Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция

Описание работы

Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

Содержание

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но

Работа содержит 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Вскоре  Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. Местное управление было вверено стоявшим во главе округов  генерал-майорам кромвелевской армии.

     Следовательно, "Орудие управления" закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается обратное движение от республики к монархии. После смерти Кромвеля (1658 г.) остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла П - сына казненного короля. Представители буржуазии и нового дворянства добились от Карла П подписания "Бредской декларации". В ней король обещал: а) не преследовать никого, кто в годы революции боролся против короля; б) сохранять свободу совести для всех подданных; в) передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламента (тем самым ставились под защиту парламента те изменения в землепользовании, которые были проведены во время революции).

     Тем не менее данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков. Были восстановлены в старом виде палата лордов, Тайный совет и англиканская церковь. Участники революции преследовались, а пресвитериане подвергались гонениям.

     Таким образом, английская революция носила незавершенный, компромиссный характер, что привело к скорой реставрации монархии и сохранению пережитков феодализма в правовой и политической сферах.  

    2. Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVII и XIX в.в.  

     Реакционная политика короля стала в конце  концов раздражать буржуазию. Парламент снова становится ареной борьбы между его реакционной частью, представлявшей интересы аристократии и радикальной, представлявшей интересы буржуазии и нового дворянства. Вокруг этих двух частей постепенно сложились и оформились две новые политические партии Англии. Сторонники короля - представители землевладельческой аристократии и английского духовенства - составляли реакционную партию ториев. Сторонники оппозиции образовали партию, получившую название вигов. Длительное время в парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в оппозиции и подвергаясь преследованиям, безуспешно пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это им удалось сделать лишь в 1679 г., когда виги имели большинство в парламенте.

     Новый закон назывался Хабеас корпус амендмент  акт или "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточений за морями". Этот акт является важнейшим конституционным документом, закрепляющим гарантии неприкосновенности личности.

     Согласно  ему, любое лицо, задержанное и  заключенное в тюрьму, имело право  лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать приказ "Хабеас корпус" (дословный перевод "привести тело"), в котором предписывалось должностным лицам (шерифу, тюремщику, надзирателю и т.д.) под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения - увольнения от должности, в течение трех дней по предъявлении приказа доставить задержанного в суд для проверки оснований его ареста (ст.2).

     Суд выносил решение либо об отпуске  арестованного под залог до суда, который будет рассматривать  дело по существу; либо об оставлении под арестом; либо о полном освобождении.

     Лицо, освобожденное на основании приказа "Хабеас корпус", не могло быть арестовано вторично по тому же поводу, под страхом штрафа в 500 фунтов стерлингов, налагаемого на виновника повторного ареста.

     Этот  закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержаний, до сих  пор рассматривается английскими  юристами как краеугольный камень свободы  личности в Англии.

     Однако  данный акт носил ограниченный характер. Так, с просьбой о выдаче приказа "Хабеас корпус" не мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении (п.2). Возможностью быть отпущенным под залог, размер которого определялся самими судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме этого действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны в случае народных волнений или военных действий.

     Хабеас  корпус акт был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, вся история которой развивалась под влиянием таких компромиссов.

     Новый король Яков II взошел на престол в 1685 г. Он так открыто проводил антибуржуазную политику, что парламент, состоявший в большинстве из тори, не решался его поддерживать. В этих условиях тори и виги объединяют свои силы и совершают "Славную революцию", в результате которой на престол был возведен Штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский. С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

     Сущность  же соглашения между тори и виги, т.е. между феодальным дворянством  и буржуазией заключалась в следующем: а) знатным домам земельного дворянства оставлены все основные доходные места в государственном аппарате; б) дворяне-землевладельцы обязуются в своей политике соблюдать интересы буржуазии.

     Новый король при вступлении на престол  в 1689 г. подписал "Декларацию о праве", ставшую впоследствии "Биллем о правах". Его основные положения:

     а) всякий закон и всякий налог исходят  только от парламента (1,4,IV,V,VI,ХII);

     б) никто, кроме парламента, не может  освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его (1,1,2);

     в) узакониваются свободы прений в  парламенте, свободы петиций, гарантируется  частый и регулярный созыв палат (1,5,9,13);

     г) парламент определяет состав и численность  армии на каждый год и выделяет на это средства (1,6).

     Билль о правах определяет лидирующее положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, проводит, правда не очень четко, границу между законодательной и исполнительной властью. Король все же участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит абсолютное вето. Кроме этого у короля остается значительная исполнительная и судебная власть.

     В 1701 г. принимается еще один конституционный  закон Англии. Это "Акт об устроении" или "Закон о престолонаследии".

     Важное  место в этом законе занимает вопрос о порядке престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского. Кроме того, закон :

     а) подтверждает ограничение королевской  власти в пользу парламента;

     б) устанавливает принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра;

     в) устанавливает принцип несменяемости  судей;

     г) отрицает права короля на помилование  осужденного, если в отношении его  было возбуждено преследование в  порядке импичмента.

     Акт "Об устроении" содержал требования, которыми должно обладает лицо, вступающее в обладание английской короной:

     а) обязательная принадлежность к англиканской церкви;

     б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

     Таким образом, принятие в конце ХVII - начале ХVIII вв. Конституционного акта привели к ограничению полномочий королевской власти, частично поставив ее под контроль парламента, и тем самым окончательно запретили установление в Англии конституционной монархии.

     В конституционном развитии Англии в 18 веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент двухпалатный. Верхняя (палата лордов) состоит из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя (палата общин) формируется на основе избирательного права.

     Политическое  господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори - ценз земельный.

     По  закону 1710 г. избранными в парламент  могли быть лица, имеющие доход  от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в городах.

     Лидерство аристократии в парламенте обеспечивала и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократов были так называемые "карманные" и "гнилые" местечки, они посылали своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века.

     Возвышение  парламента. С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента.

В 1716 г. принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что  обеспечивало известную независимость  парламента от избирателей. Парламентские заседания проходили тайно. Лица, разглашающие информацию о прениях, подвергались преследованию.

В ХУШ  веке в Англии оформляется кабинет  министров. Лишив короля законодательной  власти, парламент стремится ограничить его деятельность в области исполнительной тоже, поставив деятельность министров под свой контроль.

     Этому способствует ряд неписаных конституционных  правил:

     а) С середины 20-х годов ХVIII в. король не посещает заседания кабинета министров, что освобождает его членов от непосредственного королевского давления и способствует формированию должности премьер-министра.

     б) Утверждение принципа неответственности  монарха. Начало этому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин.

     в) Ограничение королевского права  назначения и увольнения высших государственных должностных лиц.

     г) В первой половине ХVIII в. формируется  принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. (В 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).

     Таким образом, в течение ХVIII в. английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоит из основных должностных лиц государства и несет коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство - это отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу ХVIII в.

В результате бурного развития промышленности и  сельского хозяйства в конце ХVIII - начале ХIХ в. произошли изменения в классовой структуре английского общества. Сохранение политической власти все еще в руках аристократии становится несовместимым с новыми экономическими интересами. Мелкая буржуазия и рабочие требуют демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права.

     В 1832 г. проведена первая избирательная реформа. В результате:

     а) 56 "гнилых местечек" были лишены представительства  в парламенте;

     б) 30 местечек могли впредь посылать в  парламент по одному вместо двух депутатов;

     в) освободившиеся 146 мест были отданы городам (66), графствам (65); Шотландии, Германии, Уэллес.

     Избирательное право было предоставлено мужчинам, достигшим 21 года, и имеющим недвижимость (в графствах это земля, в городах - строение), приносящую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. Получили право голоса земельные арендаторы, имеющие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов в год.

     Был установлен ценз оседлости - 6 месяцев. В результате реформы число избирателей было увеличено до 652 тыс. человек (1/22 часть населения). Промышленная буржуазия добилась представительства в парламенте, однако ни мелкая буржуазия, ни рабочие не получили избирательных прав. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов и сохранилось открытое голосование.

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"