Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:17, лекция
Тема № 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Происхождение государства и права
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук.
Методология науки и курса истории государства и права.
Общая характеристика первобытного общества.
Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc — 97.00 Кб
Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc — 157.50 Кб
Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc — 103.50 Кб
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc — 130.00 Кб
Тема 5. Государство и право Франков.doc — 78.50 Кб
Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc — 102.00 Кб
Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc — 99.50 Кб
Тема 9. Государство и право Византии.doc — 80.00 Кб
Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc — 110.50 Кб
Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc — 222.00 Кб
Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc — 89.00 Кб
Тема 12. Государство США В Новое время.doc — 93.50 Кб
Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc — 109.00 Кб
Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc — 45.50 Кб
Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc — 50.00 Кб
Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc — 196.50 Кб
Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc — 84.00 Кб
Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc — 90.50 Кб
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc — 104.50 Кб
Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc — 110.50 Кб
Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc — 59.00 Кб
Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Но
В племени общественная власть осуществлялась племенным советом, в который входили представители фратрий - старейшины, военачальники, жрецы. Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как
самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Многие обычаи были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу). Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности.
Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этому и служили многочисленные обычаи. Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Так, обычай равенства всех членов рода
отражал
фактические отношения
Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно.
Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в ополчении или участие в народном собрании) как право.
Правом,
и обязанностью являлись также кровная
месть или, что еще важнее, коллективный
труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм
было привычкой. Если же существовавшие
правила нарушались отдельными лицами,
то принудительные меры исходили, как
уже говорилось, от всего рода в целом.
4. Разложение родовой организации и возникновение государства и права
В процессе длительного, но неуклонного развития производительных сил, происходившего на протяжении всей историй первобытного общества, постепенно создавались предпосылки его разложения. Совершенствовались орудия труда, люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, возрастал уровень материальной и духовной культуры общества, Первостепенную роль в развитии экономики и пере-ходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда.
На ранней ступени первобытно-общинного строя разделение труда было естественным - между мужчинами и женщинами, стариками и детьми. В ту пору оно и не могло быть иным: слишком несовершенны еще были сами люди и те орудия, с помощью которых они добывали себе средства к жизни. Однако когда производительные силы усовершенствовались, возникла возможность целым племенам сконцентрировать свои трудовые усилия в какой-то одной определенной сфере хозяйства. В результате на смену естественному разделению труда пришли крупные общественные разделения труда. Развитие земледелия и скотоводства постепенно привело к тому, что сначала наметилась, а затем и полностью осуществилась своеобразная трудовая специализация отдельных племен, которые стали заниматься либо земледелием, либо скотоводством.
Произошло отделение скотоводства от земледелия. Пастушеские племена выделились из общей массы населения, скотоводство обособилось в самостоятельную отрасль хозяйства. Это было первое общественное разделение труда, приведшее к крупным переменам в первобытно-общинном строе.
Специализация пастушеских родовых общин и племен в приручении скота и размножении стад дала мощный толчок развитию экономики, привела к резкому возрастанию производительности труда. Пастушеские племена начали получать гораздо больше масла, молока, шкур, шерсти. Производственная деятельность в сфере скотоводства, как ни в какой другой области хозяйства, стала источником накопления имущества, создания богатств, превращавшихся постепенно в обособленную собственность домашних общин и отдельных семей. Значительно, во все возраставших размерах, увеличивалось производство продуктов и в области земледелия, что было следствием
специализации родов и племен в этой сфере хозяйственной деятельности. И здесь шел процесс роста производительности труда, накопления продуктов, но на данном этапе земля в отличие от скота еще оставалась собственностью племени и лишь передавалась в пользование отдельных семей.
В новых экономических условиях отдельная семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимыми материальными благами, но и произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни, т. е. создать "избыток", прибавочный продукт.
Скот
первоначально составлял
Рост производства увеличивал ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Её доставляла война: если раньше военнопленных убивали или принимали в состав рода, то теперь их стали обращать в рабов.
Таким образом, уже после первого крупного общественного разделения труда, вследствие бурного развития производительных сил возникла частная собственность и общество раскололось на классы. История свидетельствует, что первыми рабовладельцами повсеместно были пастухи и скотоводы. Это объясняется тем, что именно стада, составлявшие в ту эпоху главное богатство, ранее других ценностей переходили в собственность отдельных семей и лиц.
Поначалу рабство носило спорадический характер, но с дальнейшим развитием экономики оно все больше укоренялось в социальной жизни. С возникновением частной собственности происходили изменения и в семейных отношениях - постепенный переход от парного брака к моногамии (единобрачию). Превращение мужчины-охотника в пастуха, появление пашенного земледелия, ставшего также делом мужчины, привело к тому, что домашняя работа женщины утратила свое былое значение. Все это означало постепенное ниспровержение матриархата, установление единовластия мужчин, т.е. возникновение патриархата, при котором родство и наследование определялись по мужской линии. Род стал патриархальным.
Первым результатом этого нового этапа в развитии родового строя было образование патриархальной семьи или, как ее еще называют, патриархальной домовой общины. Главной характерной чертой патриархальной семьи было включение в ее состав, кроме мужа, жены и детей, иных лиц, подчиненных неограниченной власти отца как главы семьи. Цель всей этой патриархальной организации состояла в уходе за стадами в рамках определенной территории и других хозяйственных работах.
Достижения в промышленной деятельности, особенно изобретение ткацкого станка и успехи в плавке и обработке металлов, прежде всего железа, привели к развитию ремесленного производства. Специализация в этой области вызывала все больший рост производства ремесленной продукции - литейного, гончарного и др. Росло и производство продукции земледелия, которое наряду с зерном, стручковыми растениями, фруктами стало давать растительное масло, вино и другие продукты. Столь разнообразная деятельность не могла, естественно, осуществляться одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это было второе общественное разделение труда.
Не прекращавшийся рост производительности труда в различных областях человеческой деятельности повышал ценность рабочей силы, и если на предыдущей ступени рабство только возникало, то теперь оно становиться существенной частью общественной системы.
Новое разделение труда повлекло за собой новое разделение общества на классы. Развитие скотоводства, земледелия, ремесла как самостоятельных отраслей хозяйства привело к большему накоплению прибавочного продукта. Появилось производство непосредственно для обмена - товарное производство, а вместе с ним и торговля, которая велась не только внутри племени, но и с заморскими странами.
На
последующем этапе
К этому периоду в собственность отдельных лиц переходит и земля. Первой классической формой эксплуатации, угнетения и социального неравенства было рабство - результат крушения первобытного общества и образования нового рабовладельческого общества. Однако некоторые народы (например, славяне, древние германцы) в силу особых исторических условий миновали рабовладельческий строй и непосредственно от первобытного общества перешли к феодальному. Переворот в общественной жизни, выразившийся в постепенном переходе от бесклассового общества к классовому, сопровождался глубокими изменениями, происходившими в органах родового строя, во всей родоплеменной организации. Семья получила возможность самостоятельно вести хозяйство. Процесс формирования частной собственности и связанный с ним переход от парного брака к моногамии создали трещину в древнем родовом строе: отдельная семья стала хозяйственной единицей общества, силой, угрожающе противостоящей роду. С распространением рабства росли противоречия и углублялась пропасть между богатыми и бедными семьями, разрушалась экономическая основа, на которую опиралась родовая организация. Однако общественный характер власти и управления, существовавший в роде, исчез не сразу. Появление имущественного неравенства с наследованием имущества детьми (в противовес роду), все более частое обращение военнопленных в рабов и т.д. относится к тому периоду истории, когда первобытная демократия трансформировалась в военную демократию - особую и последнюю форму древнего народоправия. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет старейшин и народное собрание. И хотя роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна, органы родового строя начали постепенно утрачивать свои характерные черты.
В тот период древней истории эпизодические войны между племенами уступили место систематическому разбою на суше и на море; война и организация для войны превратились в регулярные функции жизни.
Грабительские войны все более усиливали власть военного начальника поначалу незначительную, и мало-помалу эта власть стала наследственной. Первобытная демократия пришла в упадок. Органы родового строя постепенно оторвались от своих корней в народе, так как родовое общество превратилось в свою противоположность.
Организация, выражавшая общую волю и служившая общим интересам, трансформировалась в орудие господства и угнетения. Род как общественная ячейка исчез, функционирование его органов прекратилось. Первобытный строй уступил место обществу, в котором происходила ожесточенная борьба классов.
Родовая организация не была приспособлена к такому обществу, она оказалась бессильной перед классовыми противоречиями и не могла быть использована в целях господства одного класса над другим. Возникла объективная необходимость в таком учреждении, которое могло бы защищать частную собственность меньшинства, интересы класса рабовладельцев. Таким учреждением являлось государство. Следовательно, вместе с расколом общества на классы, с переходом от
первобытного общества к рабовладельческому происходит и смена типов власти - общественная власть первобытнообщинного строя, воплощенная в родовой организации, заменяется государственной властью, сконцентрированной в руках экономически господствующего класса - класса рабовладельцев.
Рабовладельческое государство - первый исторический тип государства.
От
родовой организации
1.
Создание особой публичной
Публичная (т.е. общественная) власть существовала, как мы видели, и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением, была неполитической, т. е. неклассовой публичной властью. Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью. Эта власть осуществляется специальными отрядами людей, которые в целях удержания, укрепления и развития экономического господства эксплуататоров выполняют специфические функции управления, используя механизм принуждения и насилия. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата, который развивается и усложняется по мере развития эксплуататорского общества и отрывает значительную часть населения от производительного труда, необходимы материальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"