Содержание:
Введение…….2
ПОНЯТИЕ
ЛЕГИЗМА………2
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА……..5
ВЛИЯНИЕ
ЛЕГИЗМА НА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ПРАВА………..7
Заключение………..12
Литература
ВВЕДЕНИЕ
История
государства и права Древнего
Китая представляет особый интерес
резким противостоянием двух идеологических
направлений в государственности
- конфуцианства и легизма. В столкновении
конфуцианства и легизма вырисовывается
кардинальной важности проблема государственности
(одна из первых и в наше время) - роль
стихийного, традиционного и рассудочного
(осознанно направляемого) в строительстве
государства и права. В истории
Древнего Китая в основном по имени
царствующих династий выделяются: государство
Шан (Инь) (XVIII - XII вв. до н.э.) - раннее государственное
образование; государство Чжоу (XI - V
вв. до н. э.) - первоначально централизованная
монархия, в последний период которого
единое государство рушится; наконец,
историю Древнего Китая венчают
Великие китайские империи - Цинь
(III - II вв. до н. э.) и Хань (II в. до н. э.
- III в. н. э.).
В отличие
от государства, древнекитайское право
прошло в своем развитии три этапа.
Выделение данных этапов связано
с различным пониманием роли права
в механизме социального регулирования,
его соотношением с другими социальными
нормами. Разное отношение к праву
было сформулировано в конфуцианстве
и легизме, которые стали государственными
идеологиями древнекитайского общества
и определили его правосознание
на разных этапах политической истории.
В своей
работе я рассмотрю основные положения
легизма и влияние этой идеологии
на трех этапах развития древнекитайского
права.
ПОНЯТИЕ ЛЕГИЗМА
ЛЕГИЗМ
(legisme, legalism) – принятое в западной науке
обозначение школы фа цзя – «законников»,
одного из основных направлений древнекитайской
этико-политической мысли (от лат. lex, родительный
падеж, legis – закон). Основоположниками
теории и практики легизма считаются Гуань
Чжун (кон. 8–7 в. до н.э.), Цзы Чань (6 в. до
н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это
одно лицо), У Ци (4 в. до н.э.). Крупнейшими
теоретиками легизма признаны Шан Ян,
Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. до н.э.) и Хань
Фэй (3 в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).
В
основе доктрины легизма лежит
учение о главенстве единого
юридического закона (фа) в жизни
государства. Создателем закона
может быть только самодержавный
правитель. В отличие от ли-благопристойности
законы могут изменяться и
пересматриваться в соответствии
с потребностями момента. Другими важнейшими
аспектами легизма являются учения о шу
– «искусстве» политического маневрирования,
прежде всего контроля за чиновниками,
и о ши – «власти/насилии» как гаранте
управления на основе закона. Этико-политические
построения легистов нередко подкреплялись
натурфилософскими идеями даосского характера.
Теоретики
легизма создали стройную концепцию
деспотического государства, функционирующего
при условии неограниченной власти
правителя, единолично руководящего
унифицированным административным
аппаратом. Они предложили идею
государственного регулирования
экономики, главным образом посредством
мер по поощрению земледелия и упорядочению
налогообложения, систему централизованного
управления государством по принципу
регулярного административного деления,
назначение чиновников правителем вместо
традиционного наследования должностей,
принцип присвоения рангов знатности,
пожалований и привилегий за конкретные
заслуги (прежде всего в ратном деле), контроль
за образом мыслей подданных, цензорский
надзор за чиновниками, систему круговой
поруки и групповой ответственности. Объективно
политическая практика в русле легизма
вела к ограничению влияния наследственной
знати и разрушению некоторых механизмов
функционирования традиционной патронимии,
которые препятствовали реализации единоличной
власти монарха, а также к усилению роли
регулярной администрации.
Согласно
доктрине легизма, отношения правителя
с народом могут быть только
антагонистическими. Задача государя
– «ослабление народа». Для
этого следует ограничивать его
образование и ставить благосостояние
подданных в зависимость от
самодержавной власти. Залог мощи
государства и укрепления власти
правителя – концентрация усилий
на развитии земледелия и ведении
войн. Моральные нормы, традиции
и культура должны быть внеположны
сознанию подданного, т.к. отвлекают
его от выполнения основных
обязанностей перед государем.
Управление народом и чиновничеством
должно строиться на главном
императиве человеческой активности
– «стремлении к выгоде». Поэтому
основными методами управления
легисты считали награды и
наказания при доминировании
и максимальной строгости последних.
Главное мерило человеческих
достоинств – преданность государю,
беспрекословное подчинение закону
и военные заслуга, что следует
считать основанием для назначения
на должности и присвоения
рангов знатности. Однако правитель
не должен доверять и самым
достойным: необходимо поощрять
доносительство, быть бдительным
и безжалостным, не передавать
подчиненным ни толики своей
власти. В то же время в вопросах
управления учение легизма предписывает
руководствоваться не личными
капризами, а только «большой
выгодой» для государства, учитывать
интересы подданных, прежде всего
материальные.
Основным
идеологическим соперником легизма
было конфуцианство. Борьба с
ним пронизывает все этапы
становления и эволюции легизма
в качестве самостоятельного
идеологического направления. Первый
этап (7–5 вв. до н.э.) знаменуется
реформами Гуань Чжуна в царстве
Ци, направленными на введение
единого законодательства, ограничение
прав наследственной аристократии.
На втором этапе (4–1-я пол. 3
в. до н.э.) были созданы учения
Шан Яна, Шэнь Бухая и Хань
Фэя, завершившего детальную разработку
доктрины легизма. В тот же
период впервые отчетливо проявилась
тенденция к теоретическому синтезу
конфуцианских и легистских доктрин,
реализовавшаяся в учении Сюнь-цзы.
Третий
этап истории легизма был самым
значительным, несмотря на краткость:
в 221–207 до н.э. легизм стал
официальной идеологией централизованной
империи Цинь и теоретическим
основанием системы государственного
управления. Цинь Шихуан проводил
целенаправленную политику ограничения
тех сфер культуры, которые угрожали
господству легистской идеологии.
В 213 до н.э. был исполнен
императорский указ о сожжении
гуманитарной литературы, хранившейся
в частных собраниях, за исключением
гадательных текстов, книг по
медицине, фармакологии и земледелию
(литература в государственных
архивах была сохранена). 460 ученых-конфуцианцев
были живыми закопаны в землю,
большое число их единомышленников
сослано в приграничные районы.
Созданная
Цинь Шихуаном система управления
не смогла после его смерти
обеспечить сохранение империи
Цинь. К сер. 2 в. до н.э. по
мере усиления влияния бюрократии,
нуждавшейся в идеологическом
обосновании своего места в
обществе, при дворе возрождается
интерес к конфуцианству. Конфуциански
ориентированные мыслители искали
пути идеологического синтеза
с легизмом, невиданно повысившим
социальную роль бюрократических
институтов, но жестко ограничившим
статус и права чиновничества
в пользу самодержца. В трудах
«отца» ортодоксального имперского
конфуцианства Дун Чжуншу на
легистов возлагается ответственность
за все беды, постигшие страну,
в т.ч. за разорение земледельцев,
рост количества земель в частной
собственности, увеличение налогов,
произвол чиновников и т.п.
Однако политическая программа
самого Дун Чжуншу испытала
сильное влияние идеологов легизма.
Он считал возможным применение
насилия в целях управления, использование
легистской системы наград и
наказаний. Ханьское конфуцианство
заимствовало у Шан Яна и
идею социальной мобильности,
заменив преданность исключительно
правителю верой во всемогущество
конфуцианского учения.
В
Средние века к легистским
доктринам неоднократно обращались
авторы проектов реформ, нацеленных
на укрепление государственной
организации. Однако в целом отношение
конфуцианцев к древним идеологам легизма
оставалось негативным.
В
кон. 19 – нач. 20 в. легизм привлек
внимание отдельных деятелей
реформаторского движения. Напр., Май
Мэнхуа, ученик Кан Ювэя, усматривал
в учении Шан Яна идею ограничения
власти императора рамками закона.
По его мнению, причина отсталости
Китая – отсутствие управления
на основе закона. В 1920–40-е
гг. проповедниками идей легизма
стали этатисты, ставившие целью
усиление структур национального
государства. Так, Чэнь Цитянь
считал необходимыми прямые заимствования
у теоретиков легизма с целью
создания «новой легистской теории».
В первую очередь ему импонировали
идеи сильной власти, сильного
правителя и круговой поруки.
К экономическим учениям Гуань
Чжуна и Шан Яна неоднократно
обращались лидеры Гоминьдана, в
т.ч. Чан Кайши, доказывавший, что
легистская доктрина вмешательства
государства в экономическую
жизнь положила начало экономическому
планированию и политике «народного
благоденствия». В 1972–76 апология
идеалов легизма была использована
КПК в ходе идеологической
кампании «критики Линь Бяо
и Конфуция». Легисты объявлялись
сторонниками «современности» и
реформ, конфуцианцы – поборниками
«древности», под которой подразумевалась
практика и теория «строительства
социализма» до «культурной революции»
1966–69; противостояние конфуцианства
и легизма интерпретировалось
как столкновение идеологий соответственно
рабовладельческого и шедшего
ему на смену феодального общества.
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА
Основатель
легизма Шан Ян (390--338 гг. до н. э.),
правитель области Шан, инициатор
знаменитых реформ, узаконивших в
стране частную собственность на
землю. Составленные им проекты реформ
и указов вошли в трактат «Шан
цзюнь шу» («Книга правителя области
Шан»). Его единомышленники -- легисты
(законники) Гуань Чжун, Хань Фэй
отражали интересы имущественной и
чиновничьей знати. Легисты резко
выступали против конфуцианцев и
моистов («конфуцианцы культурой подрывают
законы»). Основные положения легизма:
1.«По
своей природе народ ненавидит
труд, любя покой; при последнем
наступает запустение, а при запустении
- неустройство» (Хань Фэй). «Необходимо
ликвидировать распущенность, установить
«четкие представления» о наказаниях,
наградах, наставлениях» (Шан Ян).
2.Конфуцианское
человеколюбие нежизнеспособно
как принцип управления. «Проливать
слезы и не желать прибегать
к наказаниям - это человеколюбие;
однако нельзя не прибегать
к наказанию - таков закон. Древние
правители выше всего ставили закон,
а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян
относил к чрезвычайно вредным установлениям
(«паразитам») конфуцианские институты:
правила ли (ритуал), музыку, почитание
старых порядков, добродетель, честность,
бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю
почтительность, братский долг, справедливость.
Хань Фэй приводит примеры вредности таких
конфуцианских установлений. Вот один
из них. В одной из провинций отец украл
барана, а сын донес на него властям. Правитель,
действуя по-конфуциански, приказал казнить
сына, поскольку он, поступая правильно
по отношению к государю, изменил отцу.
Один
человек три раза проявил трусость
на войне, убегая от врага. Он объяснил
это тем, что у него старый отец,
и если сын погибнет, то некому будет
содержать отца. Так сын, почтительный
к отцу, может оказаться подданным,
изменившим своему государю.
3.Введение
законов с жесткими нормами,
обязательными для всех и обеспеченными
наказанием. «Принцип закона состоит
в том, что уложения и указы
издаются государственными учреждениями,
а народ в своем сердце крепко
помнит о наказаниях, награды
раздаются тем, кто остерегается
закона, кары падают на тех,
кто нарушает указы». Эти нормы
называются законом (фа) в отличие
от обычных норм ритуала. «Когда
правитель разумен, у него есть
закон, благодаря этому он сможет
направлять людей к принесению
всех своих сил, согласно закону,
и самопожертвованию на местах
служения» (Хань Фэй).
4.Унификация
норм. «Совершенно мудрый, управляя
государством, устанавливает единые
правила наград, единые правила
наказаний, единые правила наставлений.
Если установить единые правила
наград, то армия не будет иметь
себе равных; если установить
единые правила наказаний, то
приказы будут выполняться; если
установить единые правила наставлений,
то низшие будут подчиняться
высшим» (Шан Ян). Один экземпляр
законов и предписаний должен
храниться во дворце государя
в запретном здании, опечатанном
печатью. Он должен служить
для унификации и уяснения
смысла закона и предписания
высшими чиновниками-законниками,
которые разъясняют его народу
и чиновникам.