 г., когда прекращался суверенитет ГДР и она входила в состав ФРГ.

     Основные  политические, правовые и социально-экономические  институты ГДР или прекращали свое существование, или преобразовывались  в соответствии с принципами социально-экономического и государственно-правового устройства ФРГ. На территории бывшей ГДР было создано пять земель. Национальная народная армия ГДР ликвидировалась, определенная ее часть на особом статусе была включена в бундесвер.

     Объединение Германии опиралось на согласие четырех  великих держав. 12 сентября 1990 г. в Москве министры иностранных дел СССР, США, Великобритании Франции, ФРГ и ГДР подписали договор, призванный обеспечить внешние условия германского единства. Права четырех держав в отношении Германии прекращались.

     После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города - Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения.

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"