Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция
Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но
Великая Хартия отразила соотношение социально-политических сил Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс короля и баронов. Руководящая роль баронства в борьбе с королем, однако, не означала того, что оно имело прочные политические позиции. Напротив, борьба за Хартию показала их дальнейшее ослабление. Бароны вынуждены были искать союза с рыцарством и даже нефеодальными элементами. Кроме того, и это очень важно, их олигархическая программа уже не предусматривала децентрализации государства. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление некоторых прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.
Из политических институтов, предусмотренных «баронскими» статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался «парламентом». Однако такой «парламент» не был ни сословным, ни представительным учреждением.
Более сложным и важным по своим политическим результатам был конфликт 1258-
1267 гг. В 1258 г. на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения внутренней политикой короля, заставили его принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Таким образом, это была новая попытка установления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 г. Однако своекорыстная политика баронов быстро привела к расколу оппозиционных королю сил. Стремление сохранить союз с рыцарством заставили баронов принять в 1259 г. так называемые Вестминтерские провизии. Они предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором (свободным братом правившего тогда короля Генриха III), искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступивший против короля и его сторонников.
Раскол в стране оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 г. де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265 г.) В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.
В 1295 г. был создан «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом 1) рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от 2) крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее – в палате общин.
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительные. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля.
Постепенно парламент средневековой Англии в период сословной монархии приобрел:
1) право на участие в издании законов;
2)
право решать вопросы о
3)
право осуществлять контроль
над высшими должностными
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Король мог соглашаться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента.
Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов, как высшим судом страны, обвинения против того или иного должностного лица короля в злоупотреблении властью. В этом случае парламентом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».
На протяжении XIII в. происходит развитие нового исполнительного органа – Королевского совета. Он представлял собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Великий совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции.
В XIII в. главой королевской администрации продолжал оставаться шериф, а в сотне – его помощник, бейлиф. Кроме них, представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследование в случае насильственной смерти. Констебли были наделены полицейскими функциями.
С конца XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов. Мировые судьи контролировали цены на продукты питания, следили за единством мер и весов, вывозом шерсти, осуществляли надзор за проведением в жизнь законов о рабочих, еретиках и даже устанавливали размеры заработной платы.
Судоустройство. В XIII-XIV вв. высшими судами в Англии стали Суд королевской скамьи (уголовные дела), Суд общих тяжб (гражданские дела) и Суд казначейства, ведавший разбором гражданских дел, в которых одной из сторон выступала корона. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда – канцлера, который решал вопросы «по справедливости». В период сословно-представительной монархии разъездные судьи превратились из личных представителей короля в представителей центральных судов Англии. В течение года они 3-4 раза посещали графства и с участием присяжных заседателей разбирали судебные дела, контролировали поведение чиновников. Со второй половины XIII в. стали практиковаться судебные объезды специально для разбора дел по семейным искам – суды ассизов.
Значительную роль в отправлении правосудия приобретают большое и малое жюри
присяжных заседателей. Большое, или обвинительное жюри оформилось в связи с процедурой опроса разъездными судьями обвинительных присяжных. Оно стало органом предания суду. Всего в Большом жюри было 23 члена. Единого мнения 12 членов жюри было достаточно для утверждения обвинительного акта против подозреваемого.
Малое
жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей,
стало составной частью английского
суда. Члены этого жюри участвовали
в рассмотрении дела по существу и выносили
вердикт, требовавший единогласия присяжных.
4.
Абсолютная монархия
в Англии XVI –
XVII вв.
Государственный строй. Английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему в литературе получил название «незавершенного». Незавершенность означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе. Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям относятся сохранение местного самоуправления и отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на европейском континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.
Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были Король, Тайный совет и Парламент. Реальная власть сосредоточилось в этот период полностью в руках короля.
Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.
Усилившаяся королевская власть не смогла, однако, упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри (новое дворянство) и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах. Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 г., который прировнял указы короля в совете к законом парламента. Хотя в 1547 г. парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом
фактически сохранилось.
В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов система английского управления постепенно распространялась на всю Британию. В 1536-1542 г.г. в состав английского государства был окончательно интегрирован Уэльс. В 1603 г. под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии – Ольстер. С 1603 г. в результате династического престолонаследования в личной унии с Англией (под властью одного короля) стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования.
Государство и церковь. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 гг. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности.
В конце XVI в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.
Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви. Реформированная церковь, сохранив немало черт католицизма как в структуре, так и в богослужении, превратилась в орган, задачей которого стала пропаганда учения о божественном происхождении власти короля.
Местное управление. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы церковного прихода. Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.
Приход
представлял собой низовую
Судебная система. В период абсолютизма окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Помимо них создаются чрезвычайные суды, такие, как Звездная палата и судебные советы в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. В последствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось «общественное спокойствие» (Уэльс, Шотландия).
Значительно
расширилась компетенция
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"