Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция

Описание работы

Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

Содержание

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но

Работа содержит 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     Население германских городов образовало три  различные группы. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. В аппозиции к ней стояли две четко определившиеся фракции: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).

     Государственный строй. Центральные органы управления Политическое развитие Германии с конца XII в. характеризовалась общей тенденцией к децентрализации и ослаблению императорской власти. Начиная с XIII в. в Германии фактически начали складываться отдельные центры политической власти и управления. Центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов (светских и духовных князей). В XIII в. королевская власть окончательно утрачивает контроль над княжеской. Император оставался представителем империи вовне, имел право объявить войну и заключить мир, был главнокомандующим. Однако фактически по отношению к князьям он был лишь «первым среди равных». После гибели Штауфенов (династия – Фридрих I Барбаросса (1152-1190 г.г.) и Фридрих II (1212-1250 г.г.) в борьбе с папами, в Германии с 1254 г. по 1273 г. вообще не было императора. В этот период междуцарствия были расхищены коронные земли и регалии, отошедшие к князьям.

     В дальнейшем до 1356 г. императорский титул  поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами. «Золотая булла» (1356 г.) закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточилось в руках семи курфюрстов: маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, маркграфа Рейнского – и трех архиепископов: Майнцского, Кельнского и Трирского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был происходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

     «Золотая  булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Впоследствии курфюрситы добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XV в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранились в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

     С XIV-XV в.в. помимо императора в Германии существовали еще два постоянно  действующих общеимперских учреждения – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским сословно-представительным органом. Он состоял из трех коллегий. Коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ, а также коллегии представителей имперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или второй коллегии. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

     Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

     В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд  неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Вормсский рейхстаг 1495 г. провозгласил « вечный земский мир» (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 чел.), городами (2 чел.), а председатель – императором. Империю было решено разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Однако значительная часть этих и других мероприятий так и не была проведена в жизнь.

     Таким образом, центральные органы империи  не обеспечивали ее единства. Отсутствие постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей феодальное многовластие, олигархию курфюрстов. Эволюция княжеств и политической власти князей Решающую роль в оформлении политической власти князей на местах сыграла деятельность Фридриха II. Он значительно расширил права духовных и светских феодалов. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантировал неприкосновенность церковного имущества, полноту церковной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты. Владения церковных землевладельцев стали полностью неприкосновенными для королевской власти. Аналогичные привилегии получили по «Закону в пользу сеньоров» 1232 года и светские императоры. Князья получили королевские регалии (градостроительную, рыночную и монетную). В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, в специальном эдикте о городских коммунах (1232 г.) запрещалось их образование без согласия феодального сеньора.

     Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к  середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носителями политической власти в Германии. По сути дела, княжества оформились в почти независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления. Подчинение князей императору определялось лишь очень слабой вассально-ленной связью.

     В XIV в. в каждом отдельном княжестве-государстве  сформировались сословно- представительные монархии. В большинстве государств образовались три замкнутые курии – духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Однако в большинстве случаев они не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, согласие ландтагов обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Таким образом, основной особенностью сословно-представительной монархии в Германии наряду с отмеченными выше особенностями сословного представительства в рейхстаге является то, что форма феодального государства сложилась в пределах отдельных княжеств, а не в рамках всей империи.

     В 1793 г. в Германии насчитывалось более 300 самостоятельных государств, а  также около 1,5 тыс. свободных рыцарских владений. Власть князей усилилась. По Вестфальскому миру 1648 г. за князями было признано право заключить союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.

     Таким образом, в течение XVII в. т.е. позднее, чем в Англии и Франции, в Германских государствах утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский абсолютизм. Его отличали от централизованных абсолютных монархий Запада следующие черты.

     Во-первых, он сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений.

     Во- вторых, его утверждение не являлось результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Напротив, он являлся выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям. Княжеский абсолютизм сыграл исключительно реакционную роль, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности.

     Наиболее  крупными абсолютистскими государствами  империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество  за политическое верховенство в империи. Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого заложили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 г., когда бранденбургский курфюрет добился титула короля Пруссии. Пруссия была централизованным королевством с населением протестанского вероисповедания. Ее строй был примером самого реакционного и отличавшегося особой агрессивностью германского абсолютизма.

     По  своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных. Милитаризация Прусского государства предопределила его захватническую внешнюю политику.

     Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В ней господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением.  

3. Право феодальной  Германии

     Источники права. В развитии феодального права Германии можно выделить три основных этапа:

- период  преобладания обычного права  (X-XIV в.в.);

- период  рецепции римского права (XIV- XVII в.);

- период  оформления самостоятельных правовых  систем в княжествах (XVII-XVIII в.в.).

     В X – начале XIV в.в. основным источником права Германии являлся местный  обычай. Постепенно возникла необходимость записи и систематизации правовых обычаев. Определенную возможность для такой систематизации давали судебные решения, использующие общие нормы феодального обычного права и учитывающие мнение других судов по сходным делам (особенно в городах). Запись обычаев и судебной практики получила широкое распространение в XIII в. Среди таких записей наибольшую известность приобрели «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало».

     В «Саксонском зерцале», которое составил в 20-х годах XIII в. рыцарь Эйке фон  Репгау, были записаны наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. «Саксонское зерцало» делится на две части: первая посвящена земскому, вторая – ленному праву. Земское право содержит нормы государственного права, которое применяли в земских судах в отношении свободных шеффенского сословия. Ленное право регулировало отношения между «благородными» свободными, т.е. высшими слоями феодалов. Поскольку «Саксонское зерцало» построено как судебник, большинство вопросов в нем рассматривается с позиций защиты нарушенных прав.

     Во  второй половине XIII в. появился второй сборник, составленный неизвестным  лицом, - «Швабское зерцало». Этот памятник также содержал нормы земского и  ленного права, но отразил значительное влияние канонического права. Особенно подробно здесь говорилось о взаимоотношениях императора и папы. В отличие от «Саксонского зерцала» в «Швабском зерцале» откровенно пропагандировалась идея господства папы в феодальном мире.

     Источником  германского права этого периода являлись также постановления центральных органов империи – законы.

     В XIII в. в Германии получило значительное развитие городское право, началась унификация практики городских судов. В XIV – XV в.в. важнейшим источником права  становится рецепированное римское право.

     Одним из значимых источников права в феодальной Германии в XVI в. стало уголовно-процессуальное уложение Карла V, принятое рейхстагом в 1532 г. и получившее название «Каролина». «Каролина» содержала некоторые общие положения уголовного права, заимствованные из современной ей итальянской юриспруденции и уже вошедшие в ранее изданные Бамбергское уложение 1507 г. и Бранденбургское уложение 1516 г.

     В начале XVII в. в различных землях проводятся официальные записи норм местного права. С этого времени складываются собственные правовые системы в отдельных государствах феодальной Германии.

     Особенно  широкую известность получило изданное в 1794 г. Прусское земское уложение. Его  источниками послужили римское  право «Саксонское зерцало», Магдебургское и Любекское право, практика берлинского верховного суда. Уложение состояло из двух частей. Первая была посвящена гражданскому праву. Во второй части содержались главным образом нормы государственного и уголовного права, а также нормы о положении сословий, о школах и церкви.

     Регулирование гражданско-правовых отношений. Поземельные отношения строились в Германии на тех же принципах «феодальных держаний», что и других западных стран, однако в ленном праве имелись определенные особенности. Прежде всего император и его вассалы-князья не имели свободы в распоряжении ленами. Принцип обязательного пожалования наиболее почетных имперских ленов князьям лишали императора права присваивать высвободившиеся лены и присоединять их к своему домену. Существовала также специальная разновидность ленов, связанная с правом суда над населением определенного округа. Передача императором «судебного лена», который не мог дробиться, давала ленникам, князьям и графам право судить приказом короля. Действовало также правило, запрещающее вассалу отчуждать полученный лен. Продажа лена, передача его в залог допускалась только с согласия господина.

     Большую роль в германском ленном праве играл  институт владения. Право владения являлось особым правом. Оно отличалось от фактического держания и защищалось особыми исками. Это право обычно приобреталось в результате символического обряда ввода во владение (инвеституры), но иногда могло возникнуть и по давности фактического владения леном (один год и один день без возражения господина). Феодальное обязательственное право основывалось прежде всего на вассально-ленных отношениях и отношениях зависимости, прямо вытекало из форм землевладения. Ленные обязательства связывали сеньора и вассала, а чиншевые оформляли отношения феодальной эксплуатации. При этом только ленные обязательства можно считать в какой-то мере договорными. В целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо.

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"