Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция

Описание работы

Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

Содержание

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но

Работа содержит 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Вводилось всеобщее и прямое избирательное  право при тайном голосовании. Избирать могли все французы от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть лица от 25 лет.

     Специальная глава конституции была посвящена  демократическим правам и свободам. Органы центрального и местного управления не изменились.

     Президентский переворот и Вторая империя. В конституции 1848 года не было необходимых противовесов на случай возможного конфликта конституционных властей. Ст. 68 предусматривала возможность в случае нарушения президентом Конституции лишения его полномочий и передачи исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной силой для этого. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Собрания, но зато мог сделать это силой. Так и случилось. В декабре 1851 года Луи-Наполеон при помощи войск разгоняет Национальное собрание. Конституция 1848 года упраздняется.

     Государственный переворот закрепила новая Конституция 1852 года. По ней вся полнота власти передавалась в руки Президента. Ему подчинены все звенья государственного механизма: армия, жандармерия, полиция, административно-финансовый аппарат. Президент получил право назначать и смещать всех высших должностных лиц.

     Законодательная власть осуществляется Государственным  советом, Законодательным корпусом и Сенатом совместно с Президентом.

     Президент назначает членов Государственного совета, Сената и утверждает кандидатов в депутаты Законодательного корпуса. Право законодательной инициативы также принадлежало только президенту.

     Президента  отличало от монарха только то, что  его власть не была наследственной, он избирался на 10 лет. Однако в ноябре 1852 года империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором под именем Наполеона Ш. В стране устанавливается военно-полицейская диктатура.

     Лавируя между интересами буржуазии и  пролетариата, император пытается выступить посредником между ними, играя роль надклассового арбитра.

     Крах  наполеоновской империи предопределило поражение Франции в войне  с Пруссией. В сентябре 1870 г. французские войска были разгромлены в решающем сражении под Седаном. Как только весть о поражении дошла до Парижа, там вспыхнуло народное восстание. В результате сентябрьской революции власть перешла к представителям прежней оппозиции в наполеоновском Законодательном корпусе. Франция была снова провозглашена Республикой.

     Государственный строй Парижской  коммуны и Третьей  Республики. Поражение Франции в войне с Германией вызвало подъем патриотического движения в стране. Стали создаваться партизанские отряды в областях, занятых немцами. В тылу усилился приток добровольцев в Национальную гвардию (территориальное ополчение). В состав этих подразделений вступило большое число рабочих. Особенно это было заметно в Париже, где подавляющая часть городской Национальной гвардии (около 200 батальонов) составляли рабочие или группы, примыкающие к ним. Правительство было обеспокоено подъемом народного движения.

     Революция 18 марта 1871 года. В ночь на 18 марта 1871 года отряд правительственных войск попытался захватить пушки парижской Национальной гвардии. Это должно было стать первым шагом на пути разоружения и подавления рабочих. Однако войска отказались стрелять в горожан. Началось братание солдат и народа. Правительство в панике бежало в Версаль. Власть в Париже оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии.

     Органы  власти управления Коммуны. Парижская коммуна была государством диктатуры пролетариата. Высшим постоянно действующим органом нового государства стал Совет Парижской коммуны. Выборные члены Совета на демократически организованных заседаниях определяла политику коммуны по важнейшим вопросам, принимали законы.

     Для претворения в жизнь принятых решений Совет организовывал  из своего состава 10 специальных комиссий. Первая военная комиссия ведала вопросами вооружения, снаряжения и подготовки Национальной гвардии. Вторая продовольственная комиссия осуществляла снабжение города продовольствием. Третья комиссия общественной безопасности должна была вести борьбу со шпионажем, диверсиями, спекуляцией и т. п. Четвертая комиссия труда и обмена руководила общественными работами, должна была заботиться об улучшении материального положения трудящихся, содействовать развитию торговли, промышленности. В ведении комиссии юстиции находились судебные учреждения. Важнейшей задачей комиссии финансов являлась регулирование денежного обращения. В ведение комиссии общественных служб передавалась почта, телеграф, пути сообщения. Комиссия просвещения должна была ввести всеобщее обязательное бесплатное чисто светское образование. На комиссию внешних сношений возлагалось установление связей с отдельными районам страны, а при благоприятных условиях - с правительствами иностранных государств. Особое место занимала исполнительная комиссия. В ее функции входило координирование работ всех других комиссий и исполнение декретов коммуны.

     Сохраняя  представительный характер высшего  органа государственной власти, Совет коммуны соединял в своих руках законодательную и исполнительную власть. Была введена демократическая система всеобщих, равных и прямых выборов в органы государственной власти. Депутаты были ответственны перед избирателями и подотчетны им. В результате выборов, состоявшихся 26 марта 1871 года, подавляющее большинство Совета Парижской Коммуны составили рабочие или их представители.

     Совет Коммуны был тесно связан с  органами государственного управления на местах - окружными муниципалитетами. Депутаты Коммуны, избранные от определенного округа Парижа, возглавляли деятельность муниципалитета данного округа.

     Комиссия  юстиции проводила в жизнь провозглашенные Коммуной демократические принципы организации суда и процесса: выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т. д. Судебный аппарат Коммуны не был создан каким-то одним актом. Он конструировался по мере появления необходимости в новом судебном органе. Судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:

     1. Общегражданские суды:

    а) обвинительное  жюри по делам версальцев;

    б) палаты гражданского суда;

    в) мировые  суды.

    2. Военные  суды:

    а) дисциплинарные суды в батальонах;

    б) суды в легионах;

    в) общеармейский  военно-полевой суд.

     Важное  место в системе юстиции Коммуны  занимала прокуратура, возглавляемая прокурором. Первоначально в ее задачу входило поддержание обвинения при рассмотрении дел в обвинительном жюри. Впоследствии политическая обстановка побудила значительно расширить круг деятельности прокуратуры: вместе с Комиссией общественной безопасности она участвовала в охране нового правопорядка от посягательств на него со стороны контрреволюции.

     Все звенья судебной системы возглавлял Совет Парижской Коммуны. Он же являлся судом первой инстанции по наиболее важным делам. По отношению ко всем остальным судам Совет являлся судом высшей кассационной инстанции.

     Государство Парижской Коммуны просуществовало  чуть больше двух месяцев. Во второй половине мая версальцы, используя значительное превосходство в военной силе, ворвался в Париж. 28 мая 1871 года пала последняя баррикада коммунаров.

     Третья  республика. Основной политической проблемой первых лет после подавления революции был вопрос о будущем государственного строя Франции. Выработка новой конституции была вручена Национальному собранию, избранному еще в годы войны с Германией с единственной целью - санкционировать заключение мирного договора. Его состав был крайне консервативным, монархисты составляли подавляющее большинство. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии.

     Конституционные законы 1875 года. Национальное собрание приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию. Это "Конституционный закон об организации государственных властей", "Закон об организации Сената" и "Закон об отношениях государственных властей".

     В целом, эти три конституционных закона устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Однако нужно отметить, что статья о "президенте республики" была принята большинством всего в 1 голос.

     Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президенту было предоставлено право законодательной  инициативы, опубликования законов, наблюдение за их исполнением. Он мог отсрочить заседание палат, потребовать нового обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие гражданские должности, право помилования. Иными словами, Конституция наделила Президента всеми атрибутами конституционного монарха, кроме наследственного характера его власти.

Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и Сенатом. Сенат должен был нейтрализовать палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль же и правомочия Сената были скопированы с правомочий палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что, прежде всего, означало независимость Сената от рядовых избирателей. Сенату предоставлялись равные права с палатой депутатов в области законодательства. Более того, Сенат получил ряд преимуществ: с его согласия Президент мог распустить палату депутатов, Сенат же роспуску не подлежал; Сенат мог быть превращен в Верховный судебный орган для суда над Президентом и министрами.

     Конституция зафиксировала солидарную ответственность  министров перед палатами за общую политику правительства.

     Упрочение республики. Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась и после 1875 года. В 1877 году три монархические группировки (легитимисты, орлеанисты и бонапартисты) объединились в республиканском заговоре. Президент Мак-Магон, возглавивший заговорщиков, попытался совершить государственный переворот. Однако, столкнувшись с упорным сопротивлением республиканцев, Мак-Магон был вынужден уйти в отставку. Неудачей окончилась и другая попытка переворота, предпринятая военным министром Буланже.

     Упрочение республики привело к некоторому изменению конституционного режима. В 1884 году были приняты важные поправки и дополнения к конституции 1875 года. Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента.

     Был изменен порядок комплектования Сената: упразднялась категория несменяемых сенаторов, теперь их всех избирали выборщики от коммун.

     Кроме того, Конституция 1875 года претерпела следующие важные изменения: Палата депутатов и Сенат превратились в основное звено государственной власти. Они получили неограниченные полномочия в области законодательства, их влияние в исполнительно-распорядительной области было расширено. Ограничены полномочия и функции Президента.

     Выявилась относительная слабость правительства: оно подконтрольно обеим палатам и должно быть обеспечено их доверием. Вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку.

     Политические партии. К концу 19 века исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие крайние монархисты составили небольшую и маловлиятельную консервативную партию. Республиканцы распались на несколько крайне неустойчивых группировок: "левые республиканцы", "левые демократы", "республиканско-демократический союз" и др. Стабильной была лишь партия радикалов, сформировавшаяся в 1901 году. Многопартийность была обусловлена всей историей Франции.

Непрерывные социально-политические потрясения мешали стабильной консолидации в большие партии. В конце 19 века возникают рабочие партии.

     В 1879 году на съезде профсоюзов было принято  решение о создании социалистической партии.

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"