Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция

Описание работы

Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

Содержание

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но

Работа содержит 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     В 1357 году восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла согласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получили право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказываться в них. Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года – Жакерия, преследовавшее антифеодальные цели. Между тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карлом, был оплачен теперь многими жертвами.

     Генеральные штаты в целом не были простым  инструментом королевской власти, хотя объективно они помогали ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 г. Генеральные штаты не собирались до 1560 г.

     Центральное и местное управление. Центральные органы управления не подвергались существенной реорганизации. Все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекали от короля. Из прежних должностей сохранила свое значение только должность канцлера. Он, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

     Важное  место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 гг.). В его состав входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати. Он собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер.

     Появились и новые должности в центральном королевском аппарате – клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, перешли к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено. Для усиления централизации местного управления короли вводят новые должности губернаторов. Сначала губернаторы имели чисто военные функции. Затем получили более широкие полномочия: они имели право запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т.д.

     В XIV в. появляются такие новые должностные  лица, как генерал-лейтенанты. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XVв. стал называться провинцией.

     Организация финансового управления. Постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 г. был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 г., когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступавшие от бальи и т.д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.

     Судебная  система. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.  Мелкие судебные дела решали прево, но дела о серьезных преступлениях рассматривались в суде бальи, а в XV в. – в суде под председательством лейтенанта. Вся судебная деятельность полностью контролировались королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 г. стали назначаться не на один год, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

     Наряду  с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте стала обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента.  

   3. Абсолютная монархия  во Франции XVI –  XVIII вв.

     Становление абсолютизма в XVI в. имело в целом  прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли. Однако по мере дальнейшего развития абсолютной монархии в XVII- XVIII вв. все более проявляются и усиливаются ее реакционные черты. Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства.

     Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к  королю и не делится им с какими-либо государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сослоно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную полицию.

     В XVI в. Генеральные штаты практически  перестают функционировать. В 1614 г. они были созваны в последний  раз, вскоре были распущены и уже  не собирались до 1789 г. Никоторое время для рассмотрения важных проектов реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. король полностью подчинил себе католическую церковь.

     В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации (возражение, отказ какому-либо королевскому акту в регистрации) и отклонял королевские акты. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: «Король божьей милостью». Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в известном высказывании Людовика XIV (1643-1715 гг.): «Государство – это я!». У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

     При абсолютизме центральные органы власти разрослись и усложнились. В XVI в. появляются должности государственных  секретарей, один из которых выполнял фактически функции первого министра. Старые государственные должности ликвидировались или теряли всякое значение. Сохранил свой былой вес лишь канцлер, который стал после короля вторым лицом в государственном управлении.

   Государственным секретарям поручались определенные сферы  управления – иностранные дела, военные дела, морские дела и колонны, внутренние дела. Расширение круга функций государственных секретарей привело к быстрому росту центрального аппарата. В XVIII в. была введена должность заместителей государственных секретарей, при них созданы значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делились на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

     Большую роль в центральном управлении играл  сначала суперинтендант финансов, а  затем Генеральный контролер  финансов, который не только составлял государственный

   бюджет  и непосредственно руководил  всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации.

     Людовик XIV в 1661 г. создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, государственные советники. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верховный совет. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

     В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались  королем. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления. Поэтому короли постепенно сводят их полномочия к сфере чисто военного управления. Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 г. посылают туда комиссаров с различными временными поручениями. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Во второй половине XVII в. их функции были весьма широкими. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством, финансами и т.д.

     Государственные финансы. Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги, важнейшим из которых оставалась талья. Большое значение имела также капитация – подушная подать, введенная первоначально Людовиком XIV для покрытия военных расходов. Важным источником поступлений в королевскую казну были также косвенные налоги – налог на соль, сборы от торговых пошлин, доходы от королевских монополий (почтовая, табачная и др.). Широко практиковались государственные займы.

     Судебная  система. Несмотря на усиливающуюся централизация судебной системы, она оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др. Крайне запутанной была и система королевских судов. Сохранились суды в бальяжах. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. В 1552 г. были созданы особые апелляционные суды в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.  

   4. Феодальное право  Франции

     Важнейшим источником права был обычай. К X в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже

   общин.

     Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии  уже был составлен сравнительно полный сборник обычного права –  Большой кутюм Нормандии, который  использовался в судебной практике. Впоследствии во Франции было составлено несколько таких кутюмов – сборников обычного права. На юге Франции основным источником права было римское право, поскольку обычаи не получили здесь широкого применения. Его распространению способствовала деятельность глоссаторов, один из представителей которых (Плацетин) организовал в начале XIII в. преподавание римского права в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

     К числу важнейших источников права, действовавших на территории всей страны,

   относились  также нормы канонического права. Право церкви создавать собственную  юридическую систему для внутреннего употребления признавалось в римской империи и в монархии франков, откуда во Францию и перешло каноническое право. Своего апогея здесь оно достигнуто в XII – XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрисдикцию в отношении светского населения. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществлял власть в королевстве. В число королевских полномочий в период становления абсолютизма было включено придание обязательной силы нормам канонического права.

     Большое значение во Франции в течение всего средневекового периода имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"