Курс лекций по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

После смерти Сталина (март 1953г.) происходят важные изменения во внутренней и внешней политике СССР. Хрущев ориентируется на снижение международной напряженности и противостояния. Это положительно отразилось на сотрудничестве БССР с другими государствами.

В 1954г. Беларусь стала  постоянным членом ЮНЕСКО, Международной Организации труда. Представители Беларуси приняли  участие в 100 международных конференциях.

БССР поддержала соглашение о прекращении войны в Корее (1953г.), Индокитае (1954г.), о сокращении вооруженных сил ядерных государств.

В марте 1958г. было открыто  постоянное представительство Беларуси при ООН. Это способствовало расширению участия Беларуси в решении сложных проблем.

Беларусь как член ООН оказывает помощь странам  третьего мира в национальном освобождении и получении государственной независимости. Она выступает за ликвидацию колониализма во всем мире. В 1960г. белорусская делегация вместе с СССР и Украиной вносят предложение о принятии Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам18.

Беларусь принимает  участие в подготовке и принятии в 1968г. XXII сессией ООН Договора о нераспространении ядерного оружия. Учитывая угрозу использования ядерного оружия, Беларусь присоединяется к международным договорам, которые ограничивают возможности его использования.

Представители Белорусского комитета защиты мира в 1973 и 1979гг. участвовали в рейдах мира по Северной Европе.

Значительным достижением  стран-участников ООН, в том числе  и Беларуси, стало проведение в 1975г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этом совещании присутствовали 33 европейских государства, США и Канада. Это событие свидетельствовало о вступление Европы в новый исторический период разрядки международной напряженности. Беларусь поддержала в 1979г. решение СССР об одностороннем сокращении его войск в Восточной Европе.

На рубеже 70-80-х гг. разрядка международной напряженности  сменилась обострением отношений между США и СССР, возрождением отношений «холодной войны». В этих условиях БССР и Украина в 1981г. вносят предложения, которые принимаются ООН как Декларация о предотвращении ядерной войны. В ней указывается, что если государство и его руководящие круги начнут первыми боевые действия с использованием ядерного оружия, то они будут признаны международным сообществом как военные преступники.

В 1981-1985гг. Белорусская делегация вместе с другими делегациями ведут борьбу в рамках ООН о запрещении использования космического пространства в военных целях.

БССР выступила за принятие международного соглашения «О недопустимости политики государственного терроризма, направленного на подрыв общественно-политического строя в суверенных странах».

Таким образом, на протяжении 1945-1985гг. БССР принимала активное участие в подготовке и осуществлении решений ООН. Республика через международные организации внесла большой вклад в сохранение мира и безопасности между народами, в предотвращение международных конфликтов, нераспространении ядерного оружия.

 

             Тема 2.1.11 К новой модели общественного устройства     (80-е годы ХХв.)

 

1 Нарастание кризисных  явлений в СССР, странах социализма на рубеже 70 – 80-х г.г. Концепция перестройки.

2 Начало процесса  демократизации в БССР. Гласность и идеологический плюрализм.

3 Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 80-х годов. Национально-культурное и духовное возрождение.

 

1 Нарастание  кризисных явлений в СССР, странах  социализма на рубеже 70 – 80-х г.г. Концепция перестройки

 

На рубеже 70 – 80-х гг. в СССР, а, следовательно, и в БССР продолжался системный кризис, который получил название «период застоя». Можно определить наиболее значимые причины кризиса.

1 Обострение противоречий  между относительно важным уровнем  производительных  сил и старыми производственными отношениями, которые базировались на жестком, строго централизованном государственном руководстве, административно-командной системе управления.

2 Созданное за годы  Советской власти безраздельно  господствующее государственное производство как форма социализма  полностью отчуждало работника от непосредственного распоряжения результатами своего труда, лишало его производственной активности и инициативы.

3Значительно возросли  затраты на работу энергетических  ресурсов (угля, газа, нефти) в связи  с их исчерпанием вблизи основных  промышленных гигантов и необходимостью освоения районов Сибири, Дальнего Востока, Севера. Для этого требовалась дополнительная инфраструктура (строительство подъездных путей, проведение коммуникаций, строительство новых городов), что требовало значительных финансовых расходов.

4 В промышленности, сельском  хозяйстве были исчерпаны резервы  для экстенсивного развития, а переход к интенсивным методам хозяйствования был затруднен обстоятельствами объективного и субъективного прядка.

5 Противостояние системе  капитализма требовало огромных  материальных затрат на гонку вооружений, поэтому приходилось перераспределять средства в ВПК19.

  БССР, как и другие  республики не добилась решительных сдвигов в интенсификации производства. За счёт научно-технического прогресса обеспечивалось только 50% прироста производительности труда. Допускался перерасход топлива, электроэнергии, тепловой энергии. Не удалось решить задачи по переводу экономики с экстенсивного пути развития на интенсивный, соединению НТР с производством. Хотя развитие науки создавало значительные возможности для взаимодействия с промышленностью, производством. Многие разработки медленно внедрялись и, тем самым, теряли свою ценность, эффективность. Препятствовал этому сложившийся хозяйственный механизм управления. Развиваясь по экстенсивному пути предприятия, слабо воспринимали необходимость модернизации производства, необходимость технического переоснащения. Только в    1978 г. не было внедрено в производство более 20 тысяч рационализаторских предложений.

Политика реформ, проводимая в 50-60-е годы в сельском хозяйстве, не вписывалась в старую систему управления.

Сельское хозяйство  развивалось по экстенсивному пути, замедлялись темпы прироста продукции. Не приносили отдачи значительные финансовые вливания в сельское хозяйство. Уровень оснащённости техникой и организация её использования не соответствовали задачам увеличения продукции. Слабо решались задачи комплексной механизации. Проводимое осушение заболоченных земель не учитывало требований охраны окружающей среды. Всё это отражалось на выпуске продукции. За 20 лет, с 1965 по 1985 года, её валовый объём возрос только в 1,6 раза20. Это не обеспечивало удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье.

В результате бесхозяйственности и неорганизованности около 25 % выращенной продукции терялось при уборке и транспортировке21.

Удорожание сельскохозяйственной техники, разрыв в закупочных и розничных ценах, высокие платежи обслуживающим предприятиям привели к увеличению затратных, слабо рентабельных колхозов и совхозов.

Низкий уровень социального  развития деревни, политика ликвидации так называемых «неперспективных деревень» породили чрезмерную миграцию сельского населения в город.

С середины 80-х годов  партийное руководство во главе  с М.С. Горбачёвым провозгласило курс на перестройку. В этом была объективная потребность, так как накопившиеся в обществе проблемы нельзя было решить путём косметических преобразований.

Политика перестройки  нашла отражение в решениях апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС. Применительно  к Беларуси программа перестройки  конкретизировалась в решениях XXX (1986 г.) и XXXI (1990 г.) съездов ЦК КПБ.

В основу социально-экономического развития был положен курс на ускорение. Этот курс предполагалось осуществить за счёт:

1) научно-технического  прогресса и его внедрения  главным образом в машиностроительный комплекс;

2) интенсификация производства, отход от экстенсивных механизмов  развития;

3) перераспределение  финансовых потоков за счёт  отхода от затратного капитального строительства и направления этих средств на развитие машиностроения;

4) активизация человеческого фактора, повышение активности людей. Укрепление дисциплины, наведение порядка в использовании сырья, ресурсов, повышение качества продукции.

 Первые шаги ускорения  социально-экономического развития  привели к подъему производства  в 1985 – 1986 гг. Однако целый ряд факторов затормозил этот процесс. Среди них целесообразно отметить снижение цен на нефть и уменьшение потока «нефтедолларов» в советскую экономику. Отрицательно сказалось на перестройке авария на Чернобыльской АЭС, антиалкогольная компания. Начинает расти инфляция, вводятся  талоны на отдельные продукты питания.

Принимаемые меры по выводу страны из кризиса были низкопрофессиональными и не принесли позитивных результатов. Поэтому экономическая ситуация требовала перехода к осуществлению радикальных реформ на путях рыночных преобразований.

 

     2 Начало процесса демократизации в БССР (вторая половина 80-х нач. 90-х гг.) . Гласность и идеологический плюрализм

 

Одним из главных компонентов  перестройки была демократизация общественно-политической жизни. Первоначальными ее составляющими являлись гласность, идеологический и политический плюрализм. Демократизация должна была создать социальное и политическое пространство, в котором формировались благоприятные условия для активизации человеческого фактора.

Первоначально демократизация и гласность в Беларуси стали  проявляться в национально-культурных и экологических формах. Эти процессы влияли на пробуждение национального самосознания, повышение активности различных социальных слоев, и в первую очередь, молодежи. В 90-х гг. под влиянием перестройки в Беларуси создаются клубные объединения «Талака», «Паходня». «Тутэйшыя». Они обращаются к наиболее сложным проблемам истории и культуры нашей страны, включаются в политическую жизнь страны в связи с признанием властью идеологического и политического плюрализма.

На начальном этапе  демократизации политической системы  происходит процесс обновления избирательного законодательства. В нем определены демократические основы выборов. Например, разрешалось баллотироваться нескольким кандидатам в депутаты в одном и том же округе. Эти и другие меры, направленные на реформирование избирательной системы носили половинчатый характер. Об этом свидетельствуют результаты выборов в Верховный Совет 4 марта 1990 г. В первом туре в него было избрано только 98 депутатов из 360. Низкой была степень доверия избирателей и к кандидатам в местные органы власти. Так, в городском и районных Советах г. Минска вакантными после выборов оставалось 100 депутатских мандатов22.

Важным направлением демократизации общества явилось формирование правового государства. Это связывалось с началом пересмотра и систематизацией законодательства. До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона, в том  числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственности», «О земле» и т. д.23

 Комиссия Верховного Совета приступила к разработке Основного Закона – Конституции Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. новая Конституция была принята. Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством. Конституцией вводилась президентская  форма правления.

С развитием демократии в обществе сложились условия  для многопартийности. На рубеже 80 -90-х гг. формируется многообразие форм собственности, что составляет основу социальной дифференциации. Возникают новые социальные группы с многообразием интересов. Они стремятся создать политические и социальные институты для защиты своих экономических и политических устремлений. В политической сфере формируются разнообразные политические теории и идеологии, зарождаются новые демократические традиции. В духовной сфере появляются свобода взглядов, убеждений, свобода слова. Зарождающимся партиям предоставляется право на получение и распространение своевременной достоверной информации о деятельности органов государственной власти.  Открывается доступ к средствам массовой информации в порядке, установленном законом.

На    протяжении    90-х    годов    были    созданы    правовые    основы    для многопартийности.

Третий съезд  народных депутатов (март 1990 г.) отменяет статью шестую Конституции СССР, которая закрепляла монополию на власть одной партии.

В 1991 году принят Закон «Об общественных объединениях». В нем определен порядок создания и деятельности различных политических партий и общественных объединений.

В настоящее  время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией (ст. 4,5), законом «О политических партиях» (1994), Законом «Об общественных объединениях» (1994).

В январе 1999 г. был издан Декрет Президента республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений 24.

 Указанные выше изменения в обществе придали динамику процессу образования политических партий.

   В 1991 году в республике действовало 15 политических партий, в 1995 – 34, в 1997 – 46 партий, более тысячи общественных объединений и фондов. В 2002 г. – 18 партий.

   Обновлялось профсоюзное  движение. В октябре 1990 г. состоялся  первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), являющейся самым крупным общественным объединением в стране. В ноябре 1991 г. состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси, которые объявили себя конкурентами ФПБ.

Информация о работе Курс лекций по "Истории Беларуси"