5.Строгая
система наказаний. «Коль наказания
мягки, невозможно искоренить
преступность», «в образцово управляемом
государстве много наказаний
и мало наград» (Шан Ян). Необходима
борьба против частнособственнических
тенденций, приводящих к накоплению
богатств у подданных, а не
в казне («законы устанавливаются
для управления частного: когда
законы действуют, частным интересам
нет места; частное вносит смуту
в закон» - Хань Фэй), а также
существует система доносов и
даже круговая порука. Необходимо
учредить систему взаимной ответственности,
чтобы собирать сведения о происходящем
(«десятки» и «пятерки», которые подвергаются
совместным награждениям и (или) наказаниям).
6.Укрепление
войска, чиновничьего и карательного
аппарата на основе строгой
ответственности государственных
служащих и почтения к государству.
Жесткость законов должна проявляться
и по отношению к чиновникам,
независимо от занимаемой должности
(«ранги знатности не спасают
от наказаний ни преданного
сановника, ни примерного сына»
- Шан Ян). Если чиновник не соблюдал
законы, то могли пострадать три
категории его родственников.
Поощрялись доносы на чиновников.
Доносивший должен был, по Шан
Яну, наследовать должность, ранг
знатности, поля и жалованье
опального чиновника. Государство
превращалось в самодовлеющий
институт, в смысл и цель существования
общества. Это была теоретическая
схема восточной деспотии, но
лишенной инертности, активно себя
защищающей.
Тем временем
конфуцианство под влиянием изменяющихся
обстоятельств избавлялось от бескомпромиссного
отрицания законов и наказаний.
Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний
крупный конфуцианец, писал, что
власть и собственность должны принадлежать
государству. Отсутствие сословий уравнивало
всех перед государством. Главным
становилось деление на тех, кто
правит, и тех, кем управляют.
ВЛИЯНИЕ
ЛЕГИЗМА НА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА
- ПРАВО
ГОСУДАРСТВ ШАН И ЧЖОУ.
Первый
этап - право государства Шан и
государства Чжоу. Образование государства
в долине реки Хуанхэ относится ко
II тыс. до н. э. В этот период в качестве
социальных регуляторов выступали
традиции, этические нормы (ли) и
правила ритуала. На смену раннему
государственному образованию Шан
(Инь) приходит возникшее в результате
завоевания (племенем Чжоу) государство
Чжоу. Тогда, в ранний период истории
Китая, существовали формы коллективного
землевладения по системе цзинь
тянь, согласно которой каждые 8 участков
передавались в пользование отдельным
семьям, а 9-й (общественное поле) обрабатывался
сообща и урожай с него поступал
в распоряжение государства. В социальной
структуре общества выделялась наследственная
аристократия, занимавшая привилегированное
положение. Труд рабов имел ограниченное
применение, по большей части рабы
принадлежали государству. В то время
право еще не отделилось от обычаев,
простых норм нравственности.
В построении
государства четко обнаруживаются
черты восточной деспотии. Правитель
(ван) почитался "сыном Неба" и
признавался верховным собственником
Поднебесной. Однако обыкновение верховной
власти передавать управление завоеванными
землями в наследственное владение
титулованной знати приводит к раздробленности
прежде единого государства. В Китае
наступает период "многих царств",
затем "борющихся царств". Тогда
прежде верные вассалы вана становятся
удельными князьями, обладающими
фактически полной независимостью, власть
же вана ограничивается пределами его
владения - домена. (Такое положение
очень напоминало период феодальной
раздробленности в средневековой
Европе.) V - III вв. до н. э. в истории
Китая можно считать переломным
временем. Тогда в стране происходило
разложение общинных отношений.
Все более
частыми становились сделки с
землей, общинное землевладение разлагалось.
Происходило ускоренное развитие товарно-денежных
отношений. Многие города превращались
в ремесленные центры. Наблюдалось
резкое имущественное расслоение населения.
Упрочивается частная собственность
на землю и рабов. Значительную экономическую
силу приобретают купцы и ростовщики.
Одновременно растет их политическое
влияние. Рождается порядок продажи
должностей. Наследственная аристократия
оттесняется "выскочками из низов".
Утверждение
новых экономических и политических
сил происходило на фоне разрушения
патриархальных порядков при всеобщем
ожесточении и междоусобных войнах.
Моральные принципы отбрасывались,
на смену им пришли предательство, продажность,
коварство, убийства, подкупы, шантаж.
В этих условиях как реакция на
неустроенность и смуту в обществе
рождается учение Конфуция.
- ПРАВО
ДИНАСТИИ ЧЖОУ И ИМПЕРИИ ЦИНЬ.
Второй
этап - древнекитайское право периода
династии Чжоу и империи Цинь. В VI
в. до н.э. с появлением конфуцианства,
которое стало идейной основой
политической и правовой системы
Древнего Китая, сложился механизм социального
регулирования. В условиях эпохи
Чжаньго (V - III вв. до н.э.), когда в
Китае ожесточенно соперничали
различные философские школы, конфуцианство
по своему значению и влиянию стояло
на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся
конфуцианцами методы управления страной
тогда не получили признания. Этому
помещали соперники конфуцианцев -
легисты.
Учение
законников-легистов резко отличалось
от конфуцианского. В основе легистской
доктрины лежал безусловный примат
не столько даже просто писаного закона,
сколько приказа начальства, официально
санкционированного регламента, сила
и авторитет которого должны держаться
на палочной дисциплине и жестоких наказаниях.
Согласно легистским канонам, разрабатывают
законы мудрецы-реформаторы, издает их
государь, а осуществляют на практике
специально отобранные чиновники и министры,
опирающиеся на мощный административно-бюрократической
аппарат. Почтение к закону и администрации
обеспечивается специальной системой
круговой поруки, которая, в свою очередь,
держится ни практике суровых наказаний
даже за мелкие проступки. Наказания уравновешиваются
поощрением за лояльность в виде присвоения
очередного ранга; повышающего социальный
статус его обладателя. В учении легистов;
практически не апеллировавших даже к
Небу, рационализм был доведен до своей
крайней формы, порой переходившей в откровенный
цинизм, что можно легко проследить на
примере деятельности ряда легистов-реформаторов
в различных царствах чжоуского Китая
в VII - IV вв. до н.э.
Однако
не рационализм или отношение
к Небу было основным в противостоянии
легизма конфуцианству. Гораздо
важнее было то, что конфуцианство
делало ставку на высокую мораль и
древние традиции, тогда как легизм
выше всего ставил административный
регламент, державшийся на строгих
наказаниях и требовавший абсолютного
повиновения сознательно оглупленного
народа. Конфуцианство ориентировалось
на прошлое, а легизм бросал этому
прошлому открытый вызов, предлагая
в качестве альтернативы крайние
формы авторитарной деспотии.
Этот
период также характеризуется существенным
возрастанием роли права среди социальных
норм и обоснованием легистами тезиса
о том, что управление народом
должно опираться на законы и суровые
наказания. Идеи легизма были изложены
основателем школы «законников»
(фацзя) Шан Яном, который подчеркивал,
что истинная добродетель «ведет
свое происхождение от наказания».
Он отстаивал абсолютную власть правителя,
который приведет к такой добродетели
с помощью строго установленного
закона, «путем смертных казней и примирения
справедливости с насилием». Легизм
и конфуцианство выражали противоположное
понимание природы человека, отношений
народа и правителя, целей и задач
государства. По Конфуцию, народ -- нравственная
личность; напротив, легисты считали,
что человек озабочен лишь тем, чтобы
доставить себе удовольствие и избежать
страданий. Легизм, порывая с традициями
и обычаями старины, представлял
собой сугубо рационалистическое и
вульгарно-рационалистическое учение,
требовавшее активного преобразования
общественных отношений. Ослабление народа
считалось главной задачей правителя.
Сила государства в слабости народа.
Если в конфуцианском учении правитель
уподоблялся отцу в семье, то согласно
легизму, народ - это сырой материал,
а правитель - мастер, который, измеряя
и обрабатывая свой материал, отсекает
все лишнее, создает прекрасную вещь.
Правитель должен быть свободен от
совести, моральных норм и руководствоваться
только целесообразностью. Решающее значение
в государственном управлении отводилось
закону, исполнительности чиновников
и наказанию. Суровое наказание считалось
лучшим средством управления. ("Подражание
древним состоит в управлении при помощи
добродетели, подражание современным
-- во введении законов, в которых наказание
на первом месте". "Если наказания
преобладают, народ спокоен, но если изобилуют
награды, то рождается мерзость".)
В легизме
нашла отражение особая государственная
идея - рационалистическое утверждение
сильной государственной власти
со всесилием закона и равенством
всех перед законом; утверждалось, что
государственная власть должна быть
требовательной к людям и направлять
их поступки регулирующей ролью закона
и наказания. ("Люди по всей сути стремятся
к порядку, однако действия их порождают
беспорядок; потому там, где сурово
карают за мелкие проступки, они исчезают,
а тяжким просто неоткуда взяться".)
В Китае при господстве легистского
учения, как и в других обществах
на ранних ступенях развития, роль наказания
в управлении преувеличивалась, а
в легизме наказанию придавалось
еще большее значение ввиду острой
необходимости преодоления смуты
периода "борющихся царств". Но
легизм не учитывал глубинные свойства
характера китайского народа, его "образ
мышления и стиль жизни", сложившиеся
в течение длительного предшествующего
времени, и потому оказался недолговечным.
Наиболее
последовательно легистские реформы
были проведены министром Шан
Яном в окраинном западном царстве
Цинь, которое после этих реформ,
покончивших с пережитками патриархально-кланового
прошлого, стало быстро усиливаться.
Усиление Цинь привело в конце III
в. до н.э. к захвату правителем этого
царства всей территории чжоуского
Китая и провозглашению им новой
династии - Цинь. Основатель династии император
Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.) распространил
на весь Китай ту схему администрации,
которая была выработана Шан Яном.
При утверждении
и господстве легизма осуществлялись
мероприятия, направленные на разложение
общинных отношений, укрепление частной
собственности на землю и ослабление
позиций родовой знати. Так, реформами
Шан Яна предусматривалось принудительное
дробление крупных семейных объединений,
составлявших основу, общинных отношений.
В частности, устанавливались наказания
для тех, кто имел в семье более
двух взрослых сыновей, продолжавших жить
под крышей своего отца. Одновременно
ликвидировались привилегии представителей
наследственной знати. Запрещалась
неровная месть. Важную часть реформ
составляло разрешение свободной купли-продажи
земли.
Выражением
предельной централизации государственной
власти стала всеобъемлющая регламентация
законом общественной и личной жизни
подданных. Осуществлялась систематизация
и кодификация законодательства. Соблюдение
законов поддерживалось строжайшими наказаниями
(четвертование, разрубание пополам, обезглавливание,
удушение, закапывание живьем, варка в
котле, пробивание темени и т. п.).
Радикальным
преобразованием подвергалась и
вся система, государственного управления.
При Цинь
Шихуанди: конфуцианство было запрещено,
древние книги сожжены, сепаратизм
мест подавлен и Китай предстает
перед нами единым централизованным
государством. Правление Цинь Шихуанди
составило целую эпоху в истории
Китая. При нем создается мощный,
сложный, строго централизованный государственный
аппарат с большим числом чиновников,
связанных беспрекословным подчинением
и автоматическим послушанием. Основы
построения государственного аппарата
Циньской империи сохранялись многие
века в последующей истории Древнего
и Средневекового Китая.
Грубые
методы легизма для правителей были
более приемлемыми и эффективными,
ибо они позволяли тверже держать
в руках централизованный контроль
над частным собственником, что
имело огромное значение для усиления
царств и успехов в их ожесточенной
борьбе за объединение Китая. Придя
к власти, легисты претворяли в
жизнь свои правовые воззрения. С
помощью насилия и наказания
они стремились вытравить из массового
сознания конфуцианские догматы, преследовали
их поборников и носителей, уничтожали
конфуцианские книги и пр. Согласно
легенде, циньский император Шихуанди
в 213 г. до н.э. приказал сжечь все
конфуцианские книги и предал
казни 400 ученых-конфуцианцев.
С династией
Цинь был скомпрометирован и пал
легизм. Проверка на практике его идей
оказалась достаточной, чтобы выявить
его несостоятельность для Китая
того времени. Откровенно тоталитарная
доктрина легистов с ее презрением
к людям во имя процветания
государства оказалась нежизнеспособной;
легизм потерпел поражение.
- ПРАВО
ХАНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Третий
этап - право ханьского государства
(III в. до н.э. - III в. н.э), основанное на синтезе
положений легизма и конфуцианства
при доминирующей роли конфуцианства.
Государственной идеологией Ханьской
империи стало ортодоксальное конфуцианство.
Оно было более приспособлено
для решения задачи укрепления деспотической
власти правителя, обосновывая неизменность
существующего социального и
политического порядка. Основным постулатом
ортодоксального конфуцианства является
идея Конфуция об обусловленности и справедливости
неравенства людей, их социальных, сословных,
ранговых различий, а также различий в
зависимости от места в семье, пола, возраста.
Незыблемости этих различий должна была
служить тщательная регламентация поведения
людей в обществе, семье с помощью жестких
моральных норм (ли), официально признанного
ритуала. Однако ортодоксальное конфуцианство
не отвергало закона, строгих наказаний,
предполагая взаимодействие строгости
и снисхождения, морали и права. Мораль
задавала общепринятый стандарт поведения
в обществе, а право с помощью наказания
запрещало отклонятся от него. Отныне
нормы добродетельного поведения должны
были насаждаться силой закона (фа), который
предусматривал в случае их неисполнения
применение жестоких санкций. Механизм
регулирования основывался на формулах:
1) там где недостает ли, следует применять
фа; 2) то, что наказуемо по фа не может быть
дозволено по ли; 3) то, что позволено по
ли, не может быть наказуемо по фа. Мухаев
Р.Т. История государства и права зарубежных
стран.