Курс лекций по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

   В июле 1994 г.  состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 г. стал     А.Г. Лукашенко. За него проголосовали 81 % участвующих в выборах. Предвыборная программа А.Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности, проведения курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью. Эта программа последовательно реализовывалась на протяжении 90-х гг. на практике.

Одним из главных политических событий этого стало Всебелорусское народное собрание, состоявшееся 19020 октября 1996 г. Это своеобразное вече обсудило основные положения Программы социально-экономического развития республики до 2000-го года.

 

            7 Изменения в духовной и   культурной жизни белорусского

 народа в 90-е гг. ХХ в. – нач. ХХI в.25

 

Провозглашение государственной  независимости Беларуси повлияло на развитие духовной жизни общества. Национальная культура стала самоопределяться как культура белорусского народа и государства.

С целью создания благоприятных  условий для развития национального  образования в 1991 г. был принят «Закон аб адукации». Он гарантировал создание условий для всестороннего развития личности, способствовал пополнению системы образования общечеловеческими ценностями.

С 1998 г. началась реформа 4,5 тысяч общеобразовательных школ. Ее основными чертами стали: демократизация системы образования, создание условий для гармонического развития личности, повышение качества и эффективности образования. Начался переход школ к 12-летнему обучению. Появляются новые формы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи.

В 90-е гг. расширяется сеть высших учебных заведений. Возникает около 20 негосударственных институтов, т.е. формируются  альтернативные формы высшего образования. По количеству студентов Беларусь оказалась на среднеевропейском уровне (300 студентов на 10 тысяч населения).

Профессионально-технические  училища осуществляют подготовку кадров массовых профессий. Ежегодно эти учебные заведения выпускают более 50 тысяч квалифицированных рабочих.

Происходит процесс  интеграции высших учебных заведений  с производством и научными учреждениями. В 1993 г. был принят закон «Об основах государственной научно-технической политики» Он возложил на Академию наук ответственность за развитие в стране фундаментальных научных исследований.

В 90-е гг. белорусская  культура пополнилась значительными  произведениями литературы и искусства. Широкий резонанс получила постановка в 1995 г. балета «Страсти» («Рагнеда»). Авторы постановки (А. Мдивани, В. Елизарьева). Они получили Государственную премию Республики Беларусь (1996 г.) и премию Международной ассоциации  танца под эгидой ЮНЕСКО. Репертуар Национального академического театра оперы и балета Республики Беларусь обогатили оперы «Князь Новаградскi», Майстар i  Маргарыта». На художественном уровне происходит осмысление реальных исторических событий в постановках Национального академического театра им. Я. Купалы «Князь Вiтаўт» А. Дударева, «Звон – не малiтва», «Крык на хутары»  В. Бутрамеева.

     Традиционным  становится  проведение фестивалей  «Музыкальное Полесье», «Музы Нясвiжа», Международного  фестиваля органной музыки в Полоцке, белорусской песни и поэзии в Молодечно, «Золотой шлягер» в Могилеве. Особой популярностью пользуется международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске.

     В белорусской литературе проявились попытки отойти от идеологизации искусства, возрос интерес к историческому прошлому, модернизму и постмодернизму. Новое поколение литераторов широко использует в своем творчестве разнообразные стилевые формы зарубежной литературы. В стиле постмодернизма работают А.Бахаревич, З. Вишнев, В. Гапеева. Появляются литературные объединения почти в каждом высшем учебном заведении.

            Белорусские писатели продолжают  традиции  исторического романа            (В. Ипатова, Л.Дайнека, В.Орлов). Высокое гуманистическое звучание характерно для произведений В. Быкова, Н. Гилевича, Я. Брыля, А. Дударева.

           В изобразительном искусстве  расширились неформальные традиции. Открылись негосударственные галереи «Арт-творчасць», «Верхнi горад».  Высоким профессионализмом  отличается белорусская школа графики. Традиции белорусской школы скульптуры продолжают В.Ковач, К. Селиханов.

          Кроме создания новых культурных  ценностей перед обществом встала  проблема сохранения исторического наследия. В 1993 году был принят Закон Республики Беларусь «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны». Памятники культурного наследия находятся в 138 музеях и их филиалах. Их фонд пополняется личными архивами  известных деятелей литературы и искусства. Проводится реставрация исторической застройки Верхнего города в Минске, Мирского замка, который по решению ЮНЕСКО был включен в список памятников мирового культурного наследия.

           Происходит возрождение и активно  развивается около 40 видов декоративно-прикладного искусства, действует более 50 клубов и домов ремесел, творческих мастерских народных мастеров.

          В последнее время в духовной жизни общества все большую роль играют религия и церковь. Благодаря изменению отношений «государство-церковь» происходит рост религиозных общин. Христианские конфессии способствуют возрождению моральности, гуманизма в обществе, проводят благотворительные акции.

         Таким образом, экономические и политические перемены тесно связаны с национально-культурным возрождением.

 

Тема 2.1.12     Путь к суверенитету и государственной независимости Беларуси (1991-2004 гг.)

 

 1 Усиление движения за национальное возрождение Беларуси. Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.

 2 Трудности и сложности экономических реформ 1992 – 1994 годов. Коррекция программы экономического развития в 1995г.

3  Референдумы 1995 и 1996 гг.

4 Союз Беларуси и России.

5 Торгово-экономические и научные связи РБ с государствами СНГ, европейскими и другими странами.

6 III Всебелорусское собрание. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг.

7 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. 

 

 1 Усиление движения за  национальное  возрождение Беларуси.   Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.

 

Политика перестройки  создала новую социально-политическую ситуацию, но не предотвратила кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. резко обострились в СССР национальные проблемы, резко ухудшилось экономическое положение. В СССР начали доминировать центробежные тенденции.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федераций». Он расширил права союзных республик, но недоверие последних к центральной власти ускорил их выход из Союза.

Вопрос о суверенитете Беларуси неоднократно дебатировался  представителями различных кругов и общественных объединений. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Высшей целью суверенитета признавалось обеспечение свободного развития граждан республики. Носителем суверенитета объявлялся народ, который являлся и источником государственной власти. Республика объявлялась независимой в международных отношениях.

Суверенитет не означал разрыва  многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 г. и в 1991 г. были  подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном.

Для сохранения Союза  М.С. Горбачевым были предприняты ряд  мер. В марте 1991 г. проводится референдум. Официально участие в нем приняли девять республик (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы). Из 196 млн. жителей СССР в референдуме участвовало 80%, большинство из них высказалось за сохранение Союза. (76,4%)26.

В  конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Ново-Огарево  было подписано соглашение Президента СССР и высших представителей девяти республик («9+1») об ускорении заключения нового союзного договора. В целом этот проект носил компромиссный характер.

Распад СССР ускорили события, которые произошли в  Москве с 18 по 21 августа 1991 г. Группа высших  государственных лиц (Г. Янаев, Ю.  Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) создали  ГКЧП, провозгласили о болезни  М. Горбачева и о переходе всей полноты власти в их руки. Однако эта политика государственного переворота оказалась неудачной.

В Минске 25 августа 1991 г. была созвана 5-я внеочередная сессия Верховного Совета БССР на которой был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР». Принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». В собственность республики перешло общесоюзное имущество.

17 – 19 сентября проходила  6-я внеочередная сессия Верховного Совета. На ней рассматривался Закон «О названии БССР». Принято решение о переименовании БССР в Республику Беларусь. Принят Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», Закон «О Государственном Гербе Республики Беларусь».

Государственный флаг представлял собой прямоугольное полотнище, на котором были размещены три горизонтальные цветные полосы  равной ширины: верхняя и нижняя – белого цвета, а средняя – красного цвета. Государственным гербом стал герб «Погоня».

После провозглашения политической независимости началась работа по формированию органов управления. Были созданы республиканские органы власти вместо союзных: Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности. С начала 1992 г. действует Главное управление пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь. Проводится работа по укреплению погранзастав.

В этот период завершается  работа по установлению границы  Республики Беларусь с Литвой, Латвией, Россией, Украиной.

С целью обеспечения  политической и экономической самостоятельности республики совершенствования внешнеполитической деятельности  Верховный Совет 20 сентября 1991 г. принимает Закон «О таможенной службе Республики Беларусь».

Становление суверенного  государства потребовало создания собственной армии, что является не только атрибутом государственности, но и гарантом ее безопасности. Проводится работа по совершенствованию принципов создания Вооруженных сил и их структуры. Начинает действовать с марта 1992 г. Министерство обороны Республики Беларусь.

Защиту экономических интересов   Беларуси начинает осуществлять новая банковская система.

Таким образом, в истории  Беларуси начался новый этап независимого государственного развития.

 

     2 Трудности и сложности экономических реформ  1992-1994г. Коррекция  программ экономического развития в 1995.

 

С лета 1990 года начался переход  экономической системы Беларуси к рынку.

В октябре 1990  года Верховный Совет принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Основой программы рыночных преобразований стала радикальная программа «500   дней» российских экономистов С. Шаталина,  Г. Явлинского. Белорусская программа предусматривала следующие направления:

  1. Стабилизация экономики, что предполагало уменьшение инфляции государством, сокращение расходов на содержание государственного аппарата. Планировалось  уменьшить денежную массу  на потребительском рынке запустив механизм приватизации квартир, дач и. т. д.
  2. Развитие предпринимательства и конкуренции. Программа объявляла  ровный государственную, коллективную,   индивидуальную формы собственности. Мелкие предприятия планировалось продать или сдать в аренду, средние и крупные подлежали акционированию, кооперации.
  3. Ставилась задача по созданию государственного регулирования экономикой. При этом  предусматривалось отказаться от жестокого планирования, строгого распределения ресурсов и товаров. Регулирование должно было осуществляться через деятельность Нацбанка Беларуси, банковскую систему  и систему  налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования.
  4. Ставилась задача создания рыночной инфраструктуры и механизма ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства.
  5. Программа предполагала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.

    Верховный совет принял  ряд законов по реализации  программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».

    Но реализовать эти  планы помешал ряд причин и  экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. Это проявилось в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной  капитал, падении жизненного уровня населения, роста инфляции, безработице. С 1991 по 1995 год внутренний валовой продукт сократился на 35 % в отношении к 1990 году, сельскохозяйственное производство на 26 % ,  заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 году за чертой бедности оказалось более 60 % населения. Внешняя задолженность составляла половину валового продукта в денежном выражении27.

Информация о работе Курс лекций по "Истории Беларуси"