Легизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве государства и права. В истории Древнего Китая в основном по имени царствующих династий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII - XII вв. до н.э.) - раннее государственное образование; государство Чжоу (XI - V вв. до н. э.) - первоначально централизованная монархия, в последний период которого единое государство рушится; наконец, историю Древнего Китая венчают Великие китайские империи - Цинь (III - II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э. - III в. н. э.).

Содержание

Введение…….2
ПОНЯТИЕ ЛЕГИЗМА………2
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА……..5
ВЛИЯНИЕ ЛЕГИЗМА НА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА………..7
Заключение………..12
Литература

Работа содержит 1 файл

КР ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.docx

— 37.04 Кб (Скачать)

5.Строгая  система наказаний. «Коль наказания  мягки, невозможно искоренить  преступность», «в образцово управляемом  государстве много наказаний  и мало наград» (Шан Ян). Необходима  борьба против частнособственнических  тенденций, приводящих к накоплению  богатств у подданных, а не  в казне («законы устанавливаются  для управления частного: когда  законы действуют, частным интересам  нет места; частное вносит смуту  в закон» - Хань Фэй), а также  существует система доносов и  даже круговая порука. Необходимо  учредить систему взаимной ответственности,  чтобы собирать сведения о происходящем («десятки» и «пятерки», которые подвергаются совместным награждениям и (или) наказаниям). 

6.Укрепление  войска, чиновничьего и карательного  аппарата на основе строгой  ответственности государственных  служащих и почтения к государству.  Жесткость законов должна проявляться  и по отношению к чиновникам, независимо от занимаемой должности  («ранги знатности не спасают  от наказаний ни преданного  сановника, ни примерного сына»  - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал  законы, то могли пострадать три  категории его родственников.  Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан  Яну, наследовать должность, ранг  знатности, поля и жалованье  опального чиновника. Государство  превращалось в самодовлеющий  институт, в смысл и цель существования  общества. Это была теоретическая  схема восточной деспотии, но  лишенной инертности, активно себя  защищающей.  

Тем временем конфуцианство под влиянием изменяющихся обстоятельств избавлялось от бескомпромиссного  отрицания законов и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний  крупный конфуцианец, писал, что  власть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословий уравнивало всех перед государством. Главным  становилось деление на тех, кто  правит, и тех, кем управляют. 

ВЛИЯНИЕ ЛЕГИЗМА НА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА 

- ПРАВО  ГОСУДАРСТВ ШАН И ЧЖОУ. 

Первый  этап - право государства Шан и  государства Чжоу. Образование государства  в долине реки Хуанхэ относится ко II тыс. до н. э. В этот период в качестве социальных регуляторов выступали  традиции, этические нормы (ли) и  правила ритуала. На смену раннему  государственному образованию Шан (Инь) приходит возникшее в результате завоевания (племенем Чжоу) государство  Чжоу. Тогда, в ранний период истории  Китая, существовали формы коллективного  землевладения по системе цзинь  тянь, согласно которой каждые 8 участков передавались в пользование отдельным  семьям, а 9-й (общественное поле) обрабатывался  сообща и урожай с него поступал в распоряжение государства. В социальной структуре общества выделялась наследственная аристократия, занимавшая привилегированное  положение. Труд рабов имел ограниченное применение, по большей части рабы принадлежали государству. В то время  право еще не отделилось от обычаев, простых норм нравственности. 

В построении государства четко обнаруживаются черты восточной деспотии. Правитель (ван) почитался "сыном Неба" и  признавался верховным собственником  Поднебесной. Однако обыкновение верховной  власти передавать управление завоеванными землями в наследственное владение титулованной знати приводит к раздробленности  прежде единого государства. В Китае  наступает период "многих царств", затем "борющихся царств". Тогда  прежде верные вассалы вана становятся удельными князьями, обладающими  фактически полной независимостью, власть же вана ограничивается пределами его  владения - домена. (Такое положение  очень напоминало период феодальной раздробленности в средневековой  Европе.) V - III вв. до н. э. в истории  Китая можно считать переломным временем. Тогда в стране происходило  разложение общинных отношений. 

Все более  частыми становились сделки с  землей, общинное землевладение разлагалось. Происходило ускоренное развитие товарно-денежных отношений. Многие города превращались в ремесленные центры. Наблюдалось  резкое имущественное расслоение населения. Упрочивается частная собственность  на землю и рабов. Значительную экономическую  силу приобретают купцы и ростовщики. Одновременно растет их политическое влияние. Рождается порядок продажи  должностей. Наследственная аристократия оттесняется "выскочками из низов". 

Утверждение новых экономических и политических сил происходило на фоне разрушения патриархальных порядков при всеобщем ожесточении и междоусобных войнах. Моральные принципы отбрасывались, на смену им пришли предательство, продажность, коварство, убийства, подкупы, шантаж. В этих условиях как реакция на неустроенность и смуту в обществе рождается учение Конфуция.  

- ПРАВО  ДИНАСТИИ ЧЖОУ И ИМПЕРИИ ЦИНЬ. 

Второй  этап - древнекитайское право периода  династии Чжоу и империи Цинь. В VI в. до н.э. с появлением конфуцианства, которое стало идейной основой  политической и правовой системы  Древнего Китая, сложился механизм социального  регулирования. В условиях эпохи  Чжаньго (V - III вв. до н.э.), когда в  Китае ожесточенно соперничали  различные философские школы, конфуцианство  по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной  тогда не получили признания. Этому  помещали соперники конфуцианцев - легисты.  

Учение  законников-легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат не столько даже просто писаного закона, сколько приказа начальства, официально санкционированного регламента, сила и авторитет которого должны держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. Согласно легистским канонам, разрабатывают законы мудрецы-реформаторы, издает их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократической аппарат. Почтение к закону и администрации обеспечивается специальной системой круговой поруки, которая, в свою очередь, держится ни практике суровых наказаний даже за мелкие проступки. Наказания уравновешиваются поощрением за лояльность в виде присвоения очередного ранга; повышающего социальный статус его обладателя. В учении легистов; практически не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведен до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов-реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII - IV вв. до н.э.  

Однако  не рационализм или отношение  к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Гораздо  важнее было то, что конфуцианство  делало ставку на высокую мораль и  древние традиции, тогда как легизм выше всего ставил административный регламент, державшийся на строгих  наказаниях и требовавший абсолютного  повиновения сознательно оглупленного народа. Конфуцианство ориентировалось  на прошлое, а легизм бросал этому  прошлому открытый вызов, предлагая  в качестве альтернативы крайние  формы авторитарной деспотии. 

Этот  период также характеризуется существенным возрастанием роли права среди социальных норм и обоснованием легистами тезиса о том, что управление народом  должно опираться на законы и суровые  наказания. Идеи легизма были изложены основателем школы «законников» (фацзя) Шан Яном, который подчеркивал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Он отстаивал абсолютную власть правителя, который приведет к такой добродетели  с помощью строго установленного закона, «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Легизм и конфуцианство выражали противоположное  понимание природы человека, отношений  народа и правителя, целей и задач  государства. По Конфуцию, народ -- нравственная личность; напротив, легисты считали, что человек озабочен лишь тем, чтобы  доставить себе удовольствие и избежать страданий. Легизм, порывая с традициями и обычаями старины, представлял  собой сугубо рационалистическое и  вульгарно-рационалистическое учение, требовавшее активного преобразования общественных отношений. Ослабление народа считалось главной задачей правителя. Сила государства в слабости народа. Если в конфуцианском учении правитель  уподоблялся отцу в семье, то согласно легизму, народ - это сырой материал, а правитель - мастер, который, измеряя  и обрабатывая свой материал, отсекает все лишнее, создает прекрасную вещь. Правитель должен быть свободен от совести, моральных норм и руководствоваться только целесообразностью. Решающее значение в государственном управлении отводилось закону, исполнительности чиновников и наказанию. Суровое наказание считалось лучшим средством управления. ("Подражание древним состоит в управлении при помощи добродетели, подражание современным -- во введении законов, в которых наказание на первом месте". "Если наказания преобладают, народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождается мерзость".)

В легизме  нашла отражение особая государственная  идея - рационалистическое утверждение  сильной государственной власти со всесилием закона и равенством всех перед законом; утверждалось, что  государственная власть должна быть требовательной к людям и направлять их поступки регулирующей ролью закона и наказания. ("Люди по всей сути стремятся  к порядку, однако действия их порождают  беспорядок; потому там, где сурово карают за мелкие проступки, они исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться".) В Китае при господстве легистского  учения, как и в других обществах  на ранних ступенях развития, роль наказания  в управлении преувеличивалась, а  в легизме наказанию придавалось  еще большее значение ввиду острой необходимости преодоления смуты  периода "борющихся царств". Но легизм не учитывал глубинные свойства характера китайского народа, его "образ  мышления и стиль жизни", сложившиеся  в течение длительного предшествующего  времени, и потому оказался недолговечным. 

Наиболее  последовательно легистские реформы  были проведены министром Шан  Яном в окраинном западном царстве  Цинь, которое после этих реформ, покончивших с пережитками патриархально-кланового  прошлого, стало быстро усиливаться. Усиление Цинь привело в конце III в. до н.э. к захвату правителем этого  царства всей территории чжоуского  Китая и провозглашению им новой  династии - Цинь. Основатель династии император  Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.) распространил  на весь Китай ту схему администрации, которая была выработана Шан Яном. 

При утверждении  и господстве легизма осуществлялись мероприятия, направленные на разложение общинных отношений, укрепление частной  собственности на землю и ослабление позиций родовой знати. Так, реформами  Шан Яна предусматривалось принудительное дробление крупных семейных объединений, составлявших основу, общинных отношений. В частности, устанавливались наказания  для тех, кто имел в семье более  двух взрослых сыновей, продолжавших жить под крышей своего отца. Одновременно ликвидировались привилегии представителей наследственной знати. Запрещалась  неровная месть. Важную часть реформ составляло разрешение свободной купли-продажи  земли. 

Выражением  предельной централизации государственной  власти стала всеобъемлющая регламентация  законом общественной и личной жизни  подданных. Осуществлялась систематизация и кодификация законодательства. Соблюдение законов поддерживалось строжайшими наказаниями (четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени и т. п.). 

Радикальным преобразованием подвергалась и  вся система, государственного управления. 

При Цинь Шихуанди: конфуцианство было запрещено, древние книги сожжены, сепаратизм мест подавлен и Китай предстает  перед нами единым централизованным государством. Правление Цинь Шихуанди составило целую эпоху в истории  Китая. При нем создается мощный, сложный, строго централизованный государственный  аппарат с большим числом чиновников, связанных беспрекословным подчинением  и автоматическим послушанием. Основы построения государственного аппарата Циньской империи сохранялись многие века в последующей истории Древнего и Средневекового Китая. 

Грубые  методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли тверже держать  в руках централизованный контроль над частным собственником, что  имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточенной борьбе за объединение Китая. Придя  к власти, легисты претворяли в  жизнь свои правовые воззрения. С  помощью насилия и наказания  они стремились вытравить из массового  сознания конфуцианские догматы, преследовали их поборников и носителей, уничтожали конфуцианские книги и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все  конфуцианские книги и предал казни 400 ученых-конфуцианцев. 

С династией  Цинь был скомпрометирован и пал  легизм. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить  его несостоятельность для Китая  того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания  государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение.  

- ПРАВО  ХАНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА. 

Третий  этап - право ханьского государства (III в. до н.э. - III в. н.э), основанное на синтезе  положений легизма и конфуцианства  при доминирующей роли конфуцианства. Государственной идеологией Ханьской империи стало ортодоксальное конфуцианство. Оно было более приспособлено  для решения задачи укрепления деспотической  власти правителя, обосновывая неизменность существующего социального и  политического порядка. Основным постулатом ортодоксального конфуцианства является идея Конфуция об обусловленности и справедливости неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм (ли), официально признанного ритуала. Однако ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения, морали и права. Мораль задавала общепринятый стандарт поведения в обществе, а право с помощью наказания запрещало отклонятся от него. Отныне нормы добродетельного поведения должны были насаждаться силой закона (фа), который предусматривал в случае их неисполнения применение жестоких санкций. Механизм регулирования основывался на формулах: 1) там где недостает ли, следует применять фа; 2) то, что наказуемо по фа не может быть дозволено по ли; 3) то, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран.  

Информация о работе Легизм